Вторник, 16.04.2024, 19:18
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Март » 23 » Святослав Игоревич
15:48
Святослав Игоревич

Святослав Игоревич

Виталий Малютин

    В русской истории князь Святослав Игоревич оставил яркий след, несмотря на то, что прожил короткую жизнь. Восемь лет правил он киевской землёй, но это время хорошо запомнилось на все последующие века, а сам Святослав стал образцом ратной доблести и прототипом некоторых героев русских былин. И именно этого человека Николай Карамзин назвал «Александром Македонским нашей истории».

    По предположению исследователей и в соответствии с «Повестью временных лет», будущий властитель земли русской появился на свет в 942 году у уже немолодых родителей – княгине Ольге на тот час исполнилось около 43 лет, князю Игорю и того больше. Так уж вышло, что на момент смерти своего отца в 945 году, помимо Святослава не оставалось больше наследников мужского пола, которые были старше его. Как известно из летописи, княгиня Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, организовала военный поход против древлян, чтобы отомстить им за убийство мужа. Сражение символически открыл сам Святослав. Мать вложила ему в руки копьё и шепнула, чтобы он бросил его в сторону древлян. Брошенное малолетним князем оружие пролетело между ушей коня и упало к его ногам, но для русской дружины это стало сигналом к атаке.

   После разгромной победы Ольга занялась выстраиванием системы правления, а юного Святослава отправила в Новгород (новгородцы сами того пожелали, объясняя, что-де не привыкли жить без управителя). С тех пор воспитанием Святослава занимались в основном дружинники, в частности, воевода Свенельд. Он рассказывал пареньку о далёких странах, о богатствах, которые только и ожидали ловкого завоевателя, учил его владеть различными видами оружия, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. В конечном итоге, Святослав настолько проникся жизнью дружины, что, когда Ольга попыталась приобщить его к христианству, у неё ничего не вышло. Воспитанный в языческой среде, Святослав категорически отказался креститься, сославшись на то, что дружина, не принимавшая новую веру, будет смеяться над ним. И тем самым показал, что воинское братство для него дороже родной матери. Ольге ничего не оставалось, как смириться с этим фактом.

    По сути, с самых ранних лет Святослав Игоревич жил одной лишь войной, которая и стала смыслом его бытия. Все своё время князь-воин посвящал ратному делу и военным походам, а управление государством с радостью переложил на плечи престарелой матери. Воевал он и ради выгоды, и ради славы. Да и внешностью совсем не походил на привыкшего жить в палатах правителя. Святослав был среднего роста, широкоплечий, коренастый, но стройный. Сидящую на короткой крепкой шее голову он брил наголо, оставляя на одной её стороне локон волос (единственная зримая деталь, означающая его принадлежность к княжескому роду). Свирепый образ дополняли глядящие из-под всегда насупленных густых бровей голубые глаза, плоский нос и длинные усы.

    Под стать себе создал и войско. При его отце и ранее солдаты для ратной службы набирались от всех союзных и покорённых племён, то есть русская армия представляла собой соединение племенных ополчений. Теперь же молодой князь сформировал около себя единую дружину, где собранные с юности витязи забывали свои племенные распри и становились друзьями. Они росли в воинских забавах, тренировались вместе со Святославом, ели за одним столом, вместе отдыхали, и когда князь вырос, рядом с ним выросла и рать, удивившая своими подвигами большую часть обитаемого мира. Святослав никогда ничем не отличал себя от войска – равно со всеми делил тяготы похода, голод и холод. Да и его дружинники, воспитанные подобно юным спартанцам, с призрением отвергали удобства, умея довольствоваться малым, а то отказывались и от него. Так же, как и викинги, русичи могли по нескольку дней не пить и не есть, что в никоей мере не отражалось  на их всесокрушающей боеспособности. В походах князь не возил с собой ни котлов, ни обозов, питался кониной или мясом диких зверей, которое пёк на углях, спал без шатра под открытым небом, положив в изголовье седло. Но за этой внешней простотой стоял холодный расчёт, при котором выверялось  всё:  направление похода, его протяжённость, факторы, могущие его затянуть, возможности пополнения провианта и многое, многое другое. И ещё одно интересной чертой обладал Святослав – если шёл на врага, то никогда не нападал врасплох, а всегда заранее предупреждал: «Иду на вы».

