Анна
Византийская
Екатерина
Чельцова
О жизни этой женщины русские летописи хранят
редкостное молчание. Пожалуй, упоминаются лишь два факта. Первый – среди
многочисленных жён киевского князя Владимира Святославовича Анна, несомненно,
выделялась знатностью, так как происходила из рода византийских императоров,
претендовавших некогда на роль владык мира. Второй – во многом именно под её
влиянием на Руси в то время укрепилось христианство, а также возник
неповторимый стиль православных церквей и храмов. Так, что сыгранная Анной
Романовной в истории роль, поистине грандиозна. И, поди знай, как выглядел бы
мир, не ступи она на исходе X века на киевскую землю. Впрочем, обо всём по
порядку.
Византийская принцесса Анна появилась на
свет 13 марта 963 года. Причём её появлению на свет предшествовала весьма
драматическая история. Её отец – император Роман II, правивший всего четыре
года, прославился среди всего прочего тем, что женился на совершенно не знатной
девушке – дочери трактирщика по имени Анастасия. Превратившись таким образом, в
императрицу Анастасия сменила имя на Феофано (означает «избранная Богом»),
прибрала к рукам все действующие рычаги власти и родила своему мужу сначала
двух сыновей – Василия и Константина, а за несколько дней до его смерти – дочь
Анну. Роману доставляло огромное удовольствие бешено скакать верхом на
породистых рысаках, именно это и послужило причиной его трагической гибели.
Смерть супруга сильно разочаровало Феофано. Не желая упускать счастливым
образом свалившееся на неё блага, эта властолюбивая женщина без промедления
вышла замуж за видного полководца
Никифора Фоку, которого, под её давлением, вскоре провозгласили императором.
Поначалу такое положение устраивало обоих –
Феофано по-прежнему властвовала, а Фока пользовался положенными ему по статусу
благами и воевал всласть. Но прошло немного времени, и темпераментная женщина
разочаровалась в немолодом и вечно пропадающем в военных походах супруге. Кроме
того, столь любимые Фокой войны истощали казну. Понимая, что дальше так
продолжаться не может, Феофано избрала новый объект страсти – военачальника
Иоанна Цимисхия, приходившегося Фоке племянником. Умело организовав в 969 году
дворцовый переворот, она одним ударом расправилась с надоевшим мужем и возвела на престол Иоанна. Тот проявил
редкостную неблагодарность и, пойдя на поводу у духовенства, не только
отказался жениться, но и выслал Феофано из столицы. В изгнание за матерью
последовала и Анна, которой в это время исполнилось всего шесть лет.
Когда же по прошествии семи лет власть
перешла к старшему сыну Феофано Василию, опальная женщина вместе с дочерью
смогла вернуться в императорский дворец. С этого времени подросшая Анна стала
считаться одной из наиболее завидных невест. Её отличали не только знатность,
наилучшее по меркам того времени образование, богатое приданное, но и красота,
которую она унаследовала от матери. Хотя ни один документальный источник не
приводит описания внешности византийской принцессы, можно предположить, что Анна
походила на братьев: была девушкой невысокой, голубоглазой, светловолосой и
красиво сложенной. Современники дали ей прозвище Руфа, что в переводе означает
«рыжая».
Василий и Константин не спешили выдавать
Анну замуж, присматривая, очевидно, самую лучшую для неё партию. Чувства
девушки в данном случае ничего не решали. Учитывая большую заинтересованность европейских
монархов в браке с византийскими принцессами, братья рассматривали сестру всего
лишь в качестве крупной козырной карты в политической игре и, не считаясь с
расходами, повсюду распространяли сведения о её достоинствах.
Слухи эти достигли и двора князя Владимира
Святославовича, уже имевшего много жён разных национальностей. Вполне вероятно,
что пересыщенному женскими прелестями русскому правителю захотелось стать мужем
самой известной и завидной в Европе невесты. Возможно, Владимир не раз сватался
к Анне, но всякий раз получал отказ под тем предлогом, что не являлся
христианином.
