Понедельник, 23.10.2017, 19:58
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Март » 28 » Древнегреческая цивилизация. Классическая Греция
11:40
Древнегреческая цивилизация. Классическая Греция

Древнегреческая цивилизация

Классическая Греция

Афина Промахос. Бронза. 450 г. до н. э.

Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает VI – V вв. до н.э. Это время наивысшего подъёма Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

    Обычно полис определяют как гражданскую общину, тем самым подчёркивая два его элемента: общинный характер данного социального организма и своеобразие этой общины, отличающейся от других типов общин (родовой, семейной, территориальной и т.д.). Главная особенность античной гражданской общины заключалась в том, что в основе её лежала античная форма собственности, глубоко исследованная К. Марксом, показавшим, что именно отличает её от других форм собственности: двуединый характер, диалектическое единство государственного и частного принципов собственности.

    Этой особенностью античной формы собственности объясняются основные черты древнегреческого полиса. Прежде всего совпадение в принципе политического коллектива (коллектива полноправных граждан) и коллектива земельных собственников, взаимообусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Все группы населения, не имеющие гражданских прав, отстраняются от права собственности на землю. Существует и обратная зависимость, хотя она и не столь ярко выражена: во многих полисах утрата участка земли означала и потерю политических прав.

    Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяются демократические тенденции в развитии древнегреческого общества. Ещё одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооружённые силы гражданской общины – ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.

    Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина. Даже в наиболее экономически развитых полисах, таких как Афины, подавляющая масса граждан занималась сельским хозяйством.

 Основной экономический принцип полиса – идея автаркии, т.е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. Ни отдельно взятый индивид, ни полис в целом не чувствовали себя полностью свободными, если их существование зависели от кого-то другого.

    В соответствии с этими принципами вырабатывались и полисная система ценностей, продолжавшая существовать и оказывать влияние даже тогда, когда менялись условия жизни. Важнейший элемент этой системы ценностей составляла твёрдая уверенность в том, что полис – высшее  благо, что существование человека вне его рамок невозможно, что благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Сюда же относились идея превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности, осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни, приоритет традиций. В целом полис предстаёт перед нами как своеобразная «крестьянская республика» со всеми свойственными такому социальному организму чертами.

    Для данной эпохи характерно ещё одно важное явление: начало широкого распространения в Греции рабства классического типа. Существовали две основные формы рабства: рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей, и рабство классического типа, наиболее распространённое в экономически развитых центрах. При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишён собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись её уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром. Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство рабовладельцев над рабами.

    Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия её социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития рабовладельческого строя.

    Уже в самом начале полисной цивилизации пришлось отстаивать свою самобытность и право на своё существование в борьбе с «мировой» Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад.

    Поводом для войны послужило восстанием греческих народов Малой Азии против власти персов в 500 г. до н.э. Продолжавшаяся пять лет неравная борьба закончилась поражением греков. Использовав в качестве предлога помощь восставшим со стороны некоторых полисов Балканского п-ова, персы усилили своё давление на Запад. В 490 г. до н.э. персидская армия высадилась в Аттике, у Марафона, но в происшедшей здесь битве была разбита.

    В 480 г. до н.э. огромная персидская армия и флот под водительством Ксеркса вновь вторглась в Грецию. Часть греков признала персидскую власть, другие остались нейтральными, и только небольшое число полисов во главе со Спартой и Афинами твёрдо решили бороться до конца за свою свободу. Несмотря на героическое сопротивление отряда спартанцев во главе с царём Леонидом в Фермопильском ущелье, персы прорвались в Центральную Грецию. Население Афин бежало, завоеватели захватили город и разграбили его. Но дальнейшее продвижение персов было остановлено благодаря победе греческого флота у о-ва Саламин. Решающую роль в этом сражении сыграл афинский флот, построенный между 490 и 480 гг. до н.э. по инициативе выдающегося афинского политического деятеля Фемистокла. Главные события произошли в 479 г. до н.э., когда персы понесли два поражения – и на суше и на море. Персидские войска оставили Грецию, были освобождены греческие города Малой Азии. Военные действия продолжались ещё 30 лет, но ход войны коренным образом изменился. Греция смогла отстоять свою независимость, мир полисов доказал свою жизнеспособность.

    Эти успехи греков имели важное значение. Одно из них – психологическое. Греки, особенно из тех полисов, которые с самого начала боролись с персами, гордились своей победой над могущественной державой Ахеменидов, пребывая в убеждении, что победу дала им свобода, а персы понесли поражение потому, что все они – рабы «великого царя». Ранее сформировавшееся представление о превосходстве греков над остальными народами в ходе этой войны перерастало в убеждение.

