Фаберже
Маленькая история большой утраты.
Карл Фаберже
Викентий Соломин
В мире немало сокровищ, окружённых завесой тайн, в течение многих лет и даже столетий. И только сокровища знаменитого русского ювелира Карла Фаберже пропали довольно странным образом. Впрочем, когда дело идёт об изделиях ювелирной фирмы Фаберже, термин «пропажа» несколько неуместен. Во-первых, потому что каждое изделие, вышедшее из мастерских этой знаменитой фирмы, ценится куда больше чем на вес золота, а во-вторых, изделия Фаберже многие годы занимают верхние позиции среди лотов таких аукционов, как Кристи или Сотби…
Долгое время считалось, что Фаберже, старинная династия ювелиров, приехали в Россию из Эстонии, куда ещё раньше переселились из Швеции. Это не совсем так. На самом деле, дальние предки Фаберже – выходцы из провинции Пикардии, раскинувшейся на севере Франции. Согласно фамильным преданиям, Этьен Фаберже покинул родину ещё в середине XVI века. Это было время религиозных войн, во время которых добропорядочные французы-католики вовсю истребляли французов-гугенотов, вся вина которых, по словам современника, заключалась в том, что они читали по-французски те же самые молитвы, что и католики, читавшие их по-латыни. И хотя такое разделение весьма утрировано, семейству Фаберже от этого легче не было. Особенно после того, как пала крепость Ла-Рошель последний оплот протестантства. К тому времени Этьен, был, согласно одной версии, подмастерьем кузнеца, который время от времени принимал заказы на изготовление холодного оружия и лёгких лат, и занимался украшением готовых заказов. По другой версии, Этьен был подмастерьем у своего отца-златокузнеца. Как бы там ни было, Фаберже, чувствуя, что вот-вот начнётся резня гугенотов, отправил сына в Германию. В середине XVIII века семейство Фаберже перебралось в Прибалтику. Сначала в Восточную Пруссию, а оттуда – в Лифляндию, в Пернау (современная Эстония). К тому времени Фаберже уже имели определённую известность мелкие торговцы-ювелиры. Там в Пернау, в 1814 году и родился отец-основатель русской ювелирной фирмы Фаберже Густав-Петер. В начале тридцатых годов XIX века он приехал в Северную Пальмиру в художественную школу на обучение, а уже в начале 1842 открыл свою ювелирную мастерскую. Первые два года маленькая мастерская Фаберже в основном занималась мелким ремонтом ювелирных изделий, оценкой камней, изредка принимая заказы на изготовление бижутерии и «ювелирной мелочи». Однако вместе с этим Фаберже начинает подбор персонала и делает десятки, сотни набросков украшений, которые некоторое время спустя принесут Фаберже всемирную известность.
Со временем старший сын Фаберже Карл-Пётр по примеру своего отца также получил специальное художественное образование в Петербурге, а затем получил образование в коммерческом колледже в Париже, стажировался в Лувре и в Версале. Он много колесит по Европе, работая в Дрездене, Франкфурте-на-Майне, Англии, Италии, изучает ювелирное искусство венецианцев, саксонских камнерезов и французских мастеров, работающих по художественной эмали. В 1870 году, когда ему ещё не исполнилось и двадцати пяти лет, он возвращается в Петербург и возглавляет ювелирную мастерскую отца, которая к этому времени уже превращается в достаточно солидное предприятие, на котором работает порядка пятисот мастеров и рабочих.
