Древнегреческая цивилизация
Культура классического периода.
Голова женщины. Около 420 г. до н. э.
Временем наивысшего подъёма греческой культуры считается V в. до н.э. Сформировавшийся полис с его чёткими тенденциями к демократии и вместе тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, из которой расцветала греческая культура классической эпохи.
Новые тенденции хорошо прослеживаются в градостроительстве. Большинство греческих городов сохранило традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Видимо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф и восстановленный после персидского разгрома Милет. Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделённых пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленные зоны.
Зевс, несущий Ганимеда. Около 470 г. до н. э.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нём находилась колоссальная статуя восседавшего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.
Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин – Парфенон.
Строительство ансамбля Акрополя осуществлялось по программе. В его создании ведущая роль принадлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию. Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступали в роли религиозного центра всего Афинского морского союза.
Парфенон. Восточный фасад
Примерно так выглядел Парфенон в те далёкие времена.
Главное сооружение Акрополя – Парфенон. Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон – храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием. В отличие от христианских храмов древнегреческие не предназначались для совершения молебствий внутри их. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, что вызывало обращённость храма вовне. Особое внимание Парфенона заключалось в том, что он строился и как памятник, призванный увековечить победу греков над персами, греческой культуры над варварами, и как символ и величия Афинского государства – главы морского союза.
Поставленный на верхней площадке скалы Акрополя, на высоте около 150 м над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Построенный архитекторами Иктином и Калликратом, храм представлял собой дорический периптер, окружённый колоннадой из 46 колонн. Храм имел богатое скульптурное оформление: 92 метопы и ионический рельефный фриз, проходящий за колоннадой по периметру здания. Разумеется, такая грандиозная работа была не по силам одному человеку, и над созданием скульптур и рельефов работал целый коллектив мастеров, но истинным их творцом по праву считают Фидия. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам.
Парфенон – одно из величайших творений мирового искусства. Всё его скульптурное оформление призвано прославить богиню Афину и её город – Афины. Тема восточного фронтона – рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне, мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево. Это был символический сюжет: в то время богиня Афина воспринималась как покровительница демократии, а Посейдон – как покровитель аристократии. Изображения на метопах связаны с мифами (борьба богов с титанами, афинских героев с амазонками, битва лапифов¹ с кентаврами, разрушение греками Трои), но скульпторы переосмыслили их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. В единый смысловой ряд поставлены боги лапифы и греки, в другой – гиганты, кентавры и троянцы. Все эти мифы заключали прекрасно осознаваемую современниками аллегорию борьбы и победы греков над персами. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на котором представлена торжественная процессия во время праздника великих Панафиней, в нём должны были принимать участие как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. При всём композиционном единстве он поражает своим разнообразием, из более чем пятисот фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных.
Голова Афины. Римская с оригинала V в. до н. э.
Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил ещё одну – бронзовую фигуру, первый после разрушения персами Акрополя памятник, поставленный среди его руин в 465 – 455 гг. до н.э. Фидий создал иной образ богини – Афины Промахос (Афины-воительницы), грозной и суровой защитницы своего города; правой рукой она опирается на копьё, в левой держит щит, на голове шлем. Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.
Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм, посвящённый одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его название – Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон выделяется необычностью своей планировки: он ассиметричен, и его отдельные части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону.
Так был создан великолепный ансамбль Акрополя – здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в I в. н. э., т. е. пять столетий спустя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу».
Скульптура и живопись Греции V в. до н. э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса²» – подобия – как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, статуи становятся более реалистическими. Развитие скульптуры связано в V в. до н. э. с именами трёх прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия.
Эрот Соранцо. Римская копия с оригинала V в. до н. э.
Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» – атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. В другом известном произведении – группе Афины и Марсия – скульптор обращается к хорошо известному каждому греку мифу: Афина изобрела флейту, но, увидев, как обезобразилось её лицо во время игры, в гневе бросила её, прокляв каждого, кто будет на ней играть. Мирон изобразил, как уходя, Афина услышала шум и полуобернулась – лесное божество силен Марсий, подкравшийся к флейте, отшатнулся, испуганный проклятием Афины. Скульптор показал борьбу двух начал: Афины – воплощение разумности и ясности – и Марсия – стихийности. Фигура богини стройна, линии её тела плавны, движения же Марсия порывисты. Созданные Мироном изображения животных также вызвали восхищение современников. Сохранились, например, более тридцати эпиграмм на знаменитую статую тёлки из Афин.
Вот одна из них:
Дальше паси своё стадо, пастух, чтобы
тёлку Мирона
Как живую тебе с прочим скотом
не угнать.
В творчестве Поликлета ведущая тема – изображение атлетов, которые воспринимались как воплощение лучших черт гражданина. Наиболее известны «Дорифор» и «Диадумен». Дорифор – могучий воин с копьём, воплощение спокойного достоинства, Диадумен – стройный юноша, увенчивающий себя повязкой победителя в соревнованиях.
Величие, отрешённость, неземная красота – характерные черты произведений Фидия. Выше уже говорилось о скульптурных произведениях, созданных Фидием в Афинах. Сами греки считали величайшим творением Фидия статую Зевса Олимпийского, помешённую в его храме в Олимпии. Она была изготовлена в той же технике, что и статуя Афины на Акрополе: обнажённую по пояс фигуру, сделанную из дерева, покрывали пластины слоновой кости, одежду – золотые листы. Сидящий на троне Зевс в правой руке держал фигуру богини победы Ники, в левой – символ власти – жезл. Фидиеву статую Зевса древние причислили к чудесам света.
Бог ли на землю сошёл и явил тебе,
Фидий, свой образ,
Иль на небо ты сам бога узреть
восходил? –
писал покорённый её совершенством поэт Филипп из Фессалоник, живший пять столетий спустя.
Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в. до н. э. С именем Полигнота и Аполлодора Афинского связаны её важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объёмность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова.
В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились чёрным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чёрнофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией, красочная гамма фаз в основном двухцветна.
В росписи краснофигурных ваз окончательно преодолевается старая система поясов, и чаще всего роспись представляет теперь единую композицию из нескольких фигур, мифологическую или бытовую сцену. Новые философские и моральные идеи, искания, находившие воплощение в различной трактовке всем хорошо известных мифов, в творениях прославленных трагиков, воздействовали и на искусство, в том числе вазопись. Трактовка мифологических сюжетов углубляется, и если ранее роспись прежде всего подчинялась форме сосуда, то теперь она становится самодовлеющей.
Ваза в виде сфинкса из Фанагории. Рубеж V – IV вв. до н. э.
Более частыми стали изображения бытовых сцен. Это и трогательные сцены прощания с близкими воинов, уходящих в поход, и разнообразные картины мирного быта: многочисленные изображения юношей-атлетов, сцены пира, девушки, занятые туалетом. При всём разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема художника. Одним из крупных аттических вазописцев был Ефроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Как бы желая вдохнуть жизнь в своих персонажей, он писал около каждого произнесённые им слова. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже. Глядя вверх на летящую ласточку и указывая на неё рукой, юноша говорит: «Смотри: ласточка!» Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть птицу, подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом!» А мальчик, подняв руку, восклицает: «Вот она!» И мужчина завершает разговор: «Уже весна». Некоторые вазописцы того времени испытали влияние Полигнота, и их росписи позволяют судить о стиле этого прославленного художника.
Краснофигурная кальпида
Греческая литература также переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях – Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передаётся по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения. Его эпиникии³ становятся как бы исповедованием аристократического мировоззрения.
V век до н. э. – время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия – это борьба, и люди, которые ведут её, мужественны, утверждая безграничные способности человека противостоять несчастьям во имя других людей, и прежде всего своего народа. Трагический герой борется с различными препятствиями, мешающими свободному развитию личности, он восстаёт против несправедливости, выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична, препятствия, которые предстоит ему преодолеть воздвигнуты на его пути роком – силой, против которой он беспомощен. Но вступает в эту борьбу и ведёт её. Трагический герой чаще всего обречён на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в величие его духа. В этом – непреходящая ценность древнегреческой трагедии.
