Первый известный нам закон о дворянских мундирах издан 23 октября 1782 года. Для дворян и государственных служащих был принят единый фасон мундира. Различался он лишь цветом применительно к различным губерниям.
Северным губерниям (включая Петербургскую) был дан светло-синий цвет. Губерниям средней полосы (включая Московскую) – красный. Южным (включая Киевскую) – тёмно-вишнёвый.
Форменное платье выглядело так: суконный кафтан с отложным воротником и длинными лацканами или без них, камзол (длинный жилет), белые штаны до колен, чулки, башмаки и чёрная треугольная шляпа. Платье дополняла шпага. Различий по чинам и должностям не предусматривалось. О старшинстве чиновника можно было судить лишь по орденам да по качеству материала и портновской работы.
Дворяне большое внимание уделяли родственным связям. Оказание помощи родственнику и даже прямая протекция по службе считались обязательными. Вспомним Фамусова из «Горя и ума», который окружил себя по службе «детками» сестры и свояченицы. Он же и объяснял, что не может «не порадеть родному человеку» в назначении на должность и представлении к ордену.
Дело в том, что дворянские семьи в большинстве случаев были многочисленными. А это означало, что дворянская семья в каждом поколении могла породниться с несколькими дворянскими же родами. И при сравнительной малочисленности дворянства родственные связи между их семьями оказывались сложно переплетёнными.
Другая причина внимания к родству имела отношение к праву наследования. Иногда при отсутствии близких родственников громадные со
... Читать дальше »
Попробуем разобраться в том, что составляло стержень всего государства Российского XVIII – начала XX веков.
Генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-серкетарь, превосходительство и светлость – вот некоторые из титулов, бывших тогда в ходу. Соответственно титулу человек, облекался и в определённую одежду – мундир. Титул, наряду с другими наградами, жаловался за службу государем.
Сегодня трудно понять то, что являлось основой всей жизни в России. Система титулов, мундиров и орденов, существовавшее в Российской империи, была отменена в 1917 году. С тех пор основательно подзабылась. И специальных справочников по ней не существует. А без этих знаний порой трудно понять даже многие литературные произведения прошлого, не говоря уже об исторических трудах.... Читать дальше »
НАЧАЛО ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ. БИТВА НА ЖЁЛТЫХ ВОДАХ.
Значительную часть территории Речи Посполитой составляли украинские земли. Обеспечить защиту таких огромных пространств поляки своими силами не могли, поэтому на военную службу привлекались и украинцы. Именно им было поручено охранять южные и восточные границы государства – в первую очередь от татар. С другой стороны, практически невозможно было бороться с поселенцами на этих границах. На плавнях и островах за порогами Днепра действовали свои порядки. Поселенцы, называвшие себя казаками, не подчинялись панам и воеводам. Основным их занятием был военный разбой, и для поляков было лучше направить их энергию куда-нибудь за пределы государства. Польское правительство отчасти легализовало казачество. Были созданы отряды реестровых казаков, находящихся на королевской службе, более состоятельных и лояльных. Они в свою очередь оказывали «благотворное» влияние на низы казаческого сословия, сечевиков, проживающих в своеобразной республике – Запорожская Сечи.
Батальная сцена. Роспись на деревянном ларце из Гробницы Тутанхомона. Фивы. XVIII династии.
По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились её древнейшие черты, что было вызвано стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания.
Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из иных стран, участившиеся случаи смешанных браков, воспитание вельмож-чужестранцев и принятие политических беженцев при дворе фараона, проникновение иноземцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение, переводы азиатских мифологических текстов на египетский язык и т. д. – всё это способствовало ускорению процесса взаимодействия и ассимиляции культур.
Эпоха гиксосского владычества затормозила естественную эволюцию египетской культуры, но не прервала линии её преемственности.
Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и не бывалого прежде интенсивного распространения её за пределы Египта, взаимодействуя с культурами соседних народов. Положение Египта как мировой державы создаёт особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках в Фивах «Граде Амона», в торжественных надписях фараонов-завоевателей, их анналах и одах, в гимнах богам, и прежде всего Амону Победоносному, именем которого освящались все военные походы. Главенствующее положение Египта нашло отражение в храмовых и гробничных сценах с
... Читать дальше »
Нубийские воины. Деревянная скульптура из гробницы номарха в Сиуте. Начало Среднего Царства.
«Что станется с этой страной, когда скроется солнце и не будет больше сиять, дабы могли видеть люди? Не будут жить сокрытые тучами, и всё оцепенеет, лишившись его… Обмелеет река Египта, и смогут пересечь воды в брод… Южный ветер одолеет северный, и не будет в небесах ни единого дуновения… Придут враги с Востока, спустятся азиаты в Египет… И будет страна в смятении, не зная, что станется с ней… Я покажу тебе сына врагом, и брата недругом, и человека, убивающего своего отца. Все уста будут молить о сострадании, но исчезнет всё благое, погибнет страна…»
Этот образ бедствия, воспринимаемого как конец мира, – реминисценция небывалого мятежа, завершившего эпоху Древнего царства. Его описание вкладывает
... Читать дальше »
Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской цивилизации, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты её формировались и до образования египетского государства, возникшего ранее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты Египтом независимости, во время владычества Лагидов, в римско-византийский период. 394 годом н. э. датируется последняя иероглифическая надпись. В восприятии последующих поколений египетская иероглифика становится лишь языком мистических символов. В V в. н. э. исчезает демотическое письмо¹. В 535 г. н. э., при Юстиниане, прекратил своё существование храм Исиды на острове Филэ – последний оплот древнеегипетского владычества. Египет древний превратился в миф. В конце XIX в. стал мёртвым языком коптский² – наследник древнеегипетского языка, удержавшийся ныне только в богослужении коптов (бохарийский диалект). Закат
... Читать дальше »
Одна из древнейших цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос».
Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах – города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» – Чёрная Земля – по цвету местной почвы.
По словам Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей хозяйственной деятельности населения. В Египте и соседних с ним областях имелось почти всё ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником. В самом Египте металлов не было, но они добывались в прилегающих областях: на Синайском п-ове &ndas
... Читать дальше »