Пасхальные яйца Фаберже
Интересно одно обстоятельство. Дело в том, что Фаберже задолго до Форда применил в производстве поточный метод – прообраз будущего конвейера. Он объединил многочисленные мелкие мастерские, во главе каждой из которых стоял талантливый мастер, создав этакий холдинг. Согласно контракту с фирмой Фаберже, мастера М. Перхин, Ю. Раппопорт, Э. Коллин, А. Холмин и многие другие, работали только на Фаберже, хотя свой персонал набирали и обучали сами. С 1882 года в фирме начал работать Агафон, младший брат Карла, ставший вскоре не только одним из директоров фирмы Фаберже, но её главным художником. Однако Агафон проработал в семейной фирме недолго, в 1885 году он умер, и главным художником стал швейцарец Франц Бирбаум. Основным учителем мастеров фирмы стал Эрмитаж, вернее его художественные запасники и художники-реставраторы. Особенно много Фаберже почерпнули из классических и античных ювелирных изделий из золота и серебра: древнегреческих и скифских. Причём, если сначала Фаберже их просто копировали, то затем на основе этого опыта начали разрабатывать собственные оригинальные композиции и коллекции.
Надо сказать, что художественный вкус и изящество изготовления, помноженные на здоровое честолюбие, принесли свои плоды: в 1885 году Карл Фаберже получил звание ювелира его величества императорского двора. И как положено «поставщикам двора его императорского величества», Фаберже получил право включения двуглавого орла в свой фирменный знак. С тех пор Фаберже постоянно была в списке тех немногих ювелирных фирм, которым доверялось выполнение заказов императорской семьи. Так, например, ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Фёдоровне император Николай II заказал в 1884 году именно фирме Фаберже.
Изделия Фаберже
Конец XIX века стал периодом расцвета фирмы Фаберже. К тому времени в ней работало более семисот человек, и основная часть мастерских находилась в Санкт-Петербурге. Однако на рубеже XIX и XX веков Фаберже начал расширение фирмы. В Санкт-Петербурге располагался «центральный офис», а в наиболее крупных и «платёжеспособных» городах – в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне – открылись филиалы, занимавшиеся не только сбором заказов для центра, но и изготовлявших достаточно интересные «безделицы». Правда, на их ценниках уже в то время стояло по нескольку нулей…
Когда в конце XIX века старые помещения фирмы стали несколько тесноваты и неудобны для работы разросшегося персонала, на Большой Морской улице был приобретён целый дом, в который в 1900 году переехала не только фирма Фаберже, но и всё семейство. В 1900 году к Фаберже пришло европейское признание: на Всемирной выставке в Париже. Карл Фаберже получил звание мастера Парижской гильдии ювелиров и орден Почётного Легиона. А спустя три года, в 1903 году, фирма Фаберже понесла тяжёлую утрату: скончался один из самых замечательных художников-ювелиров фирмы Михаил Перхин, после кончины которого его мастерскую возглавил Хенрик Вигстрем.
Об этом человеке, создавшем под маркой Фаберже множество известнейших шедевров, стоит рассказать отдельно. К сожалению, имя Хенрика Вигстрема не столь известно, как Фаберже. Он был сыном церковного старосты из небольшого городка на южном побережье Финляндии. Оставшись сиротой, когда ему едва исполнилось десять лет, он поступил учеником к мастеру-ювелиру в Хельсинки, а спустя шесть лет переехал в Санкт-Петербург. Вигстрему было чуть за двадцать, когда он начал работать у ювелира, которой, в свою очередь, работал на Фаберже. Последний быстро распознал талант молодого умельца и сделал его руководителем своей петербургской мастерской, а в 1900 году поселил его с семейством рядом со студией. Дочь Вигстрема вела бухгалтерские книги, а сын, подобно отцу, стал ювелиром. Именно под его руководством и по его эскизам были созданы многие шедевры Фаберже, эстетическим источником которых послужила эпоха Людовика XVI. Он начал выдвигаться в первые ряды русских ювелиров, построил себе дом в Финляндии, в котором и предпочитал делать свои наброски. Однако октябрьский переворот большевиков спутал все планы и перечеркнул его карьеру: обобранный «красными» до нитки, Хенрик Вигстрем бежал в Финляндию с пустыми руками, и спустя пять лет, в 1922 году, умер всеми забытый…
Сам Карл Фаберже был высокообразованным человеком, с большим художественным вкусом и фантазией, с тонким знанием, многих технических приёмов, он внёс много нового в русское ювелирное дело. Так, например, одним из постоянных видов изделий фирмы были миниатюрные копии известных произведений искусства – царских регалий, орденов и знаков отличия, выполненные из драгоценных материалов: золота, серебра, платины, жемчуга и драгоценных камней. Кроме того, Фаберже прославился возрождением средневековой техники прозрачной эмали «гильоше», изобретённой древними кельтами и усовершенствованной византийцами. Техника заключалась в том, что сначала создавалась серебряная или золотая основа с гравированным рисунком, которая затем покрывалась прозрачной эмалью, создававшей иллюзию глубины и тончайшие переливы цвета и света. Мастера Фаберже усовершенствовали её, начав применять в этой технике машинную гравировку. Сначала «лучами», «муаром», а чуть позже – «волной», и широкую цветовую палитру эмалей: голубых, ярко-красных, нежно-розовых, палевых, серебристых. После покрытия эмаль тщательно полировали. Это создавало игру световых лучей, показывавших весь рисунок, лишь под определённым углом зрения.
