ГЕРОДОТ
Виталий Малютин
Ещё при жизни этот человек удостоился прозвища «отец истории», его авторитет среди учёных на протяжении многих веков был непререкаем, да и в наше время исследователи, обращаясь к его работам, с удивлением обнаруживают всё новые и новые подробности, проливающие свет на загадки давно минувших дней.
История не располагает точными сведениями о дате рождения Геродота. Считается, что это произошло в 484 году до нашей эры. Зато место его появление на свет сомнению не подлежит – малоазийский город Галикарнас (ныне Бодрум в Турции). Тот самый Галикарнас, в котором находилось одно из классических семи чудес света – усыпальница тирана Мавсола, давшая рождение слову «мавзолей». Родной город Геродота, по преданию, был основан ещё в XII веке до н. э. греками, но в нём жили и представители местного племени карийцев – древнего народа, населявшего побережья Анатолии (современная Турция).
Грек по происхождению, Геродот рано приобщился к культуре эллинов, он отлично знал Гомера, ну а близость, а может быть и родство с карийцами (имя отца Геродота Ликс – карийского происхождения) связывали его с миром азиатского Востока. У себя на родине будущий великий историк принадлежал к людям знатным и состоятельным. Нелишним будет упомянуть, что он также приходился племянником известному предсказателю и поэту Паниасиду.
Стоящий на Средиземном море Галикарнас, в эпоху детства Геродота представлял собой смешение различных этнокультур. Здесь общались на разных языках, а от моряков, прибывших из далёких плаваний, можно было услышать небывалые истории. Живший среди этого пёстрого мира мальчуган, конечно же, не мог не пропитаться его атмосферой, и с раннего детства в нём зародилось, а впоследствии окрепло острое желание познать неведомые страны. Но покинуть родной город Геродота вынудили совсем другие причины.
Юность будущего историка и путешественника пришлась на неспокойное время: родовая аристократия Галикарнаса теряла власть под напором правителей-тиранов. Не миновала участь борьбы с тиранией и Геродота, который в молодости включился в политическую борьбу на стороне аристократии. Но попытка свергнуть тирана Лигдамида успехом не увенчалось. Дядя Геродота – Паниасид пал смертью храбрых в неравной борьбе, уцелевшие же участники восстания отправились в изгнание.
Это впоследствии Галикарнас стал гордиться своим знаменитым сыном. Надпись на постаменте памятника, поставленного несколько веков спустя гласит, что «Не древний город Нина (Ниневия в Ассирии), не Индия и не древний Вавилон взрастили медовые уста Геродота, но скалистая почва этих берегов». Однако, как это часто бывает, при жизни отношения великого человека с родиной не сложились. Вместе с другими противниками Лигдамида Геродот переселился на Самос – один из богатейших и развитых ионийских островов, контролирующий морские пути на Западном Средиземноморье. Любознательный и общительный галикарнасец быстро освоился на новом месте, изучил его историю и государственное устройство, после чего отправился в дальнейшее путешествие.
Надо заметить, что странствия для людей, ищущих знания, в ту эпоху было дело обыденным. Известно, что, начиная с VI века до н. э., выдающиеся греческие исследователи предпринимали много дальних путешествий для всестороннего овладения изучаемой ими областью знаний. Так путешествовал Гекатей Милетский, чтобы составить своё знаменитое «Землеописание», поэтому его называли «многостранствующим» мужем. Цицерон в трактате «О границах добра и зла» подчёркивал, что Пифагор, Платон и Демокрит «пустились в странствование по самым отдалённым странам из страсти к познанию». Младший современник Геродота, гениальный философ Демокрит с гордостью писал: «Я объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя её; я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом учёных людей… я провёл на чужбине около восьми лет».
Традицию эту продолжил и Геродот, всегда мечтавший узнать о жизни других народов, иные из которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимало разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Дополнительным стимулом к путешествию послужило также желание написать труд о греках и их войнах с персами. Геродот всё никак не мог понять причины превосходства сил противника. Ведь персы, имея многонациональную и многоязычную армию, умудрялись при этом действовать слаженно. Труд был задуман колоссальный, однако, конкуренция среди историков существовала даже в те давние времена. Для того, чтобы завоевать внимание слушателей и читателей, требовалось сообщить о том, чего не было у предшественников, то есть о том, что увидел сам или узнал от очевидцев, разыскал в надписях, в скупых городских и храмовых документах.
