ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ЗВАНИЯ И МУНДИРЫ ДЛЯ СВИТЫ.
С начала XIX века свиту императора составляли отличившиеся по службе и пользующиеся доверием монарха генералы, адмиралы и офицеры. Носили они и особые свитские звания.
Ещё в 1711 году в России впервые появляются должности – генерал-адъютанта и флигель-адъютанта. При российской государыне Анне Иоанновне впервые появляется звание флигель-адъютант при императрице. Им наградили графа А. П. Апраксина.
В начале XIX века появляется понятие «Свита его императорского величества». Оно объединяет всех генералов- и флигель-адъютантов. В 1827 году установлены особые звания «Свиты Его Величества генерал-майор» и «Свиты Его Величества контр-адмирал».
По закону свитские звания давал в награду сам государь-император. При этом число членов свиты не ограничивалось. Если у Павла I в свите числилось 93 человека, то у Александра II – 939. В 1914 году в свите Николая II насчитывалось 51 генерал-адъютант, 64 генерал-майора и контр-адмирала и 56 флигель-адъютантов.
В обязанности членов свиты входило: выполнение специальных поручений императора, сопровождение прибывающих в Россию важных особ и делегаций, присутствие на всех выходах, парадах, смотрах, а также дежурство при императоре во дворце или на церемониях вне дворца.
В конце царствования Павла I генералы свиты получали золотое, а офицеры – серебряное шитьё на груди, воротниках, клапанцах, обшлагов и карманных клапанах мундиров.
Историческая мозаика
Персональный состав свиты был довольно случайный. По замыслу, в свиту должны были входить деятельные, безукоризненно честные, лично симпатичные императору люди. Что ж получалось на практике?
В 1890 году состоялось личное свидание российского и германского императоров. Свидетель этой встречи А. А. Половцов записал в дневнике, что в свите Александра III «от прежнего времени осталось множество никуда не пригодного хлама, который в настоящее время и составляет персонал, появляющийся для сопровождения императора».
ГРАЖДАНСКИЕ ЧИНЫ
Гражданский человек, начиная службу, мог двигаться вверх двумя путями. Он награждался следующим чином либо за особые заслуги, либо выслужив определённое количеством лет. Офицеры, перешедшие в гражданскую службу, продолжали именоваться своими прежними чинами. Военная служба всегда пользовалась большим почётом. И потому гражданские лица стремились к обладанию военными чинами. Многие чиновники приказывали своей прислуге именовать их генералами.
Головкин Гавриил Иванович
Горчаков Александр Михайлович
По «Табели о рангах» высшим чином (первого класса) считался канцлер. Всего в России чин канцлера имели 11 человек. Первым в 1709 году его получил граф Г. И. Головкин, а последним в 1867 году – князь А. М. Горчаков. Чаще всего чин канцлера давался министрам иностранных дел.
Однако уже к концу XVIII века потребовалось награждать чином I класса лиц, которые никак не могли именоваться канцлерами по служебному положению. Тогда и появилось новое наименование для чина I класса – действительный тайный советник I класса. Слово «действительный» означало «настоящий» и указывало на высшую степень чина. До 1917 года не более десяти человек получили этот чин. В середине XIX века этот чин имел князь А. Н. Голицын, в 1906 году им наградили графа Д. М. Сокольского, а в 1916 году – И. Л. Горемыкина. К началу XIX века таблица чинов приобрела вот такой вид:
КЛАСС
|
ЧИНЫ
|
I
|
Канцлер; действительный тайный советник.
|
II
|
Действительный тайный советник
|
III
|
Тайный советник
|
IV
|
Действительный статский советник.
|
V
|
Статский советник.
|
VI
|
Коллежский советник; военный советник.
|
VII
|
Надворный советник.
|
VIII
|
Коллежский асессор.
|
IX
|
Титулярный советник.
|
X
|
Коллежский секретарь.
|
XI
|
Корабельный секретарь.
|
XII
|
Губернский секретарь.
|
XIII
|
Провинциальный секретарь.
|
XIV
|
Коллежский регистратор.
|
Историческая мозаика
Согласно «Табели о рангах» чин IX класса, то есть титулярного советника, мог даваться «профессорам при Академии» и «докторам всяких факультетов, которые в службе обретаются». Знаменитый русский учёный М. В. Ломоносов был очень недоволен тем, что российских учёных причислили к столь низкому рангу. Именно в этом он усматривал причину нежелания дворян идти в науку. Ломоносов по этому поводу писал: «…между тем как за границей учёные, хотя большей частью не принадлежат к дворянству, производятся в статские и тайные советники».
ГРАЖДАНСКИЕ МУНДИРЫ
История гражданского мундира начинается в 1784 году. По цвету мундира чиновники одного ведомства отличались от другого. Мундиры старших чиновников обшивались серебром и золотом. К парадному мундиру надевалась шпага и треугольная шляпа с небольшими серебряными кистями по углам. Время от времени на гражданских мундирах появлялись погоны. Разнообразие мундиров вызвало у императора Николая II желание привести их к единому образцу.
1 июля 1903 года единая «образцовая» форма была утверждена. Вот так одевались в парадные дни лица, занимавшие должности не ниже VI класса. Они носили: однобортные тёмно-зелёные полукафтаны и белые брюки, шпагу и треугольную шляпу. Для тех, кто занимал должности VII и ниже классов, в состав парадной формы входили: двубортный сюртук с отложным воротником из чёрного бархата, тёмно-зелёные брюки, белый жилет, треугольная шляпа и шпага. Высшим чиновникам полагались погоны. Всем остальным – клапаны со звёздочками на воротниках.
