Древнегреческая цивилизация
Кризис классического полиса
Панафинейская амфора. Около 500 г. до н. э.
В современном антиковедении IV век до н. э. определяется как время кризиса древнегреческого полиса. Наиболее сильно кризис сказался на Афинах, причём он проходил в условиях экономического подъёма. Кризисные явления проявлялись прежде всего в том, что развивались противоречия между традиционной социально-экономической структурой полиса и характером его хозяйственного развития. Полис, возникший как община граждан-земледельцев, становился тормозом в развитии товарно-денежных отношений. Полисные принципы препятствовали значительной части богатых жителей Афин, не являвшихся гражданами, заниматься предпринимательской деятельностью, так как они не могли получать в качестве залога – землю основную форму собственности граждан. Закрыта была для них и возможность эксплуатировать участки в Лаврионе. Всё это имело тем большее значение, что ремесло, торговля, кредит – основные сферы деятельности метеков. Отмеченные противоречия явились результатом экономического прогресса и изменения в силу этого характера собственности: в полисе ранее безоговорочно господствовала её античная форма, теперь же всё более оформлялась новая форма, приближавшаяся к полной частной собственности.
Изменения происходили и в политической сфере. На смену старому разделению гражданства на сторонников олигархии и сторонников демократии пришло новое. Теперь общество распадалось на более дробные группы со своими особыми интересами. Каждая из групп стремилась направить политику афинского полиса таким образом, чтобы это было выгодно ей.
Если в Афинах борьба среди граждан выливалась в яростные дебаты в народном собрании, в судебные процессы, изгнание политических противников, то в других полисах дело часто доходило до гражданских войн. В каждом государстве «заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей» – так характеризовал обстановку Платон. В IV в. до н. э. в Греции возрождается тирания, которую в отличие от ранней обычно называют младшей тиранией. В системе тиранического режима большую роль играли наёмники, на содержание которых расходовались немалые средства. Постоянные финансовые трудности испытывали не только тираны. Такое же положение было и в других полисах, становясь особенно сложным во время войн: граждане не хотели и не могли воевать, в вооружённых силах ряда полисов большую роль стали играть наёмники, которым нужно было платить. Так возникает принцип: война должна сама кормить себя. Наёмничество было одним из самых ярких проявлений кризиса. Наиболее проницательные идеологи полиса того времени, например афинский оратор Исократ, видели в наёмниках «язву всей Эллады».
Традиционная полисная мораль начинает уступать место индивидуализму. Деньги становятся мерилом всех ценностей, определяющих место человека в обществе. В одной из комедий афинского комедиографа второй половины IV в. до н. э. Менандра говорится весьма красноречиво:
А вот по мне – единственно полезные
Нам боги – это серебро и золото.
Лишь в дом их принесёшь, – о чём
помолишься,
Всё будет у тебя, что только хочется:
Земля, дома, служанки, украшения,
Друзья, свидетели и судьи – лишь
плати!
К тебе пойдут и боги в услужение.
Кризис начался с Пелопоннесской войны и оказывал определяющее воздействие на все стороны жизни страны. Победа Спарты в Пелопоннесской войне означала резкое изменение всей ситуации. Казалось, над Элладой надолго воцарилось спартанское владычество, однако внутриспартанские коллизии, противоречия внутри правящей верхушки Спарты привели к тому, что афинянам удалось восстановить демократический строй.
Имело значение и то, что Спарта, пообещавшая в разгар борьбы с Афинами передать Персии греческие полисы Малой Азии, после своей победы не торопилась выполнить обязательство, что привело к открытому конфликту.
Хотя военные действия шли вяло, Персия смогла нанести Спарте удар, использовав уже испытанное оружие – финансовую помощь. Деньги, посланные персами, помогли вооружиться противникам спартанской гегемонии – Беотийскому союзу под главенством Фив и Афинам. Началась длительная борьба, которая завершилась в 387 г. до н. э. Чрезмерное ослабление Спарты не входило в планы Персии: её интересам больше всего отвечала раздробленная и враждующая Греция. Поэтому она изменила свою ориентацию, поддержала спартанцев, и под нажимом этих сил был заключён мирный договор. В качестве платы за поддержку Спарта уступала Персии власть над малоазийскими полисами.
Вскоре Спарта вновь попыталась возродить своё господство в Элладе. Спартанцам удалось захватить Фивы и заменить демократию олигархией. Однако то был последний успех спартанцев. Опираясь на поддержку Афин, фиванцы восстановили демократию. Одновременно возрождается союз беотийских полисов под началом Фив. Воспользовавшись тяжёлым положением Спарты, Афины смогли воссоздать морской союз. Правда, второй Афинский морской союз был значительно меньше, чем первый, и строился на несколько иных принципах: союзники помнили опыт прошлого и в договоре предусматривали гарантии против возобновления Афинами великодержавной политики.