    Греко-персидские войны оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие Эллады. Особенно важным стал второй этап войны, когда греки одерживали победы и обращали в рабов многочисленных военнопленных. Цены на рабов падали, что позволяло людям среднего достатка приобретать их. Тем самым греко-персидские войны способствовали широкому распространению рабства в Греции.

     Последствия греко-персидских войн наиболее сильно сказались в Афинах. Последующий период – время преобладания Афин, их огромного влияния на судьбы всего средиземноморского мира. Развитие Афин следует рассматривать с точки зрения эволюции в трёх тесно взаимосвязанных сферах: внешнеполитической (создание Афинской морской державы), экономической (превращение Афин в крупнейший экономический центр Эллады), внутриполитической (укрепление афинской рабовладельческой демократии).

    В годы войны с Персией для борьбы с нею возник союз равноправных полисов с центром на о-ве Делос – так называемый Делосский морской союз, который постепенно всё более подпадал под контроль Афин. В союзе преобладали приморские и островные государства. Их экономика была тесно связана с морем и морской торговлей, поэтому господство афинян на море ставило их в зависимость от Афин. Со временем афиняне стали сами распоряжаться союзной казной, единолично устанавливая размер взносов союзников. На земли союзных полисов выводились афинские колонисты – клерухи. Делосский морской союз постепенно превратился в Афинскую морскую державу; в период расцвета он насчитывал около 250 полисов. Опираясь на ресурсы союза, Афины проводили великодержавную политику, но им неоднократно приходилось преодолевать сопротивление союзников, недовольных своим подчинённым положением.

Умирающий воин. Деталь западного фронтона храма Афины на Эгине. Около 500  480 гг. до н. э.

    После изгнания персов из Греции наступил подъём экономики. В сельском хозяйстве стал широко применяться рабский труд, почти в каждом хозяйстве теперь появились рабы. Однако крупные рабовладельческие хозяйства были исключением, главным производителем оставался средний крестьянин. Само хозяйство приобретает теперь товарный характер, сократились посевы зерновых, расширились площади, занятые виноградом и оливой. Значительная часть продукции продавалась на внутреннем рынке, часть шла на экспорт. Ещё большие изменения претерпевает ремесленное производство, чему способствовало особое положение Афин как крупнейшего центра, объединявшего вокруг себя многие города Эллады. В силу того что основу мощи Афин составлял флот, бурно развивается кораблестроение и связанные с ним отрасли ремесла. Руководители Афинской демократии стремились сделать свой город красивейшим в Элладе, осуществлялась грандиозная строительная программа, что вызвало подъём строительного дела – от работ в каменоломнях до обработки слоновой кости и золочение статуй. Важной отраслью экономики Афин было горное дело – на территории Аттики находились Лаврионские рудники, где добывалось серебро.

    В Афинах преобладали мастерские с двумя-тремя рабочими; в некоторых же отраслях специфика производства и достигнутая степень разделения труда требовали большего количества производителей. По подсчётам современных исследователей, для нормального функционирования мастерской по переработке в Лаврионе руды необходимо было в среднем 33 рабочих. Рабский труд в ремесленном производстве использовался гораздо шире, чем в сельском хозяйстве. В мастерских, как правило, работал сам хозяин-свободный с одним-двумя рабами. Рабы стоили недорого, и после двух-трёх лет работы затраты окупались. Дорого платили только за обученных рабов, имевших какую-нибудь специальность. В больших мастерских работали почти исключительно рабы. Практически чисто рабским был труд в шахтах и мастерских по переработке руды – самых трудоёмких отраслях хозяйства.

    Развитие ремесла и рост товарности сельского хозяйства способствовали развитию обмена. С восхищением рассказывает комедиограф Гермипп о товарах, которые свозились со всего тогдашнего мира в афинский порт Пирей:

 

Шлёт для мечей рукоятки и кожи

                                     воловьи Кирена,

Скумбрию и солонину везут с берегов

                                          Геллеспонта,

А из Италии – скот и крупу из

                               толчёной пшеницы;

Из Сиракуз – сицилийских свиней нам

                                и сыр доставляют,

Снасть корабельную, холст и папирус

                                   везут из Египта,

И благовонья – из Сирии…

С Крита прекрасного шлют кипарис

                     для богов многочтимых,

Ливия кость для поделок слоновую нам

                                             присылает,

Родос – изюм и инжир, погружающий

                                  в дрёму хмельную.

