Древнегреческая цивилизация
Архаическая Греция
Герой и кентавр. Статуэтка из Олмпии.Бронза. VIII в. до н. э.
Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII – VI вв. до н.э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества. Действительно, в течение трёх столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развивались те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определённую специфику по сравнению рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывающие воздействие на античный мир на всём протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.
Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведём такое сравнение. Около 800 г. до н.э. греки жили на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. Около 500 г. до н.э. они уже занимают берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма. Около 800 г. до н.э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких общин, к 500 г. до н.э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками, денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают всё Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но и товары повседневного потребления. Около 800 г. до н.э. греческое общество – простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянством, мало чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов. Около 500 г. до н.э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики. В 800 г. до н.э. в Греции ещё практически нет храмов, театров, стадионов. В 500 г. до н.э. Греция – страна со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых ещё и сейчас восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия, натурфилософия.
Стремительный подъём, подготовленный предыдущим развитием, распределение железных орудий имели многообразные последствия для общества. Возрастание производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле приводило к увеличению избыточного продукта. Из сельскохозяйственной сферы высвобождалось всё большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление сельскохозяйственного и ремесленного секторов экономики повлекло за собой регулярный обмен между ними, появление рынка и всеобщего эквивалента – чеканной монеты. Новый вид богатства – деньги – начинает соперничать со старым – земельной собственностью, разлагая традиционные отношения.
В результате происходит быстрое разложение первобытнообщинных отношений и становление новых форм социально-экономической и политической организации общества. Этот процесс по-разному протекает в различных частях Эллады, но везде влечёт за собой назревание социальных конфликтов между оформляющейся аристократией и рядовым населением, в первую очередь крестьянами-общинниками, а затем и другими слоями.
Становление греческой аристократии современные исследователи обычно относят к VIII в до н.э. Аристократия того времени – это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в неё образ жизни и система ценностей. Она занимала преобладающее положение в сфере общественной жизни, особенно в отправлении правосудия, играла ведущую роль в войне, так как только знатные воины имели тяжёлое вооружение, и потому сражения представляли по существу поединки аристократов. Аристократия стремилась полностью поставить под свой контроль рядовых членов общества, превратить их в эксплуатируемую массу. По мнению современных исследователей, наступление аристократии на рядовых сограждан началось в VIII в. до н.э. О деталях этого процесса известно мало, но об основных результатах его можно судить на примере Афин, где усиление влияния аристократии привело к созданию чётко оформленной сословной структуры, к постепенному сокращению слоя свободного крестьянства и увеличению числа зависимых.
Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон. Римская копия с оригинала V в. до н. э.
С этой ситуацией тесно связано и такое явление огромного исторического значения, как «великая греческая колонизация». Начиная с середины VIII в. до н.э. греки оказались вынуждены покидать родину и переселяться в другие страны.
За три века они создали множество колоний на берегах Средиземного моря. Колонизация развивалась в трёх направлениях: западном (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция и даже восточное побережье Испании), северном (фракийское побережье Эгейского моря, район проливов, ведущих из Средиземного моря в Чёрное, и его побережье) и юго-восточном (побережье Северной Африки и страны Леванта).
Современные исследователи считают, что главным её стимулом был недостаток земли. Греция страдала как от абсолютного аграрного перенаселения (увеличение населения вследствие общего экономического подъёма), так и от относительного (недостаток земли у беднейших крестьян вследствие концентрации земельной собственности в руках знати). К числу причин колонизации относят также политическую борьбу, которая обычно отражала главное социальное противоречие эпохи – борьбу за землю, в результате чего побеждённые в гражданской войне часто были вынуждены покидать родину и переселяться за море. Имели место и торговые мотивы: стремление греков поставить под свой контроль торговые пути.
Пионерами греческой колонизации стали расположенные на о-ве Эвбея города Халкида и Эретрия – в VIII в. до н.э., по-видимому, наиболее передовые города Греции, важнейшие центры металлургического производства. В дальнейшем в колонизацию включились Коринф, Мегары, малоазийские города, особенно Милет.