Развитие древнегреческой трагедии связано с именами трёх крупнейших драматургов: Эсхила, Софокла, и Еврипида. Хотя в трагедиях действующими лицами были, как правило, боги и герои, их проблематика обычно остросовременна, мифологический сюжет служит лишь формой для выражения борьбы идей. Так, в трилогии «Орестея» Эсхила описываются события, происходившие в Микенах после окончания Троянской войны, однако для афинского зрителя важны те политические идеи, которые хотел выразить автор. Он, например, прославлял Ареопаг, что в условиях политической борьбы того времени означало антидемократизм позиции драматурга.
Эсхил был основоположником гражданской по своему идейному звучанию трагедии, современником и участником греко-персидских войн, поэтом времени становления демократии в Афинах. Главный мотив его творчества – прославление гражданского мужества, патриотизма. Один из самых замечательных героев трагедий Эсхила – непримиримый богоборец Прометей – олицетворение творческих сил афинян. Этот образ несгибаемого борца за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение разума, преодолевающего власть природы, символ борьбы за освобождение человечества от тирании, воплощённой в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению которому Прометей предпочёл муки:
Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служенье.
В трагедиях Софокла выражен художественный идеал, который был выработан демократическими Афинами и нашёл пластическое воплощение в скульптурах Фидия. Образы его глубоко человечны, и внутренняя жизнь его героев гораздо богаче, чем у Эсхила. Усложняя действие трагедии сменой ситуаций, Софокл разнообразит переживания своих персонажей. Его герои – носители высоких душевных качеств, величия и благородства. Но Софокл уступает Эсхилу в глубине мыслей и остроте проблематики. Заслуга Софокла перед мировой литературой состоит в созданных им художественных образах. Несравненны в своей монументальности и естественности образы Эдипа, Антигоны, Электры; художественно переосмысленные, они неоднократно использовались в европейской литературе – в трагедиях Расина, Корнеля, Вольтера и др.
Эсхил и Софокл – творцы античной трагедии в её классической форме. В их произведениях изображались преимущественно столкновения по вопросам этики и морали. Конфликт между государством и родом, свободой и деспотизмом, не писанным и писаным законом, страдание во имя долга, соотношение между субъективными намерениями человека и объективным смыслом его поступков – таков круг тем в трагедиях Эсхила и Софокла.
В трагедиях Еврипида отражены кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ мировоззрения. Он чутко откликался на животрепещущие вопросы политической и социальной жизни, и его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения во второй половине V в. до н. э. В произведениях Еврипида ставились разнообразные общественные проблемы, излагались и обсуждались новые идеи. Античная критика называла Еврипида « философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определённого философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял её как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Через творчество Еврипида проходит и другой момент, характерный для периода кризиса полисной идеологии, – интерес к личности с её субъективными устремлениями. Он изображает людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Еврипиду чужды монументальные образы Софокла, высоко вознесённые над обыденным уровнем. На это различие указывал сам Софокл, определивший своих героев как людей, «какими они должны быть», а героев Еврипида – как людей, «каковы они были на самом деле». Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра, Электра), отличаются глубиной психологических характеристик. Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.
Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии – Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет – мир. Аристофан – противник войны, всю силу блестящего таланта отдавший борьбе за мир. Герой одной из его комедий – «Ахарняне» – Дикеополь (Справедливый Гражданин) заключает для себя мир с соседними полисами и блаженствует, в то время как хвастливый воин Ламах страдает от тягот войны. Война представляется поэту непрошеной гостьей:
К тем, кто счастлив и доволен, вдруг
врывается она
И творит дела лихие, и буянит,
и громит,
И дерётся. А попробуй по-хорошему
сказать:
«Ляг, возьми заздравный кубок, выпей
сладкого вина»,
Так она ещё свирепей наши изгороди
жжёт
И ещё неумолимей топчет, давит
виноград.