    Одной из первых военных компаний, прославивших этого могущественного воина, полководца и стратега, стал поход на Волгу в 964 году. Полвека назад, в битвах с хазарами и булгарами здесь погибла почти вся дружина его отца, возвращавшаяся с берегов Каспия. По дедовским законам, Русь не могла оставить обидчиков безнаказанными и должна была помнить о мести до третьего колена. Получалось, что Святослав организовал на бой детей и внуков погибших. Кстати, этот первый его поход стал единственным, когда в дела войны вмешались понятия чести и долга. В дальнейшем же князь воевал лишь ради славы и пользы от военных завоеваний.

    Расположенную в среднем Поволжье и бассейне реки Камы армию булгар Святослав наголову разгромил. Затем пришла очередь Хазарского каганата – одной из крупнейших и богатейших держав, протянувшейся на восток до бескрайних равнин Сибири, а на юге подступавшей вплотную к мусульманскому миру. Русское войско появилось на границах хазарских владений с непривычной стороны – с севера, в то время как на восток русы обычно продвигались по Азовскому морю и Дону. Каганат всегда считал свои северные границы хорошо прикрытыми, поэтому на внезапное вторжение не смог отреагировать своевременно. И великая держава, веками заставлявшая трепетать своих соседей, почти сразу съёжилась, потеряв былую мощь и силу. Святослав разбил и рассеял хазарское войско, захватил столицу каганата город Семендер, а царя со сподвижниками принудил к бегству в горы. Затем, исчезнув в степи, князь вдруг объявился у подошвы Кавказских гор, смирив тут железной рукой аланские племена, после чего повернул к западу.

    Впереди у него простирался Крым, с богатыми и беззащитными владениями Византии. Жители древней державы замерли с ожиданием, с ужасом представляя, что сделают с ними невесть откуда появившиеся русичи. Но Святослав мирно прошествовал своим путём, полагая, что отягощённая захваченными у хазар богатствами армия пока не готова к бою. Оставив на Византийской границе небольшие дружины, князь вернулся в Киев с огромной данью.

    Правда, долго в столице он не задержался. Неуёмная натура воина требовала заняться настоящим мужским делом, а не перебирать бумаги и выслушивать отчёты. Пока молодой князь думал-гадал, что ему делать, в это же время на подобную тему размышлял и иной государь – византийский император Никифор Фока, втянувшийся в войну с дунайскими булгарами. Посему, чтобы подавить врагов, император решил заключить военный союз с прославленным киевским коллегой. И вот уже Святослав во главе десятитысячного войска пустился на ладьях в долгий путь. Как всегда, несмотря на внешнюю импульсивность решений, поход был тщательно продуман и осуществлён со всеми возможными предосторожностями. Лишь в самом конце лета 967 года, русские суда приблизились к Дунаю и витязи сошли на берег, булгары поняли, что их ожидает. Булгарский царь, всё ещё продолжавший требовать по обычаю дань с Византии, поспешно собрал тридцать тысяч солдат и бросил их против русских. Но перевес в численности не помог. Русские обратили булгар в бегство, а  после того, как те заперлись в крепости Доростол, долго ещё держали её в осаде. В конце концов, булгарам пришлось сдаться и Святослав, перестав тратить на осаду время и силы, двинулся вдоль Дуная, почти без боя захватывая город за городом. Как извещает летопись, он подчинил своей власти 80 селений. Новые земли так понравились князю, что он даже хотел перенести свою столицу из Киева на Дунай, в местечко Переяславец.

    Тут Никифор Фока призадумался, какую заботу он себе нажил – вместо постепенно приходящей в упадок Булгарской державы, он получил в соседи великого воина. Тогда византийский император послал гонцов подговорить печенегов, обитающих в Северном Причерноморье, напасть на Киев, успокоив их тем, что войска Святослава далеко. Кочевники осадили Киев, но выскользнувший из окружения гонец, сумел разыскать князя и поведать о беде. Дружина русичей моментально выступила в поход. В короткий срок добравшись до столицы, Святослав обрушил на печенегов всю мощь своего оружия. А разгромив печенегов, опять задумался, на кого идти войной далее.

    Однако время внесло свои коррективы. В 969 году княгиня Ольга тихо скончалась. Святославу на родине не сиделось, но, помня наказы матери, он всё же какое-то время посвятил делам державы. Своего старшего сына Ярополка он посадил в Киеве, Олега – у древлян, обитавших в украинском Полесье, а Владимира – в Новгороде. Богатейшие и сильнейшие земли получили молодых  и сильных правителей – наместников великого князя. Сам же правитель земли русской решил воротиться на Дунай и княжить булгарами. Вот только булгары на сей счёт имели иное мнение – новый царь Борис заключил с Византией мир и терпеть на своей земле иноземцев не собирался. Тем не менее, когда в августе 969 года русичи могучей силой высадились на Дунае, им никто не оказал сопротивления. Осев в столице Бориса – Преславе, Святослав, как и задумывал ранее, стал править красивой страной по своим правилам.

