Мраморный бюст Помпея из Новой глиптотеки Карлсберга
Очередной
конфликт разгорелся в 70 г до н. э., когда Помпей и сулланец Красс добились
консульства. Заинтересованные в поддержке плебса, они отменили законы Суллы,
удалили из сената 64 сулланца, восстановили власть народных трибунов и передали
суды комиссии из сенаторов, всадников и выбиравшихся по трибам эрарных трибунов
из богатых плебеев. Снова оживились популяры. Одним из их вождей стал племянник
Мария, возвратившийся из изгнания, Гай Юлий Цезарь. На похоронах своей тётки –
жены Мария он произ
... Читать дальше »
До недавнего времени ранняя история Рима была
известна преимущественно по сочинениям поздних античных авторов, и потому
большинство историков XIX и первой половины XX в. считали её непознаваемой.
Успехи археологии и лингвистики в последнее десятилетия¹... Читать дальше »
Вопрос о том, можно ли
говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации неоднократно
обсуждался в науке.
Такие известные культурологи, как О. Шпенглер,
А. Тойнби выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали
самостоятельное значение Рима, считали, что римская эпоха была кризисной
стадией античной цивилизации. Когда её способность к духовному творчеству
сходит на нет, остаются только возможности к творчеству в области
государственности (создание Римской империи) и техники. Всё же, что за долгие
столетия римского господства в Средиземноморье было сделано в науке, философии,
историографии, поэзии, искусстве, было заимствовано у г
... Читать дальше »
Портрет мужчины из палестры на острове Делос. Бронза. II в. до н. э.
Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья.
Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов, формы синтеза определялись взаимодействием многих обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их культуры, социальной организацией, условиями экономической жизни, политичес
... Читать дальше »
ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ И ЗАВОЕВАНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ РИМОМ.
Голова Афродиты. Мрамор. III в. до н. э.
Изучение социальной структуры восточных эллинистических государств позволяет выявить характерную особенность: основная тяжесть содержания государственного аппарата падала на местное сельское население. Города же оказывались в сравнительно благоприятном положении, что и явилось одной из причин, способствовавших их быстрому росту и процветанию.
Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Македония также складывалась как эллинистическое государство, объединяющее в себе элементы монархии и полисного устройства. Но хотя земельные владения македонских царей были относительно обширны, здесь не было широкого слоя зависимого сельского населения (за исключением, может быть, фракийцев), за счёт эксплуатации которого могли бы существовать госуд
... Читать дальше »