Карл Фаберже впервые широко использовал для самых разнообразных ювелирных работ полудрагоценные и так называемые поделочные камни, поставщиками которых были Урал, Сибирь и Кавказ. Количеством и разнообразием употреблявшихся им камней Фаберже превзошёл многих известных ювелиров своего времени. Нефрит и жадеит, ляпис и лазурит, аметист и топаз, горный хрусталь, кварц и агаты, наряду с драгоценными алмазом, сапфиром, рубином, изумрудом и жемчугом, служили материалом для создания ювелирных изделий самых различных размеров и назначений. Так, например, работавший на Фаберже Ю. Раппопорт в 1901 году сделал большие настольные часы в виде малахитовой колоны на круглом ступенчатом постаменте. Часы были украшены серебряными литыми скульптурами всадника со знаменем в руке, и двух пеших гвардейцев с обнажёнными саблями. Кроме сугубо ювелирных изделий, Фаберже выпускал и «утилитарные» вещи: подрамники для фотографий, часы, пеналы, шкатулки, портсигары, бонбоньерки, флаконы для духов, набалдашники для тростей и многие другие аксессуары. При их изготовлении обычно использовалось серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Причём, драгоценные материалы смело соединялись с «несоединимым»: деревом и сталью, стеклом и тканями…
Одной из узнаваемых особенностей изделий Фаберже были цветы и ветви, виноградные лозы и геральдические знаки. Фигурки зверей: слоны и змеи, зайцы и медведи, птицы и рыбы. Изготовлялись и «человеческие фигурки». Сюжеты, как правило, брались народные: балалаечник и кучер, маляр и крестьянин, но в отличие от животных компоновались из различных пород камня, так подобранных, чтобы имитировать фактуру и цвет лица и рук, костюма, волос… Для достижения полного эффекта, цельности, отдельно вырезанные и отполированные детали настолько тщательно подгонялись друг к другу, что швы можно было рассмотреть лишь при помощи лупы. Детали склеивались друг с другом по специальной технологии, заимствованной Фаберже у итальянских мастеров XVIII века. Надо сказать, что флорентийские мастера были немало удивлены тем, что Фаберже сумел не только раскрыть их секрет, но и усовершенствовать его до идеала!..
Всё это было, однако, настоящим открытием фирмы и фирменным изделием Фаберже были сувенирные, пасхальные яйца – традиционно русский подарок на Пасху. Первое пасхальное яйцо из драгоценных материалов было заказано фирме Фаберже в 1885 году императором Александром III для подарка своей супруге Марии Фёдоровне. В дальнейшем пасхальные подарочные яйца изготовлялись фирмой ежегодно. Условие было одно: яйцеобразная форма и «милый сюрприз» внутри, о котором никто не должен знать до тех пор, пока яйцо не откроется. Интересно, что даже император заказчик сувенира, до последнего момента пребывал в неведении по поводу «начинки». Да, чуть не забыли ещё одно условие: яйцо должно быть в единственном экземпляре, и исключать любые, даже самые малые повторения. В остальном мастера Фаберже были вольны.