К сожалению, исследователи в данное время не могут установить, когда точно, в каком порядке, и на какие средства Геродот совершал свои путешествия. Скорее всего, он ездил либо с купцами, либо сам был купцом. Согласно воспоминаниям тех, кто знал его лично, Геродот живо интересовался торговыми путями, единицами мер и веса, переводами с одного языка на другой, словом, практическими вопросами, которые должны занимать негоцианта. С другой стороны, большинство путешествий Геродот явно совершил из чистой любознательности. В общем же странствия его длились не менее десяти лет, если учитывать дальность его путешествий и тогдашние транспортные средства.
Геродот утверждал, что посетил Кипр и Тир (ныне Сур в Ливане). В том же Тире он не упустил возможности побеседовать со жрецами. Судя по всему, это было его обычной практикой. Затем южнее по финикийскому побережью, он наведывался в Газу, а оттуда добрался до Египта. В Египте же спустился по Нилу до Сиены (в данном месте сейчас расположена Асуанская плотина), после чего ненадолго «заехал» на побережье Красного моря. Обширную информацию в тех местах он собирал у местных жрецов. Для этого ему, разумеется, пришлось воспользоваться услугами переводчиков, а так как в Египте их оказалось очень много, Геродот принял их за особое сословие. Посетил он также граничащую с Египтом Кирену (современную Ливию), где путешественника поразил урожай, снимаемый трижды в год.
Однако более всего Геродота привлекал Восток, культурные достижения которого вызывали нескрываемые восхищение. Неутомимый путешественник объездил огромное пространство от Ливии до Вавилона, Ассирии и Экбатаны – столицы Мидии. Последняя по описанию Геродота была окружённой семью стенами, возвышавшимися друг над другом зубцами, выкрашенными в белый, чёрный, пурпурный, голубой, красный, серебряный и золотой цвета (соответственно пяти планетам, а также Луне и Солнцу).
Вторая цель путешествий Геродота охватывала Малую Азию, Геллеспонт (Дарданеллы) и Северное Причерноморье до милетской колонии Ольвии, расположенной в устье Днепро-Бугского лимана. Об Ольвии он рассказывал как очевидец, называя имена людей, с которыми там беседовал.
Третьим направлением путешествия стали греческие государства Балканского полуострова и острова Эгейского моря.
Упоминал Геродот и о своих визитах в город Додону, славившуюся оракулом Зевса, где волю божества узнавали по шелесту священных дубов. Побывал он и на острове Делос, где по традиции девушки перед свадьбой отрезали себе локон, обматывали им веретено и относили на могилы мифических гиперборейских послов. Особо же повезло историку в Эпидавре, что на северо-востоке Пелопоннеса. В этом городе, рискуя жизнью, он раздобыл информацию о зловещих тайных культах.
Как утверждают современники, Геродот прекрасно ориентировался в районах Аттики и в самих Афинах, где провёл довольно много времени, описав посвящения на афинском Акрополе. Ничуть не хуже он был информирован и о знаменитом храме Аполлона в Дельфах, о прорицаниях Пифии, и о дарах преподносимых святилищу. Все эти места Геродот описывал, как очевидец, лично в них побывавший.
В 444 году до н. э. Геродот принял деятельное участие в предпринятом афинянами основании колонии в Фуриях (Южной Италии). Достижения этого народа произвели огромное впечатление и сделали Геродота горячим поклонником его государственного строя. Здесь он получил гражданство и здесь же, возможно, и окончил свои дни, предположительно, между 430 и 425 годами до н. э.
В конечном итоге, все свои заметки Геродот свёл в единое целое, и получилось довольно объёмное произведение, написанное к тому же в прозе, что было редкостью по тем временам. А надо сказать, что при большём стечении народа авторы читали сочинения на исторические темы.