Сладкий каштан и миндаль, изумрудом

                              сверкающий, ввозят

Из Пафлагонии; финики шлют и муку

                                         финикийцы,

А Карфаген поставляет ковры и подушки цветные.

 

На основании этого отрывка можно судить и об определённой специализации производства в отдельных районах тогдашнего мира.

    С внешнеполитическими успехами Афин и возрастанием их роли как крупнейшего экономического центра связано и дальнейшее развитие афинской демократии. В середине V в. до н.э. производится ряд политических реформ, в результате которых в Афинах окончательно оформился демократический строй.

    Древнегреческая, в частности афинская, демократия представляла собой выдающееся явление в истории человечества, ибо не только впервые появилось само понятие «демократия» (народоправство), но и последовательно проводилась в жизнь сама эта система. Вместе с тем то была демократия для меньшинства, так как распространялась она только на граждан. Политическими правами не пользовались женщины, метеки – иноземцы, постоянно проживающие в Афинах и составлявшие значительный процент населения. Никаких политических прав не имели и рабы. Более того, демократия явилась своеобразной реакцией на развитие рабства, представляя в конечном счёте форму организации рабовладельцев.

    Расцвет Афин связан с именем одного из крупнейших деятелей античности, общепризнанного вождя афинской демократии – Перикла. Талантливый, прекрасно образованный человек, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Перикл стремился не только упрочить демократию и усилить военно-политическую мощь Афин, но и превратить свой город в центр просвещения Эллады. В его доме собирались известные деятели культуры того времени, Перикл был дружен с историком Геродотом, трагиком Софоклом, скульптором Фидием. Честный и преданный родному полису и его демократическому строю, Перикл пользовался огромной популярностью демоса.

    Укрепление Афинского морского союза, растущая сила Афин вызывали беспокойство во многих полисах, усиливая внутреннюю напряжённость в Греции. Важнейшим противником Афин выступали Спарта и возглавляемый ею Пелопонннеский союз. Этот союз был достаточно разнороден: в него входили и Спарта с её аграрной экономикой, и также передовые в экономическом отношении полисы, как Коринф и Мегары, и мелкие бедные полисы Ахайн и Аркадии. Основной целью союза, как отмечают современные исследователи, было сохранение стабильности политической и социальной ситуации. Спартанцы боялись, что всякое изменение внутренних и внешних условий может привести к ослаблению их позиции и вызовет подъём борьбы илотов. Эти настроения укрепились после того, как Афины поддержали восставших илотов, а затем помогли остаткам повстанцев поселиться в г. Навпакте. Усиление Афин воспринималось Спартой как вызов. Коринф также опасался его. Уже в архаическую эпоху сложилось своеобразное разделение «зон влияния» между этими центрами: Афины ориентировали свои интересы на восток и север, Коринф – на запад. Однако в V в. до н.э. Афины постепенно проникают и на запад, осваивая пути, ведущие к Сицилии и Южной Италии. Всё это противоречия вызревали постепенно, неоднократно приводя к конфликтам, и наконец в 431 г. до н.э. между Пелопоннесским и Афинским морским союзами разразилась война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннесской.

    Оба союза ставили перед собой решительные цели, и война продолжалась с коротким периодом целых 27 лет, отличаясь крайним ожесточением.

    В конечном счёте поражение Афин было предопределено действиями спартанской дипломатии, которая смогла получить от Персии значительные денежные субсидии. Именно на персидское золото был создан спартанцами флот, который уничтожил морские силы Афин. Правда, за эту помощь Спарта пообещала отдать Персии греческие города Малой Азии. Спартанские войска под командованием талантливого полководца и дипломата Лисандра осадили Афины, и в 404 г. до н.э., лишившись всякой надежды на успех, афиняне были вынуждены сдаться. Это повлекло за собой изменение политического строя. У власти оказались олигархи¹, подвергшие своих противников жестокому преследованию.

    Поражение Афин коренным образом изменило ситуацию в Греции. Афинский морской союз перестал существовать. Демократические режимы, установившиеся в большинстве греческих полисов, были заменены олигархическими, опиравшиеся на спартанские гарнизоны. Гегемония в греческом мире перешла к Спарте. Пелопоннесская война стала важнейшим рубежом в истории Греции классической эпохи, она знаменовала собой начало кризиса полиса.                            

 

¹Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία (oligarchia) — «власть немногих», от др.-греч. ὀλίγος (oligos) — «немногий» и др.-греч. ἀρχή (arche) — «власть») — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала[1]) и, порой, обслуживает их личные и/или групповые интересы, а не интересы всех граждан.

 

                                     

Источник: «Древние цивилизации мира»

Просмотров: 449 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31