Всего за время существования фирмы Фаберже, подобных пасхальных яиц-сувениров было изготовлено пятьдесят четыре, однако до наших дней сохранилось сорок пять. Это те, которые прошли экспертизу подлинности. Хотя, как говорят специалисты по розыску антиквариата, пять или семь пасхальных яиц Фаберже могли сохраниться в закрытых частных коллекциях. В Оружейной палате Московского кремля на сегодняшний день хранится лишь десять яиц Фаберже. Львиная же доля этих сувениров находится в музеях и частных собраниях в Европе, Америке и Азии. Они в своё время, в двадцатых-тридцатых годах прошлого века были бездарно разбазарены большевиками. Большинство из них было распродано ими после революции.
К началу Первой мировой войны фирма Фаберже создала порядка ста тысяч самых различных ювелирных изделий и сувенирных предметов. К этому последнему «русскому периоду», наряду со старыми мастерами, в фирме работали все четыре сына Фаберже. Казалось, теперь предприятие может развернуться в полную силу, но неожиданно грянувшая война нанесла первый сильный удар по деятельности фирмы, а октябрьский большевистский переворот 1917 года добил её.
В марте 1918 года Карл Фаберже бежал от большевиков на «историческую родину» – в Прибалтику, в Ригу, поручив оставшимся в России сыновьям Евгению и Александру ликвидировать дела фирмы. Согласно распоряжению отца, они должны были продать наиболее ценные вещи из коллекции, обратив все вырученные деньги в валюту или драгоценности. В то время основной фонд фирмы Фаберже размещался в Петрограде, на Большой Морской. Именно там хранились основные капиталы Фаберже – деньги и ценности более чем на восемь миллионов рублей золотом, астрономическая сумма! Когда Совнарком принял декрет о защите собственности иностранцев, Карл Густавович сдал свой дом в аренду швейцарской миссии, оговорив, что в качестве платы дипломаты примут на хранение шесть чемоданов с личными вещами и саквояж с драгоценностями. Но в революционном Петрограде начались налёты и обыски ЧК. Учитывая большевистский указ об узаконенных грабежах буржуазии – экспроприации, швейцарский посол перевёз имущество Фаберже в здание норвежского посольства. Однако пьяная революционная матросня, возглавляемая «пламенными чекистами», наплевав на международные нормы права, добралась и туда. На вторую ночь «революционеры» ограбили посольство начисто, прихватив даже грязное нижнее бельё. Чуть позже представитель Петроградского ЧК заявил, что это была бандитская акция, никак не связанная с большевиками. Однако нашлись свидетели, видевшие, как наутро после ограбления опечатанные чемоданы и саквояж Фаберже увозили на московском поезде. А ещё спустя сутки их доставили в Кремль…
В том же 1918 году Карл Фаберже тайно эмигрировал из Риги в Швейцарию, где и скончался через два года. Большинство мастеров, работавших в знаменитой фирме, последовав примеру Фаберже, также покинули Россию. Наследники семьи пытались восстановить прерванное дело в Лондоне, Париже и Женеве, однако былой славы достичь не удалось.