Однако время шло, и положение Византии
изменилось. Против императоров Василия и Константина поднялся мятеж, а в
сентябре 987 года даже возникла угроза захвата столицы мятежниками. Поскольку
собственными силами справиться с бунтовщиками братья не смогли, им пришлось
обратиться за военной помощью к соседним странам. Одним из первых, видимо,
откликнулся Владимир, заинтересованный в сближении с византийскими
императорами. Но помощь он предложил не безвозмездно, и в качестве платы
потребовал согласие на брак с Анной.
Деликатные переговоры завершились
подписанием договора, согласно которому русский князь сначала примёт крещение,
потом получит руку Анны, женится на ней по христианскому обряду и сразу же
окажет военную помощь новым родственникам в борьбе с мятежниками. Само крещение
и свадьба должны были проходить в Херсонесе, поэтому Владимир отправился в этот
город с большой эскадрой судов, полных хорошо вооружёнными дружинниками. Однако
невеста почему-то запаздывала. И когда терпение князя лопнуло, чтобы подтолкнуть
императора к скорейшему выполнению договора, он без особого труда захватил
Херсонес. В этой сложной ситуации
Василию и Константину пришлось срочно посадить сестру на корабль и с большой
свитой из духовных лиц отправить к жениху.
Анна же поначалу категорически отказывалась
выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в плену. Но братья
заявили, что Бог возлагает на неё великую миссию – обратить в истинную веру
целую языческую страну. При этом она спасёт и своих родственников от жестокого
врага.
Русский же князь после того, как узнал об
отъезде невесты приказал, отстроить для неё специальные палаты, поражающие
роскошью убранства. А когда византийские корабли прибыли к городу, все местные
жители вышли встречать принцессу и с почётом отвели её в хоромы.
Приготовление к крещению Владимира и
свадьбе прошли без особых эксцессов. В начале лета 988 года варвар выполнил
свои обещания и принял предлагаемую Византией религию. Во время свадебного пира
на улицах Херсонеса для простых людей
выносили сосуды с вином и мёдом, чаны с мясом, рыбой и овощами. Потом
новобрачные раздавали нищим и вдовицам деньги.
На момент брака с Владимиром Анне
исполнилось 25 лет. Она считалась вполне взрослой женщиной с устоявшимися
взглядами, вкусами и мировоззрением, поэтому неудивительно, что уступавший по
образованию и культуре Владимир стал прислушиваться к советам супруги.
Византийские хроники сообщают, что Анна построила в русском государстве много
церквей. Ведь она прекрасно понимала, что без строительства храмов и обучения
священников осуществить христианизацию большого государства не получится. На
первых порах приехавшие с нею духовные лица и мастера строили небольшие церкви
в различных местах, в том числе в Херсонесе и Киеве. Когда же Анна увидела, что
архитектурные нововведения пришлись по нраву местному населению, она задумалась
построить грандиозный собор в своей княжеской резиденции в Киеве.
Надо
сказать, что хотя во времена Владимира и Анны Киев не превосходил своим
величием Новгород, но для теплолюбивой византийской принцессы жить в нём,
несомненно, было удобнее, чем в северной столице. В Киеве её привлекали мягкий
климат и возможность быстрой связи с Византией, ведь по Днепру шёл прямой
водный путь на родину Анны, и купцы могли доставлять ей привычные вещи: одежду,
украшения, фрукты, овощи. Сравнительно недалеко находился и принадлежащий Анне
Херсонес, из которого поступали значительные средства в её казну. Из Крыма,
вероятно, доставляли необходимый для
храмов и дворца строительный материал, в частности мрамор.
Величественный собор в Киеве Анна решила
возвести в честь Успения Богородицы. Позже его назвали Десятинной церковью,
поскольку он существовал на десятую часть княжеских доходов. Посвящение
киевского собора Богородице указывает на то, что инициатором его возведения
была женщина, хорошо знакомая с аналогичными постройками в Византии. Дело в
том, что главный придворный храм византийских императоров посвящался
Богородице, а Десятинная церковь по своей сути также являлся придворной.
Некоторые знатоки истории архитектуры даже высказывали мнение о том, что
киевский храм строился по образцу Фаросской церкви при Большом императорском
дворце в Константинополе. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церковь не
сохранились до нашего времени (последняя рухнула во время нашествия Батыя в
1240 году), археологам удалось реконструировать их внешний вид. В частности,
Десятинная церковь представляла собой внушительное сооружение длиной 27 метров
и шириной 18 метров, увенчанное пятью большими куполами. Её облик впоследствии
стал образцом для строительства соборов во многих русских городах, однако
внутреннее убранство киевского храма отличалось особым великолепием. Для
украшения использовались фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также
яшмы. Из-за обилия мрамора, покрывавшего большими плитами пол и возносящегося
ввысь в виде колонн, современники прозвали Десятинную церковь «мраморяной».
