ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (V -Я ЧАСТЬ). 
Политико-философское течение легизм (фацзя) зародилось
одновременно с конфуцианством и даосизмом – в VII
– VI вв. до н. э. Первому оно противостояло,
со вторым имело во многом общие мировоззренческие черты. Важнейшими его
представителями были Шан Ян (казнён в царстве Цинь в 338 г. до н. э.) и Хань
Фэйцзы (отравлен в царстве Цинь в 223 г. до н. э.). Легисты материалистически
толковали дао как естественный путь развития природы. Хань Фэйцзы выступал
против жертвоприношений, поклонения богам и духам, разоблачал культ предков.
Философские проблемы в легизме были подчинены конкретным задачам
государственного устройства.
Легисты требовали введения единых, обязательных для всех
законов, направленных на охрану частной собственности и утверждение единоличной
власти правителя. Провозглашая гласность закона, легисты настаивали на
наказаниях за малейшее его нарушение по принципу: «В строгой семье не бывает
строптивых рабов». Идеал политического строя легистов, нашедший яркое выражение
у Хань Фэйцзы, предвосхитил будущую имперскую государственность. С наибольшей
последовательностью легистские реформы были проведены Шан Яном в царстве Цинь.
Легисты были идеологами имущественной знати, связанной с развитием рабовладения,
и новой чиновничьей бюрократии.
В русле материалистических идей сложилось учение Ян Чжу (430
– 360 гг. до н. э.). Он был родом из царства Вэй, происходил из общинной среды,
владел небольшим полем, имел несколько рабов. Произведения Ян Чжу не сохранились, хотя, по
свидетельству Мэнцзы, в его время «слова Ян Чжу заполнили Поднебесную». Его
учение вызвало яростные нападки и конфуцианцев, и даосов, и легистов. Идейные
противники сделали всё, чтобы «заткнуть рот Ян Чжу». О его взглядах известно
косвенно, из сочинений других философов.
В центре философии Ян Чжу стоит наивно-материалистическое
учение о человеке. Ян Чжу считал, что природа и человек как её составная часть
подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем
мире всё «совершается само собой». Человек должен постичь дао (закон природы) и
не действовать вопреки ему. Человек состоит из тех же «пяти первоэлементов»,
что и вся природа, отличаясь от других живых существ лишь разумом. Распространённое
в древнекитайской философии представление о мире как единстве неба, земли и
человека имеет у Ян Чжу материалистический характер. Утверждая, что небо, земля
и человек как части природы не подчинены надмировой, разумной силе, философ дает,
по сути, атеистическую трактовку понятия неба, отрицающую божественную сущность
последнего.
Решение проблемы жизни и смерти ставит Ян Чжу в один ряд с
величайшими атеистами древнего мира. Ян Чжу рассматривал смерть как
закономерное природное явление. «По закону природы не существует бессмертия. По
закону природы нет вечной жизни», – сказал мыслитель. Ян Чжу считал этическим
идеалом наслаждение жизнью и счастье индивидуума. «Следует наслаждаться при
жизни, а не тревожиться о том, что будет после смерти», – учил он. Однако,
заявляя, что «нужно осуществлять то, что желают наши органы чувств, нужно
действовать так, как хочет наша душа», Ян Чжу имел в виду разумное
удовлетворение потребностей и утверждал, что чрезмерные желания вредят природе
человека.
С исключительной резкостью он опровергал возможность
загробной жизни, отвергал культ предков, похоронную обрядность,
жертвоприношения. Гуманизм этических взглядов Ян Чжу раскрывается в осуждении
им насилия и социального лицемерия, в сочувствии обездоленным, в готовности «дать
отдохнуть усталому, накормить голодного, обогреть замёрзшего». Философ выступал
и против бедности, и против чрезмерного богатства. Философия Ян Чжу носит
жизнеутверждающий характер: смысл жизни – стремление человека к счастью, в
развитии его физической и духовной сущности.
В эпоху Борющихся царств появляются первые произведения
индивидуального творчества в поэзии. Источником древнекитайской словесности
была устная народная традиция, и прежде всего мифы.
В царстве Чу творил
великий поэт Китая Цюй Юань (340 – 278 гг. до н. э) – лирик и трагик. Стихи его
отличаются изысканностью формы и глубиной содержания, насыщены мифологическими
образами. В изгнании он создал оду «Скорбь изгнанника» – свою политическую
исповедь. Она заложила основу песенного жанра фу – лирических и лиро-эпических
од с прозаическим вступлением, которые получили развитие в следующую эпоху.
В развитии поэзии внёс свой вклад чуский поэт Сун Юй (290 –
223 гг. до н. э.). В отличие от скорбно-пессимистических стихов Цюй Юаня лирика
Сун Юя пронизана ощущением радости жизни. Он считается первым в Китае певцом
любви и женской красоты. Поэзия любовного томления нашла отражение в одах «Распутный
Дэнту», «Горы высокие Тан», в «Оде о бессмертной».
ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. |