Между тем, значительная часть ценностей хранилась в бронированных подвалах московского магазина Фаберже. В октябре 1918 года на них был наложен арест, но только в мае 1919 года было дано разрешение на вывоз коллекции. Занимались этим комиссар московской ЧК некий Земелс и сотрудники ювелирного отдела Госпродукта. Правда, всё происходило по закону, была составлена опись реквизированного имущества. Согласно ей, из магазина изъяли около двух с половиной тысяч ювелирных и сувенирных изделий, золотую и серебряную посуду, подсвечники, шкатулки, статуэтки, ювелирные изделия… Однако в большевистскую казну попало только две тысячи четыреста изделий. То есть порядка ста единиц изделий «бесследно пропали в вихре революции», как частенько об этом писали раньше…
Впрочем, тут следует сказать, что далеко не все ювелирные изделия, имевшие клеймо Фаберже, были «экспроприированы» большевиками. Немалое их количество и Фаберже, и его сотрудники, не имея возможности вывезти за пределы России, оставили в различных тайных местах и на хранение друзьям и знакомым, оставшимся на родине. Так, например, в своё время Евгений Карлович составил список, в котором шифрами и кодами указал места спрятанных ценностей. Какую-то часть из них семье Фаберже потом удалось вернуть, но многие были конфискованы большевиками или просто украдены неизвестно кем…
В том, что часть так называемой коллекции Фаберже, всплыла на аукционах Германии в середине двадцатых – в начале тридцатых годов, нет ничего удивительного: Наркомат внешней торговли СССР занимался распродажей ценностей Фаберже в пользу «молодой Советской республики». И тут выяснилось, что некоторые предметы, проданные в Берлине, Франкфурте и Гамбурге, как раз из тех самых чемоданов, которые «пропали» при ограблении посольства Норвегии в 1918 году…
В 1989 году, уже при М. Горбачёве, на аукционе Сотби было выставлено миниатюрное золотое креслице, украшенное красной эмалью, с подлокотниками в виде львов. Эксперт аукционного дома Кристи Валентин Скурлов и наследницы знаменитых ювелиров Сара и Татьяна Фаберже опознали вещь как пропавшую из московского магазина Фаберже. В том, что без участия генсека СССР дело не обошлось, сомнений не было ни у кого – Горбачёв «зарабатывал авторитет» на Западе и национальное достояние стало для него очередной разменной монетой…
В годы «перестройки» и позже, после развала СССР, на аукционах Запада стали регулярно всплывать «свежие» раритеты из «московской коллекции Фаберже». Нефритовые набалдашники для тростей, серебряные папиросницы и чернильницы, статуэтки зверей… И все они уходили по цене не менее нескольких десятков тысяч долларов! Выяснить, кем были продавцы, не удалось – сделки проводились через адвокатские фирмы и подставных лиц. Так, в 1995 году на Сотби появился папиросник из двухцветного золота с сапфировой застёжкой, находившийся в саквояже, похищенном в 1918 году из норвежского посольства…
Надо сказать, что одним из самых активных покупателей экспонатов аукциона, всегда был никто иной, как «друг Ленина и СССР» миллионер Арманд Хаммер, бывший многие годы «посредником» всяких сомнительных сделок. Причём Хаммеру изделия Фаберже доставались не просто «по себестоимости», а ещё и «со скидкой». В Союзе изделия Фаберже можно было приобрести как в Гохране, так и в комиссионках, а то и просто с рук. Впрочем, в двух последних случаях вещицы, выдававшиеся за «настоящего Фаберже», довольно редко были подлинными. Дело в том, что подделки а ля Фаберже, гуляли по России и в Европе ещё с конца XIX века. Причём некоторые из них были настолько искусными, что раскрытие обмана стало возможно лишь в наше время, когда появились специальные приборы и технологии…
Одним из последних кладов, связанных с именем Фаберже, стала московская находка 1990 года. Во время сноса старого дома по адресу: ул. Солянка. 13, рабочие наткнулись на устроенный под одним из подоконников тайник, в котором лежали две жестяные коробки. Когда их открыли, они оказались доверху набиты украшениями из платины, золота и серебра с бриллиантами, рубинами и гранатами. На всех стояли клейма Фаберже. Похожие находки в разные годы случались и в других городах бывшего СССР в Одессе, Киеве, Санкт-Петербурге и Риге. Правда, они не были столь крупными.
Сегодня традиции Фаберже продолжает правнучка великого мастера Сара Фаберже, проживающая в Лондоне, как до неё их продолжал её отец, Тео Фаберже. Знатоки утверждают, что хотя их изделия и отличаются от того что создавал Карл Фаберже, однако в них чувствуется «порода»…
|