Ещё одной заслугой новоявленной княжны
стало ежегодное празднование дня Успения Богоматери. Впервые это произошло
осенью 996 года, сразу же по завершении строительства Десятинной церкви.
Успения Богоматери стал любимейшим для русских людей. При этом уже никто не
помнил, что первой установила его на Руси византийская принцесса Анна
Романовна.
При Анне возвели не только Десятинную
церковь, с её именем можно связать и строительство дворцового комплекса рядом с
ней. Выглядел дворец очень красивым и напоминал аналогичные постройки в
Византии. Стены его украшали сказочные фрески и яркие мозаики, низ покрывали
шиферные плиты с барельефами, двери и круглые застеклённые окна – резные
мраморные наличники. На площади перед дворцом стояли медные статуи лошадей,
вывезенные из Херсонеса. Внутренние дворики в греческом стиле, возможно,
украшали декоративные растения и цветы. Прежде на Руси ничего подобного не
строили. Говорят, князь Владимир любил прогуливаться по территории дворца и не
уставал хвалить себя за настойчивость, проявленную в завоевании византийской
принцессы.
Анна Романовна оказала также немалое
влияние на мир моды. Именно благодаря её примеру русские женщины узнали и
полюбили стеклянные украшения. Поначалу византийские мастера варки стекла
занимались только изготовлением мозаик и оконных стёкол для Десятинной церкви.
Но потом из их цехов стали выходить разных форм и размеров разноцветные
стеклянные капли, которые местные ювелиры вправляли в оправу, подчас золотую.
Так получались удивительные по своей красоте и относительно дешёвые серёжки,
кольца, мониста. Искусству цветного стекловарения обучились русские
ремесленники, и изготовление различных изделий из стекла стало массовым
явлением в домонгольской Руси. К сожалению, после нашествия монголо-татар
русичи утратили технологию стекловарения.
Заботилась Анна и о развитии кирпичного
строительства. Именно в эпоху правления её супруга появился обычай украшать
храмы и дворцы настенными росписями, мозаиками, резным камнем, инкрустировать
полы разноцветными плитками. В быт знати всё активнее проникала византийская роскошь
и изысканность, особенно это повлияло на одежду и украшения.
Что же касается самой главной миссии Анны
Романовны, то, несомненно, она выполнила завет братьев-императоров и стала
первой просветительницей Руси. Окружавшие её представители духовенства обучали
русских священников, для чего создавались специальные училища. Привезённые
принцессой иконы и церковная утварь превратились в эталон для копирования
местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные
церкви по всем городам. Сама Анна занималась просветительской деятельностью в
великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети
князя Владимира с готовностью принимали христианство и распространяли его в
своих владениях. Даже бывшие жёны киевского правителя превратились в ревностных
христианок, особенно Рогнеда. Следуя примеру Анны, она принесла новую религию
на Полоцкую землю. Потом она основала первый женский монастырь и приняла
постриг.
А вот о личных взаимоотношениях Владимира и
Анны исторические хроники хранят полное молчание. Нет даже никаких упоминаний
об их детях, хотя в замужестве они прожили 22 года.
Умерла Анна довольно рано – в 1011 году, в
возрасте 48 лет. Возможно, она стала жертвой какой-нибудь эпидемии. Впрочем,
судя по погребению, Владимир Святославович горячо любил свою византийскую
супругу, несмотря на то, что, по сути, являлся многоженцем. Свой последний
приют эта великая женщина нашла в созданном греческими мастерами роскошном
саркофаге, украшенном красивой резьбой и установленном в приделе Десятинной
церкви. Следует отметить: в Византии подобной чести не удостаивались даже
императоры – наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в
странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей
внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Возможно, и Анну сразу
после кончины возвели в ранг местно чтимой святой за то, что вместе с мужем она
крестила и просвещала русских людей. |