Аполлон из Пирея. Бронза. Около 520 г. до н.э.
Колонизация оказала огромное влияние на развитие древнегреческого общества, особенно в экономической сфере. Невозможность наладить на новом месте нужные отрасли ремесла привела к тому, что очень скоро колонии установили теснейшие экономические связи со старыми центрами Балканского п-ова и Малой Азии. Отсюда и в колонии, и к местному населению, соседствующему с ними, стали поступать изделия греческого ремесла, особенно художественного, а также некоторые виды сельскохозяйственной продукции (лучшие сорта вин, оливковое масло и др.). Взамен колонии поставляли в Грецию зерно и другие продукты питания, а также сырьё (лес, металл и т.д.). В результате греческое ремесло получило толчок к дальнейшему развитию, а сельское хозяйство стало приобретать товарный характер. Таким образом, колонизация приглушила социальные конфликты в Греции, выведя за её пределы массу безземельного населения и в то же время способствуя изменению социальной и экономической структуры греческого общества.
Наступление аристократии на права демоса достигло апогея в VII в. до н.э., вызвав ответное сопротивление. В греческом обществе появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий знати. «Деньги в почёте всеобщем. Богатство смешало породы», – с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар. Этот новый слой жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником крестьян в борьбе со знатью. Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением писаных законов, ограничивших произвол аристократии.
Сопротивление растущему господству знати облегчалось по крайней мере тремя обстоятельствами. Около 675 – 600 гг. до н.э. благодаря техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле. Тяжёлые доспехи становятся доступным рядовым гражданам, и аристократия лишается своего преимущества в военной сфере. Из-за скудости природных ресурсов страны греческая аристократия не могла сравняться с аристократией Востока. В силу особенностей исторического развития в Греции железного века не было таких экономических институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство. Даже находившиеся в зависимости от аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически. Всё это представляло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой, препятствовавшей укреплению позиций аристократии, была их этика. Она имела «агональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым – на поле боя, в спортивных состязаниях, в политике. Эта система ценностей была создана знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения господства ей требовалось, сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия не смогла.
Обострение социальных конфликтов в VII – VI вв. до н. э. привело к рождению во многих греческих городах тирании, т.е. единоличной власти правителя.
В этот период понятие «тирания» ещё не имело присущему ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооружённые силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая обречённость тирании объяснялась её внутренней противоречивостью. Свержение господства знати и борьба против неё были невозможны без поддержки со стороны народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но когда исходившая от аристократов угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.
Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые ещё в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников, лучше всего известен на примере Афин.
История Афин в архаическую эпоху – это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежит здесь знати – эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в. до н.э. привёл к вспышкам социальных конфликтов.
Коренные изменения происходят в начале VI в. до н.э., и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени»). В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников. Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объём политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин. Был создан новый орган управления – совет (буле), возросло значение народного собрания.
Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решали всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н.э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н.э. Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позицию Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады. При приемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий. Вскоре после 509 г. до н.э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них – реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.
Иной вариант развития даёт Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н.э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению – область на западе Пелопоннеса. Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции. Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создаётся строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно. Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самоё мощное государства Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.
Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки – клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремление к полному равенству спартиатов служили и другие меры: суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина; строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан – спартиаты жили так, будто находились в военном лагере; запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром; ограничение контактов с внешним миром. Был реформирован и политический строй. Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления – коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой высший контрольный орган, следивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеалов равенства.
В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют её «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т.е. коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощённого населения Лаконики и Мессении – илоты. Учёные уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами. Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определённую долю урожая своим хозяевам – спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчётам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно – урожая. Лишённые всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.
В спартанском полисе существовала ещё одна социальная группа – периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.
Источник: «Древние цивилизации мира». |