Аккерманский уездный Комитет о нуждах
сельскохозяйственной промышленности.
(Выдержка из
«ТРУДА МЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ О НУЖДАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
БЕССАРАБСКАЯ ГУБЕРНИЯ». 1903 ГОДА ИЗДАНИЯ).
6-я ЧАСТЬ.
Доклад
Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Сухорукова о
необходимости отмены телесного наказания по приговорам судов и усмотрению
административных властей для крестьянского населения.
Во всех цивилизованных частях света
телесные наказания, как карательные и исправительные меры, совершенно не
достигающие цели и имеющие лишь одну отрицательную сторону, отошли в область
преданий отдалённого прошлого. Наше отечество, особенно в последнее время, идёт
быстрыми шагами по пути цивилизации и прогресса и в этом отношении становится
видным членом в среде цивилизованных стран старого и нового света. Между тем
существование и применение закона о телесных наказаниях среди сельского
населения резко выделяют его из этой среды.
Мне неизвестно, насколько применяются
телесные наказания в нашем уезде; но раз закон существует, значит он имеет и
применение.
Мы стремимся к поднятию умственного и
нравственного уровня развития народной массы путём широкого распространения
народного образования, как главной основы для улучшения сельскохозяйственной
промышленности и экономического благосостояния этой массы, и в то же время
применяем в известных случаях к членам той же массы такие меры, которые оскорбляют
их нравственное достоинство, уничтожают личность, озлобляют против властей,
нередко совращают отбывших наказание на путь пороков и преступлений и
задерживают культурное и гражданское развитие крестьянской массы, а
следовательно и всей страны.
Многие учёные общества, общественные
учреждения, а также губернские и уездные Комитеты о нуждах сельскохозяйственной
промышленности высказались за необходимость ходатайства перед высшим
Правительством об отмене телесных наказаний в крестьянской среде, заменив их
мерами, более соответствующими духу времени и личности человека.
Комитет наш неоднократно высказался за
необходимость широкого распространения народного образования, за необходимость
введения всеобщего обучения, в целях умственного и нравственного развития
народной массы сельского населения, без чего немыслимо развитие
сельскохозяйственной промышленности, а, следовательно, и улучшения
экономического благосостояния этого населения, являющегося чуть ли не главной
опорой благосостояния государственного.
Если крестьянские дети в школе не
подвергаются телесным наказаниям, а их недостатки и пороки исправляются путём
гуманного с ними обращения учителей и воспитателей и нравственного на них
воздействия сих последних, то тем более такие наказания, как суровая и
оскорбительная мера, не должны иметь места в среде взрослого крестьянского
населения.
А потому, и в связи с высказанным уже по
вопросу о народном образовании, я полагал бы, с своей стороны, что нашему
Комитету надлежало бы высказаться и за необходимость отмены телесных наказаний
по приговору судов и усмотрению административных властей для крестьянского
населения и присоединиться в этом смысле к ходатайствам других Комитетов по
данному вопросу.
Доклад
Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Д. Сухорукова о значении
народной школы в деле улучшения сельскохозяйственной промышленности.
Развитие и процветание всех видов
промышленности – добывающей, обрабатывающей и променивающей, а также развитие
ремёсел и искусств и, следовательно, экономическое благосостояние населения
находится в тесной связи с умственным развитием народной массы. Истина эта для
всякого просвещённого человека является аксиомой, и потому доказывать её с
фактами, со статистическими данными в руках не приходится; достаточно
сослаться, как на наглядные примеры, как очевидную, живую иллюстрацию, с
убедительностью подтверждающую эту истину, на Северо-Американские Соединённые
Штаты и на цивилизованные страны западной Европы – Англию, Францию, Германию и
даже бедную по своей природе, но превосходящую нас по экономическому положению,
Швейцарию, Норвегию и др., где народное образование поставлено высоко и где по
всем отраслям промышленности имеются низшие специальные школы, применительно к
местным условиям, а затем стоит только взглянуть, как на резкую
противоположность помянутым странам, на некультурные страны нашего востока, не
говоря уже о диких странах Африки.
Умственное развитие, путём сообщения
знаний, и надлежащее нравственное направление, путём воспитания, – это задача
школы; и то и другое в тесной связи, во взаимодействии являются лучшими и
вернейшими средствами борьбы с злейшим нашим врагом – народным невежеством, и
подготовления подрастающего молодого поколения, а путём повсеместного
устройства публичных народных чтений и бесед для взрослого населения к
воспринятию всех полезных знаний и мероприятий, относящихся к улучшению его
умственного, нравственного и экономического положения и к разумному применению
этих знаний в практической жизни, в деле умственного, нравственного и в связи с
этим экономического благосостояния и совершенствования.