    Вместе с тем, умудрённый воинским опытом и политическими интригами, русский князь хорошо понимал, что Византия не оставит его в покое – слишком близко подошёл он к её границе, поэтому удара с её стороны не стал ждать, а как только перевалы Родопских гор освободились от снега, ударил сам. С помощью местных проводников Святослав провёл своё войско тайными тропами через горную гряду и фракийские равнины, и в свойственной ему внезапной манере появился у византийской крепости Аркадиополь. Здесь, с честью выдержав тяжёлый  бой, он расчистил себе прямую дорогу к столице империи – Константинополю.

    Проходя по Македонии, русский князь попутно одержал ещё одну победу, разбив армию этой провинции. И тут на пути завоевателя встали греки – но уже не воины, а дипломаты. Не имея сил для отпора, они обещали многое. Русский князь поверил их слову, ведь и свои слова он никогда не бросал на ветер. Он пригласил дипломатов в свой лагерь, взял большой выкуп за завоёванное и не завоёванное, и после того, как услышал торжественное обещание Византии не вмешиваться в дела булгарские, ушёл обратно в свою новую дунайскую столицу.

    12 апреля 971 года Святослав убедился, что клятвенные обещания для его соседей не более чем пустые слова – войско под предводительством византийского императора Цимисхия, преодолев Родопы, появилось под стенами Преслава. На тот момент там находился лишь малый русский гарнизон и несколько полков булгарского войска. Два дня штурма с применением камнемётов и греческого огня позволили грекам пробиться в город. Когда войска императора с боем дошли до царского дворца, оттуда вышли все способные держать оружие в руках воины. Все они пали в том бою.

    Спустя десять дней греческое войско подошло к Доростолу, где находился с основными силами Святослав. Свято веривший, что главная защита витязей – не крепостные стены, а храбрость, князь вывел свои войска в поле перед городом и поставил в боевом порядке, перегородив дорогу к крепости живой стеной воинов, защищённых лишь щитами, копьями и мечами. Эту стену двенадцать раз пыталась пробить тяжёлая конница греков, столько же раз она откатывалась назад. Святослав выстоял с пехотой против множества конных атак, не потеряв строя, и к вечеру увёл своих воинов в город.

    Греки тоже не отступили и два месяца осаждали Доростол. Наконец, 22 июля ворота города отворились и из них стройными рядами, хоть среди них было много раненых, стали выходить русские воины. Святослав, ведя верных товарищей на последний бой, произнёс перед ними речь, в которой поклялся либо победить, либо пасть со славой. Но, похоже, само проведение не позволило Святославу с воинами пасть от руки греков. Поднявшийся сильный ветер нагнал туч, которые пролились на поле битвы сплошной стеной дождя. На раскисшей земле невозможно было дать бой, и русичи отступили обратно в Доростол.

    Через некоторое время, убедившись в равной силе друг друга, противоборствующие стороны завели переговоры о мире. Русские обязались уйти из Булгарии, а Византия отпускала их с оружием и боевой добычей, причём греки согласились снабдить людей Святослава хлебом на обратный путь. Принявший такое решение византийский император ничем не рисковал. К тому времени он уже знал, что его тайные посыльные предупредили печенегов: идёт ваш враг, дружина у него маленькая, а добыча большая. И те, конечно же, устроили засаду. Святослав Игоревич, рубившийся в первых рядах, получил множество ранений и, как подобает смелому воину, погиб на поле боя. Из его соратников также никто не уцелел. После битвы враги нашли тело киевского князя, отрубили ему голову и сделали из его черепа пиршественную чашу. Так хитроумие врагов победило великого воина.

Просмотров: 1054 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Митрофанович • 01:23, 14.12.2014
По официальной версии Москва была основана в 1147 г. князем Юрием Долгоругим!!!! КИЕВСКИМ КНЯЗЕМ!!!
В русской истории князь Святослав Игоревич оставил яркий след, несмотря на то, что прожил короткую жизнь. Восемь лет правил он киевской землёй!

НАДО ЭТО РАСПРОСТРАНИТЬ! А то некоторые товарищи из Москвы забыли кто их "родил"
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31