В комедии «Мир» другой крестьянин, Тригей (Виноградарь), добывает мир для всей Греции. По его призыву земледельцы Греции собираются с кирками и лопатами на Олимп и освобождают из заточения богиню мира, которую спрятал Полемос (Война). Аристофан великолепно передаёт надежды простых крестьян, предвкушающих радость мирного труда:
Видит Зевс, блестит мотыга навостренным
лезвием
И на солнышке сверкают вилы зубьями
тремя!
Как чудесно, как нарядно выстроились
их ряды!
Как мне хочется вернуться поскорее
на поля!
Изменение политической обстановки в Афинах после её поражения в Пелопоннесской войне отразилось на характере комедий Аристофана: ослабевает политическая сатира, её злободневность и конкретность. Но Аристофан не отказывается от постановки политических и социальных проблем в форме типичного для ранней комедии карнавального сюжета. В комедии «Плутос» бедняк Хремил захватывает слепого Плутоса (Богатство), излечивает его от слепоты, и всё в мире переворачивается: честные люди начинают жить в достатке, бедность и несправедливость покидают город.
Аристофан даёт смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Аристофан достигает острых комических эффектов, соединяя реальное и фантастическое и доводя осмеиваемую идею до абсурда. У Аристофана гибкий и живой язык, то приближающийся к обыденному, подчас очень грубый и примитивный, то пародийно-приподнятый и богатый неожиданными словообразованиями.
Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал всё действие. Эсхил ввёл двух актёров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух актёров давала возможность усилить напряжённость действия. Появление третьего актёра – нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, в обуви на толстой подошве (котурны), что увеличивало их рост; лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актёры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.
Женщина, борющаяся с кентавром. Фронтон храма Зевса в Олимпии. Около 460 г. до н. э.
В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актёры появились не сразу. Первоначально играли, пели, и танцевали сами граждане, для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом.
Театральное представления, обычно продолжавшиеся во времена общенародных государственных праздников три дня и длившееся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причём каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи.
В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий – на представление собирались все желающие. Этим объясняется и огромное число произведений, созданных трагиками. По подсчётам современников Эсхила, Софокла и Еврипида, на каждого из них приходилось более 90 произведений.
Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.
В V в. до н. э. создавали свои труды два крупнейших греческих историка – Геродот и Фукидид. Творчество Геродота было подготовлено деятельностью логографов. Его справедливо называют «отцом истории», хотя не менее справедливо было бы назвать его и «отцом географии». Свою основную задачу он видел в том, чтобы рассказать о величайшем событии своего времени – войнах греков с персами. Но Персидское государство включало тогда многие земли и многие народы Передней Азии – от Эгейского моря до Западной Индии. Поэтому Геродот обращается к этим народам, он хочет узнать и поведать о них всё. Это и побудило Геродота предпослать собственно истории греко-персидских войн исследования обо всех народах, напавших на Грецию, о которых греки, его сограждане, знали мало. Геродота интересовала не только собственно история, любознательность вела его и к тому, что мы называем географией и этнографией.
Геродота привлекало всё: нравы, верования, развлечения, памятники прошлого, природа – реки, климат, растения, животные, но прежде всего и более всего – люди, их деятельность и жизнь. По словам одного современного исследователя, «по своему стремлению изображать людей всех стран, всех народов Геродот является одной из самых привлекательных фигур античного гуманизма». Геродот пытлив, доверчив, но в отношении того, что наблюдал сам, он ошибался редко. Много путешествуя, он не только много видел, но и о многом расспрашивал, а всё услышанное передал без какого-либо критического анализа, причём его особенно привлекало чудесное, невероятное. Поэтому труд Геродота – это причудливая смесь научной честности и доверчивости. Хотя на первом плане в объяснении причин исторических событий у него стоит деятельность отдельных личностей. Геродот достаточно отчётливо осознаёт и некоторые глубинные причины событий.