По статистическим данным и по сведениям
из компетентных источников по вопросу о тесной причинной зависимости
производительности труда даже от простой грамотности оказывается, что между
преступниками попадается гораздо меньше людей грамотных, особенно побывавших в
школе, а между рабочими разных профессий грамотные, даже
пробывшие один год обучения в элементарной школе, не говоря о прошедших полный
курс этой и другой, высшей народной школы, являются лучшими и более
продуктивными в своей работе тружениками и зарабатывают больше, чем совсем
нигде не учившиеся их сотрудники, и в развитии духа энергии, духа
предприимчивости первые далеко превосходят последних.
Хотя главная задача начальной
образовательной школы – распространение грамотности и умственное и нравственное
развитие подрастающего поколения, но на ряду с этим она, особенно школы высшего
типа, так называемые двухклассные с пятилетним курсом, может с успехом, как
опыт показал, действовать и в деле распространения между детьми и взрослым
сельским населением прикладных знаний. сообразно требований местных условий,
как путём теоретическим в деле распространения мер и средств технического
характера для улучшения отраслей сельскохозяйственной промышленности, и вообще
во всём том, что может сделать сельское население более культурным и потому
более способным воспринять те мероприятия, которые направляются к улучшению его
экономического положения.
Министерством Народного Просвещения
разрешено введение преподавания популярной медицины и гигиены в старших классах
городских, пригородских и сельских двухклассных училищ, а съезд учителей
народных училищ Аккерманского уезда, в Сарате, в мае сего года, высказал
желание в интересах сохранения народного здравия, внесения в невежественную
народную массу, через посредство их детей, здоровых понятий и взгляда на
медицину, искоренение суеверий, предрассудков, знахарства, колдовства, а равно
в интересах охранения от болезней и врачевание домашнего скота, – этого
главнейшего средства экономического благосостояния сельского земледельческого
населения, о
сообщении главнейших сведений по тем же предметам и по ветеринарии и учащимся в
одноклассных училищах, а также и взрослому сельскому населению, путём бесед и
публичных народных чтений. С этим же согласился и съезд врачей Аккерманского
уезда, и большинство членов съезда приняло на себя обязанности преподавателей
названного предмета в двухклассных училищах уезда.
Тем же Министерством предположено
введение преподавания в тех же двухклассных училищах различных отраслей
сельского хозяйства отдельными преподавателями-специалистами по этим отраслям,
по местным условиям, с чем вполне согласился и помянутый съезд учителей,
который при этом высказался за желательность увеличения курса этих училищ с 5
на 6 лет обучения в них и расширения программы естествознания.
Всё сельское население нашего уезда с
большим увлечением отдаётся главным образом хлебопашеству, стремясь, при
плохой, примитивной обработке полей, в погоне за наживой, к засеванию возможно
больших площадей, игнорируя совершенно скотоводство, травосеяние,
лесоразведение и кустарные промыслы и не изыскивая лучших и наиболее выгодных
способов сбыта своих произведений, а также не заботясь об улучшении сих
последних, в том числе и плодоводства и виноделия, в качественном отношении.
Кроме полевых и отчасти садовых работ
поселянин наш ничего не знает, и во всём, кроме хлеба и отчасти вина и молочных
продуктов, живёт с копейки, проводя всю зиму и значительную часть весны и осени
в промежутках между полевыми работами в праздности и разгуле, ведущих к
постепенному их разорению, к постепенному упадку их хозяйства вместо того,
чтобы оно наоборот с каждым годом прогрессировало.
Между тем в нашем уезде имеются во
множестве каменоломни, из которых добывается хорошего качества камень,
пригодный не только как строительный материал для построек храмов, общественных
и частных зданий, оград и т. п., но и для изделия предметов скульптурного
характера, как например колон, крестов, статуй, перил, надмогильных памятников
и пр.
Во многих пунктах уезда имеется разных
сортов по цвету и свойству, хорошего качества глина, весьма пригодная для
гончарных изделий, для изготовления хорошего качества кирпича, черепицы,
изразцов, статуй, посуды и вообще для керамических изделий.
По берегам реки Днестра и его лимана
имеется во множестве материал для мебельно-корзиночного производства и других
плетённых изделий, – как верба, корзиночная ива, куга, папорга и проч., материал
этот легко разводить во всех сырых пунктах уезда – около прудов, ставков, ручьев,
по берегам речек и проч., что способствует сохранению этих вод от высыхания, а
изделия из этого материала, как и из глины и камня, в свободное от полевых
работ время, не отрывая работника от земли, могут давать побочный и вместе с
тем постоянный и надёжный заработок; наиболее всякого другого промысла
соответствуя характеру сельского жителя и состоянию самых бедных людей, так как
ни требуют материальных затрат, ни особенных физических труда и усилий,
производства эти имеют серьёзное и высокое культурно-нравственное значение в
деле умственного и нравственного развития, отвлечения взрослого населения от
праздности и увлечения вредными удовольствиями, ведущими нередко к
безнравственным поступкам, к преступлениям.