Воссоздание союза позволило афинянам нанести поражение спартанцам, но окончательный удар спартанской гегемонии нанесли фиванцы. Шедшая в течение ряда лет между Фивами и Спартой война, наконец, вступила в решающую фазу. В 371 г. до н. э. в битве при Левктрах фиванцы наголову разбили спартанскую армию. Последствия поражения стали катастрофическими для Спарты: Пелопоннесский союз распался, Спарта оказалась теперь вынуждена думать не о гегемонии, а о собственной защите. Мессения объявила о своей самостоятельности, на склонах горы Итома возродился город Мессена. В конечном счёте владения Спарты были ограничены пределами Лаконики, её влияние на пелопоннесские дела свелось до минимума.
Однако, одержав победу, фиванцы не стали гегемоном Греции: вчерашние союзники выступили против них, как только стала вырисовываться перспектива установления гегемонии Фив в Элладе. Позднее ощутимый удар пережили и Афины. Воспользовавшись ослаблением Спарты и Фив, они попытались воскресить свою великодержавную политику, и это вызвало ответную реакцию – восстания союзников. В ходе Союзнической войны (357 – 355 гг. до н. э.) Афины были разбиты, и союз прекратил своё существование.
Таким образом, к середине IV в. до н. э. Греция в результате внутренних войн оказалась ослабленной, её ведущие союзы распались, ни одно из государств не могло претендовать на гегемонию. Этот процесс происходил на фоне кризиса полисной системы, показавшего, что классический полис с его ведущими принципами – автономией и автаркией уже изживал себя.
Надгробный памятник Филостраты. V в. до н. э.
Тем временем на севере страны постепенно вызревала новая сила, которой суждено было в известной мере осуществить планы, рождавшиеся в умах интеллектуалов Эллады, но совсем не так, как они хотели. На арене появилось Македонское царство. На протяжении IV в. до н. э. оно становилось всё более мощным и всё активнее вмешивалось в дела Греции. При царе Филиппе II (359 – 336 гг. до н. э.) Македония достигла невиданного ранее могущества. Она представляла собой земледельческую страну, сравнительно поздно вставшую на путь развития классового общества и государственности. В IV в. до н. э. основную массу населения Македонии составляли свободные крестьяне, служившие в пехоте. Филипп провёл реформу армии, сделавшую её самой мощной силой на Балканском п-ове. Армия Филиппа была закалена в бесчисленных походах, среди сподвижников царя появилось много талантливых военачальников. Захватив Пангейские рудники, Филипп начал чеканить золотую монету и в отличие от большинства полисов не испытывал затруднений в финансировании своих военно-политических мероприятий. Трезвый политик, прекрасно ориентировавшийся во внешнеполитической ситуации, Филипп стал умело вмешиваться в греческие дела.
Укрепление позиций Македонии и возрастающее вмешательство в греческие дела вызвали поляризацию сил в Афинах и других полисах. Огромные средства, которыми располагал царь Македонии, позволяли ему подкупить ряд политических деятелей, но помимо этого имелось немало и бескорыстных сторонников Македонии, рассчитывавших, что установление её гегемонии даст Греции политическую и социальную стабильность, а в дальнейшем позволит начать войну с Персией.
Борьбу с Филиппом возглавили Афины, её вдохновителем и организатором выступил выдающийся оратор Демосфен, в своих страстных речах призывавший греков оставить взаимные распри и объединиться в борьбе за свободу и независимость. Демосфену удалось создать достаточно сильный союз, в который вошли Афины, Коринф, Аргос, Фивы и ряд других полисов. Решительная встреча с армией Македонии произошла в 338 г. до н. э. при Херонее (в Беотии). Греки, несмотря на героическое сопротивление, потерпели поражение, ознаменовавшее конец их свободы. В следующем году Филипп созвал в Коринфе конгресс, на котором присутствовали представители всех полисов, за исключением Спарты. На нём был создан всегреческий союз под гегемонией царя Македонии.
Им провозглашался «всеобщий мир», запрещались межполисные войны, вмешательство полисов во внутренние дела друг друга и изменение государственного строя. В интересах имущих слоёв были также запрещены переделы земли и кассация долгов. Запрещалось освобождать рабов для использования их в политических переворотах. Наконец, от имени Греции и Македонии Персии объявлялась война, и главнокомандующим союзными силами назначался Филипп. |