Развитие историографии в этот период характеризуется усилением рационалистического начала, стремлением выявить реальные причины происшедшего. Особенно отчётливо это прослеживается у Фукидида. Труд Фукидида – это современная ему история Пелопоннесской войны, только в самом начале своего сочинения он даёт очень краткий очерк истории Греции с древнейших времён. Источники Фукидида обширны. Сам участник войны, он приводит подлинные тексты договоров, надписи, а его личная жизнь сложилась так, что он смог ознакомиться с материалами, происходящими из обоих борющихся лагерей. Он собирал сведения от участников описываемых событий и от лиц, близко к ним стоявших. Фукидида можно считать родоначальником исторической критики.
Как писал сам историк, «что же касается имевших место в течение войны событий, то я не считал согласным со своей задачей записывать то, что узнавал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Фукидид стремиться создать правдивую историю Пелопоннесской войны, выявить борющиеся политические силы и сделать понятным читателю ход событий. Он пытается объяснить всё происходившие природой человека, переносит естественнонаучный метод в сферу политической истории; различает объективные причины войны, которые ставит в связь с этой природой, и непосредственные поводы. Согласно человеческой природе действуют и коллективы людей, поэтому за всеми политическими событиями, как полагает Фукидид, можно видеть рациональное, логическое.
Он не отрицает и роли слепых сил, стихийных событий, случая. Взаимодействие рационального и иррационального и образует, по Фукидиду, реальный исторический процесс. Политические взгляды Фукидида, истинного афинянина эпохи Перикла, сказались на трактовке им ряда событий, но при всей любви к согражданам Фукидид отдаёт должное и их противникам. Объективность – одна из ценных и привлекательных сторон его труда. Сложная эволюция происходит в философской мысли Древней Греции. На рубеже архаической и классической эпох творил Гераклит Эфесский, в трудах которого нашли завершение искания натурфилософов предыдущего времени. Основное в концепции Гераклита – утверждение, что высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Гераклит первым пришёл к мысли о диалектическом развитии материального мира как о присущей материи закономерности.
Развитие стихийного материализма, родившегося в ионийской натурфилософии, прослеживается в творчестве Эмпедокла и Анаксагора. Своей вершины материалистическое понимание мира в древнегреческой философии достигло у Левкипа и особенно у Демокрита. Основная особенность учения Демокрита – соединение последовательного атомизма с идеей диалектического развития.
Своеобразной реакцией на примат натурфилософской проблематики оказалось софистическое движение, начавшееся в середине V в. до н. э. Софистов интересовали прежде всего гносеологические проблемы: природа человеческого знания, критерии его истинности или ложности. Софисты сделали дальнейший шаг в развитии философии, ибо натурфилософия этих проблем ещё не ставила. Вместе с тем софистика была порождена практическими потребностями полиса: поскольку власть в нём принадлежала в конечном счёте народному собранию, постольку каждый политический деятель должен был уметь опровергнуть доводы своего противника, показав их ложность, обосновать свою позицию, доказав её истинность. Так развитие философии в сочетании с требованиями политической практики вызвало к жизни софистическое движение, развитие которого связано в первую очередь с именами Протагора и Горгия.
«Человек есть мера всех вещей», – учил один из крупнейших софистов, идеолог демократии Протагор. Но этот тезис независимо от субъективных политических симпатий Протагора противопоставлял личность коллективу, вносил в этику скептицизм и релятивизм. В политических теориях софистов и в их риторической изощрённости масса афинских граждан не без основания видела орудие подрыва демократии, средство обмана народа. Между тем из борьбы с софистическим движением возникла идеалистическая философия Сократа. Создав «сократический» метод ведения спора, он утверждал, что истина только в споре, в котором мудрец при помощи наводящих вопросов заставляет противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путём самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.
Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учёта особенностей как самого пациента, так и естественной среды обитания его. Математика развивалась прежде всего под влиянием пифагорейских учёных. В V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, престаёт быть прерогативой одних только пифагорейцев, становясь предметом профессиональной деятельности учёных, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии.
Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные – Дионисии, Ленеи и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, её демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления.