Помимо своего утилитарного значения и
развития профессионального и технического знаний среди населения данной
местности, мебельно-корзиночное производство и вообще всякого рода плетение из
растительных продуктов, как и изделия из камня и глины, являются весьма важным
воспитательным средством в деле развития самодеятельности, сообразительности,
точности и аккуратности, глазомера, чувства изящного, художественного вкуса,
фантазии, изобретательности и ловкости рук.
В уезде нашем имеются удобные места для
садоводства и лесоразведения; помимо утилитарного значения, эти две отрасли
сельского хозяйства играют весьма важную роль в климатическом отношении для
известной местности, особенно для нашего южного, степного, безводного края, где
частое отсутствие атмосферических осадков в виде снега и дождя порождает засухи
и вследствие этого – полный недород хлебов, кормовых трав и прочих продуктов
сельского хозяйства, как в печальный 1899 год, со всеми последствиями голода; а
распространяя в связи с садоводством и лесоразведением медоносные и шелковичные
породы дерев и трав, можно вызвать другие весьма полезные и прибыльные отрасли
сельского хозяйства – пчеловодство и шелководство, которые так же, как и
мебельно-корзиночное производство и изделия из камня и глины, не требуя никаких
материальных затрат и не отрывая работника от земли, при соответствии характеру
сельского жителя, могут явиться весьма важным подспорьем в поддержании его
хозяйства, тем более, что занятия последними отраслями могут свободно вести
дети и старики.
Представляя вышеизложенное на
благоусмотрение Комитета, в целях разрешения возложенной на него задачи, и в
интересах улучшения экономического положения сельского населения нашего уезда,
я полагал бы с своей стороны предпринять следующие меры:
1) Предпринять ходатайство об открытии в
сёлах на совместные средства местных обществ, земства и Правительства, возможно
большего числа двухклассных училищ, с увеличением продолжительности обучения в
них до шести и семи лет и с введением в программу этих училищ преподавания
отдельными учителями-специалистами различных отраслей сельского хозяйства, по
местным условиям, а также курса популярной медицины, гигиены и ветеринарии и с
расширением программы естествознания в этих училищах, особенно по местной флоре,
и фауне и почвоведению.
2) О снабжении училищ участками земли,
необходимыми для устройства при каждой школе если не опытных, дорого стоящих и
требующих больших земельных участков, то по крайней мере показательных полей и
станций по землепашеству, садоводству, виноградарству и виноделию,
огородничеству, пчеловодству и шелководству и проч., сообразно требованиям
местных условий.
3) Об учреждении на уезде несколько
должностей инструкторов по различным отраслям сельского хозяйства и другим
специальностям кустарной промышленности, для общего руководительства занятиями
и направления действий школ и населений по этой части.
4) Необходимо исследовать в отношении
внутреннего богатства и учредить или отдельные школы, или же отделения при
существующих училищах каменотёсов и скульптурных изделий, керамических, –
кирпичного, черепичного, изразцового, а также мебельно-корзиночного производств.
5) Необходимо заняться во всех сёлах
уезда лесоразведением, путём устройства школьных празднеств «древонасаждения»,
с привлечением к участию в этих празднествах и взрослого сельского населения;
насаждения следует производить на особо отведённых участках земли, по сторонам
улиц, площадей, дорог, вокруг церквей, школьных и общественных зданий и дворов;
помимо лесных пород посадочным материалом могут служить – плодовые и
шелковичные деревья, медоносные растения, корзиночная ива и другой материал для
плетения и мебельно-корзиночного производства.
6) Следует во всех сёлах при местных
училищах устраивать возможно чаще публичные народные чтения с теневыми
картинами по всем отраслям знания сельскохозяйственной промышленности, в том
числе и по кустарному производству.
7) Необходимо снабдить возможно полно
существующие при сельских школах публичные народные библиотеки и читальни
книгами и популярными сочинениями, и периодическими изданиями по всем отраслям
сельскохозяйственной промышленности, кустарному производству и популярной
медицине, гигиене и ветеринарии.
и 8) Желательно поднять вопрос о
введении во всём нашем обширном, изобилующем далеко ещё не тронутыми
естественными богатствами, отечестве всеобщего обучения.
Все вышеизложенные мероприятия, имеющие целью
улучшение экономического быта сельского населения нашего уезда, вполне
применимы и без особых материальных затрат осуществимы на практике, по местным
условиям нашего уезда.
|