Историческая мозаика
Пользование парадной форменной одеждой вызывало массу неудобств и затруднений. Интересны воспоминания современников. В феврале 1876 года П. А. Валуев присутствовал на похоронах великой княгини Марии Николаевны. Вот, что он там увидел: спасаясь от холода, «князь Урусов надел треугольную шляпу на барашковую шапку, что ему придавало самый карнавальный вид».
Для различных случаев требовалось разная одежда. Об этом с раздражением пишет А. А. Половцов в своём дневнике. В течение одного дня Половцову приходилось для доклада Александру III «по приезде в Петергоф переодеваться в мундир у дочери Бобринской», а затем у неё же «надевать виц-мундир», чтобы поехать в Михайловское к великому князю Михаилу Николаевичу. По мнению Половцова, чтобы «напяливать мундир», надо было «иметь храбрость».
ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ
Знак для статс-секретарей, период царствования Императора Александра III
Система гражданских чинов в царской России дополнялась несколькими высшими почётными званиями: статс-секретарь Его Величества, член Государственного совета, сенатор и почётный опекун.
Ещё во второй половине XVIII века существовала должность статс-секретаря при императрице. Позднее это уже только высшее гражданское почётное звание для чинов пяти высших классов. В 1915 году это звание носили всего 19 человек. Статс-секретари имели право лично делать доклады государю. Статс-секретари числились выше всех гражданских чинов. Звание статс-секретаря давалось доверенным министрам. Получивший такое звание сразу выделялся среди прочих. В 1872 году статс-секретари получили особый знак своего звания – серебряный вензель императора, этим званием их наградившего. Знак носился на левой стороне груди или на погонах.
Звание члена Государственного совета возникло с появлением этого органа в 1810 году. Все члены совета имели право являться к императору без предварительной договорённости. Число членов Государственного совета обычно составляло 60 – 70 человек.
С конца XVIII века существовали звание и должность сенатора, приравненные к III классу. Естественно, что звание сенатора считалось менее почётным, чем звание члена Государственного совета.
К званию сенатора приравнивалось звание опекуна или почётного опекуна. Оно было установлено в 1798 году для награждения членов опекунских советов. Опекунские советы занимались благотворительными учреждениями. Но нередко это звание давалось и за крупные пожертвования на благотворительные цели.
Звания статс-секретаря и почётного опекуна давалось гражданским лицам; звания члена Государственного совета и сенатора – также военным. Указанные звания присваивались пожизненно. Звания можно было совмещать. Например, И. Л. Горемыкин накануне революции 1917 года был одновременно действительным тайным советником I класса, статс-секретарём, членом Государственного совета и сенатором.
Историческая мозаика
Звание статс-секретаря очень редко давалось лицам, занимавшим посты ниже министерского. Когда же случалось такое исключительное награждение, современники его замечали и придавали ему важное значение. Так, в царствование Николая I статс-секретарём стал барон М. А Корф, имевший к тому времени лишь чин статского советника. В 1858 году в статс-секретари был пожалован директор одного из департаментов Д. А. Оболенский. С мая 1903 года по 1905 год это звание имел вообще не занимавший никакого поста А. М. Безобразов.
Овчинка, как говорится, стоила выделки. Все эти звания позволяли их обладателю жить весьма припеваючи. В конце XIX века в правительстве России вообще полагали, что существует «множество сенаторов, получающих жалованье и почти ничего не делающих».
НАГРАДЫ ДЛЯ ДУХОВЕНСТВА
В царской России духовенство фактически находилось на гражданской службе. И тоже имело свою систему рангов (санов) и титулов.
Духовенство делилось на чёрное (давшее обет безбрачия и числящееся в монахах) и белое.
И то и другое имело по пять санов. Чёрное духовенство: митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит и игумен. Первые три высших сана имели титул «архиерей» или «владыко». Саны давались иногда просто за личные заслуги или чаще были связаны с определённой должностью. Так, митрополиты обычно возглавляли три главные епархии (церковные округа): петербургскую, московскую и киевскую. Архиепископы возглавляли также крупные епархии. Епископы – епархии помельче. Архимандриты чаще являлись настоятелями крупных монастырей и ректорами духовных учебных заведений. Игумены возглавляли прочие монастыри. Эти звания могли принадлежать и настоятельницам женских монастырей (игуменьям). Митрополит и архиепископ пользовались общим титулом «ваше высокопреосвященство», а епископ – «ваше преосвященство». Всем им принадлежит и общий титул «владыко». Архимандрит и игумен титуловались «ваше высокопреподобие».
Белое духовенство имело следующие саны: протопресвитер, протоиерей, священник (иерей), протодиакон и диакон. Протопресвитеров в конце XIX века было четыре. Это звание давалось главе военного и морского духовенства, главе придворного духовенства, а также старшим священнослужителям Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Сан протоиерея давался настоятелям церквей, а сан протодиакона – диаконам кафедральных соборов и церквей придворного ведомства. Эти же саны могли даваться и просто за заслуги рядовым священникам и диаконам. Протопресвитер и протоиерей пользовались общим титулом «ваше высокопреподобие». Иерей и протодиакон титуловались «ваше преподобие».
Камилавка священника
Представители белого духовенства могли получить в награду камилавку – головной убор цилиндрической формы фиолетового цвета.
ИСТОЧНИК: «Я ПОЗНАЮ МИР»
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
|