Особенно блестящими были Большие Панафинеи, отмечавшиеся раз в четыре года. В эти дни проходил парад всадников, устраивались соревнования атлетов – бег, бег с факелами в темноте, борьба, кулачный бой, декламации рапсодов, особенно отрывков из «Илиады» и «Одиссеи». Наиболее важная, заключительная часть праздника – торжественная процессия на Акрополь, чтобы надеть на старинную деревянную статую Афины, стоящую в Эрехтейоне, священные златотканые одежды, всякий раз изготовлявшиеся афинскими девушками.
Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначались судьи, внимательно их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличённые в бесчестных поступках. Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к недозволенным приёмам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.
Сама Олимпия была не городом, а священным округом. Здесь находились многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, палестра*, гимнасий**, ипподром, т. е. постройки для тренировок и состязаний. Обычно пустынная, во время праздников Олимпия преображалась. Сюда со всех уголков греческого мира стекались толпы людей – друзья, родственники, поклонники атлетов и просто все желающие принять участие в этом радостном и ярком действе. Прибывали и торговцы: ведь Олимпийские игры всегда сопровождались ярмаркой. Всюду царило оживление. В Олимпии было на что посмотреть: лучшие архитекторы и скульпторы работали над её украшением. Можно было полюбоваться храмами, алтарями, статуями богов и атлетов, послушать известных ораторов и философов, посмотреть на жертвоприношения. Делегации от городов в праздничных одеждах несли различные дары, вели украшенных лентами и венками жертвенных животных. Но в центре внимания находились состязания, которые занимали три из пяти дней, отведённых для праздника, и включали бега колесниц, пятиборье (бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу), состязания мальчиков, кулачный бой, панкратий (представлявший комбинацию бокса и борьбы) и бег в полном вооружении. Самый древний вид состязаний – на колесницах, запряженных четвёркой лошадей, – всегда оставался наиболее популярным у зрителей и самым опасным испытанием.
Победители игр (олимпионики) награждались венками из листьев дикой оливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной полис превращалось в настоящий триумф. Весь город выходил ему на встречу, городские власти устраивали пир, на котором присутствовали все граждане, одну его статую ставили на городской площади, другую – в Олимпии. Олимпионик в течение всей жизни пользовался особым уважением – имел почётное место в театре, к нему обращались за советами и т. д.
Высочайший подъём греческой культуры в V в. до н. э. был связан главным образом с расцветом классического полиса. Усиление демократии, участие в политической жизни большинства свободных граждан и в то же время ожесточённые политические и социальные конфликты, требующие самоопределения каждого индивида, прогресс позитивной науки, расширение географического кругозора, осознание превосходства своего образа жизни над иными – всё это породило своеобразные черты культуры классической Греции.
¹Лапифы (др. греч. Λαπίθαι) — полумифическое-полуисторическое племя, многочисленные представители которого встречаются в разных мифах, а также в «Илиаде».
Они жили в северной части Фессалии, а также на Пелионе, откуда были прогнаны кентавры, Оссе, Пинде (в ущелье, которого наяда Креуса произвела на свет, с богом реки Пенеем, Гипсея, царя лапифов), в долине Пенея, окрестностях Олимпа и т. д. Вне Фессалии с именем лапифов связаны города и области: Олен, Элида (куда переселился Форбант (сын Лапифа)), Книд, Родос, Феней, Малея. Связь этого племени с географическими именами, а также широкое его распространение, указывают на то, что лапифы были не просто великанами, произведенными народной фантазией, но отчасти историческим племенем, игравшим значительную роль в росте ранней эллинской культуры. В историческое время Кипселиды в Коринфе и Пирифоиды в Аттике вели свое происхождение от эпонимов-родоначальников из лапифского племени.
²Ми́месис, или мимезис, (др. греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.
³Эпини́кий (др. греч. επινικιον) - в Древней Греции хоровая песня в честь победителя на спортивных состязаниях священных игр, исполнявшаяся обычно на родине победителя во время всенародного чествования при его возвращении.
*Палестра — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.
**Гимнасий (γυμνάσιον от gymnós - обнаженный) - воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки.
Источник: «Древние цивилизации» |