Публичные чтения в храме Зевса
Как гласит легенда, Геродот, закончив свою «Историю», тут же отправился на Игры в Олимпию, где в 445 году до н. э. устроил публичные чтения прямо в храме Зевса. Слушателей его рассказ так заворожил, что они немедля присвоили девяти книгам, на которые автор поделил свои сочинения, имена девяти Муз. К концу соревнований Геродот оказался популярнее победителей. Историк Диил сообщает, будто автор «Историй» получил от афинян десять талантов серебра (а один талант – это ни много ни мало 30 кг). Правда, такая сумма несколько несоразмерна обычным тогдашним наградам за литературные произведения. Возможно, такую денежную премию выдали не только за «Историю», но и за какие-то важные услуги государству, которые Геродот оказал во время своих путешествий.
К чести этого человека следует сказать, что его сочинения были доступны не только интеллигентной публике, но и любому простому афинянину. Другое дело, что отношение к ним порой высказывалось неоднозначное. Одни высоко оценивали труд Геродота – например, Цицерон, наградивший путешественника титулом «отец истории». Почему именно истории, современным исследователям не совсем понятно, ведь в книге много страноведческого материала. Впрочем, в те времена эллины не делали различий между историей и географией, обе эти дисциплины представлялись единой наукой.
Другие ругали Геродота, как, например, Плутарх, автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний». Скептически настроенный философ даже написал сочинение «О злонравии Геродота», поскольку считал его фальсификатором, сознательно умалчивавшем о некоторых событиях либо приукрашивающем их. Другой деятель античности Фукидид, основатель прагматического направления в изучении истории, обвинял Геродота в недостатке критичности и в непонимании причин событий. Но факт остаётся фактом: как все последующие философы черпали из Платона, так и все историки, жившие позже V века до н.э., опирались на Геродота.
Путешествуя, Геродот собирал свидетельства знающих людей о тех местах, которые посещал сам, и о тех, до которых так и не добрался. Как сам путешественник объяснял: «Мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан». Иногда он действительно передавал истории, в которых сам сомневался, да и не мог принять их на веру по причине своего образования и кругозора, но на сегодняшний день оказалось, что они представляют собой чистейшую правду. К таковым относится, например, рассказ о финикийских мореплавателях, состоявших на службе у фараона Нехо (610 – 595 гг. до н. э.). По их свидетельству, во времена плавания вокруг Африки, они видели солнце на другой стороне неба. Геродот писал, что он не верит этому, но пусть верит, кто хочет. Сегодня же факт, что в Южном полушарии, при движении с востока на запад, солнце оказывается с правой стороны, а не с левой, как в Северном, известен всем.
Последние археологические и этнографические изыскания уже не раз доказали, что некоторые рассказы древнегреческого путешественника, представлявшиеся его слушателям экзотическими, оказались правдивыми. Например, он описывал скифский священный шаманский ритуал с воскурением дымов конопли, но конопля в то время не росла в самой Элладе, и ему приходилось объяснять аудитории, что это за растение. Описанный Геродотом способ варки мяса в желудках жертвенных животных, практиковавшийся скифами, ныне засвидетельствован у бурят на Ангаре. А описание кочевых женщин-воительниц из южных областей теперешней России сенсационным образом подтвердились благодаря недавним археологическим находкам.
Ещё один пример указывает на скрупулезную точность путевых заметок «отца истории»: не так давно итальянские археологи обнаружили в пустыне Сахара останки исчезнувшего войска персидского царя Камбиса II, старшего сына Кира Великого из династии Ахеменидов. По рассказу Геродота, в 525 году до нашей эры Камбис направил армию, состоявшую из пятьдесят тысяч солдат, в оазис Сива, чтобы уничтожить храм оракула Амона. Жрецы этого храма отказывались признавать власть Камбиса II над Египтом. Через неделю воинам удалось добраться до Харга, покинув который все пятьдесят тысяч человек бесследно исчезли в пустыне во время сильной песчаной бури. Многие специалисты по истории Египта до недавнего времени считали историю Геродота вымышленной, но сенсационная находка подтвердила правдивость его слов. Так, что, возможно, современным историкам следует более внимательно изучить труды древнего грека, и кто знает, сколько ещё открытий предстанет перед нами. |