Суббота, 26.05.2018, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 172
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы истории

Главная » Файлы » Мои файлы

ЗАПИСКИ РАЗРЯДА ВОЕННОЙ АРХЕОЛОГИИ И АРХЕОГРАФИИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Примечания. к VI-й части.
12.03.2018, 14:29

1С 1433 по 1447 гг. господарем Молдавского княжества был Стефан II, а с 1436 по 1443 Стефан II управляет Молдавским княжеством совместно со своим братом Ильёй I разделив княжество на две половины. Нижней Страной (Цара-де-Жос), в вассальную зависимость которого входил Аккерман, управляет Стефан II, а Верхней Страной (Цара-де-Сус) – его брат Илья I.

2«Великие Ворота» или «Килийские ворота» были построены в 1484 году во времена правления Стефана III (Стефана Великого), о чём свидетельствует надпись на закладной плите, установленной на главном фасаде центральной воротной башне крепости («Килийские ворота»). Надпись сделана на старославянском языке – бывшим государственным языком Молдавского княжества. Возможно потому при первоначальной расшифровке была допущена ошибка о времени строительства ворот. 

3Стена по линии О – Н – М. Башня Е. Построена во время правления Стефана II.

4Пётр Аарон Гарзанак (Пётр III Арон) не был приемником Стефана II. Он пришёл к власти в октябре 1451 года, убив своего брата Богдана II у посёлка Реусень. Строительство укреплений от главных ворот к лиману проводились в 1454 году во время правления господаря Алексэндрела (Александр II), пришедшего к власти при поддержке поляков, сместив Петра Аарона Гарзанака.

5Над этими воротами со стороны лимана имеется ниша, сильно заштукатуренная. Из-под отвалившейся штукатурки местами проглядывают следы фигур. Полагаем, что здесь некогда могло быть изображение Деисуса (икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа), покрытое в турецкое время штукатуркой. 

6Указ. соч., стр. 78.

7Заимствуя из статьи Н. Н. Мурзакевича, «Аккерманские греческие надписи» Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. II, стр. 480, названия Аккермана на морских западноевропейских картах: «На карте 1318 г. пишется Mavrocastro, 1367 г. Mancastro, 1408 г. Mavrocastro, 1480 г. Monchastro, 1550 г. Mocastro, а с 1561 г. Moncastro постоянно», ср. Periplus Ponti Evxini octuplus Vindobonnae 1836 г.

Ф. Вестберг, «Записка Готского Топарха» («Визант. Временник» т. XV, в. Спб. 1909, стр. 99 – 103) совершенно определённо высказывается против ходячего мнения, что в Маврокастроне итальянских карт XIV – XV в. нужно видеть Аккерман; путём тщательного анализа исторических свидетельств, он убеждает читателя в том, что Маврокастрон не мог лежать к западу от низовьев Днепра и что в нём, с большим правом, приходится видеть Очаков.

8Д 'Асколи, «Описание Чёрного моря и Тартарии». Descrittione del Mar Negro et de la Tartaria 1634. Перевод Н. Н. Пименова, прим. А. Л. Бертье-Делагарда, Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XXIV, стр. 89 – 180. 

9А. А. Кочубинский, указ. соч., Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XXIII, стр. 91 – 92.

10Ещё в 1375 г. через него совершает своё паломничество архимандрит Богородичного Смоленского монастыря Грефений (Агриппа). Н. Молчановский, «Очерк известий о Подольской земле до 1434 г.» стр. 32; смотри также И. В. Ягич, «Исследования по русскому языку» Спб. 1895, стр. 972. Сказание мниха (монаха) Епифания о пути к Иерусалиму…«от Великого Случ'ска (Слуцк) до Белграда  (500) от Белграда до Цря града  (500). В другой рукописи 1657 вариант: «Белого Града». Ср. Кочубинский, стр. 44.

11Ср. А. А. Кочубинский, указ. соч. Зап. Имп. Одесск. Общества И. и Др., т. XXIII, стр. 143.

12F. Tadra. Kulturni styky Čech s cizinou až do valek husitskych. Praha 1897, стр. 150 и 395. 

13Ср. П. Свиньин, указ. соч., стр. 100. А. А. Кочубинский указ. соч., Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XXIII, стр. 89 – 91 и 105 – 107.

14Ср. указания на торговое значение Аккермана у путешественника XV столетия Гильбера-де-Ланнуа. Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. III, стр. 86. Житие св. Иоанна Нового Сучавского, там же, т. IX. Путешествие Де-Люка, там же, т. XI. Ср. также М. Волкова, указ. соч. Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. VIII, стр. 116 и 126. Крайне знаменательным является указание на то, что постигший в 1454 г. юго-запад России неурожай, отмечен в генуэзских актах в связи с невозможностью получить хлеб из Аккермана.

15А. А. Кочубинский, указ. соч., Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XV, стр. 537.

Справка. Очаковское гирло Днестровского лимана в XIX столетии имело длину 300 м., ширину до 170 м. и максимальную глубину до 5,6 м. В 1926 году в результате сильного ночного шторма и наноса песка гирло исчезло. Образовалась, так называемая Бугзская коса. В настоящее время по ней была проложена железная дорога.

16А. А. Кочубинский, указ. соч., Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XV, стр. 525. 

17А. А. Кочубинский, указ. соч., Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XV, стр. 526

18По поводу такого чтения надписи см. В. В. Латышев, «Собр. надписей христ. времён», стр. 3.

19В. Н. Юргевич помещает в каталоге музея Имп. О. Общ. И. и Др. Одесса 1887, стр. 70, ошибочное чтение надписи. В последнее время надпись переиздана А. А. Кочубинским «Лапидарные надписи XV стол. из Белгорода, что ныне Аккерман». Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XV. Одесса, 1889, стр. 538 – 546, таб. III. Не останавливаясь на разборе этой надписи, отсылаем читателя к указанной работе.

В каталоге 1890 г. описание надписи исправлено, согласно чтению А. А. Кочубинского. А. А. Кочубинский в указ. соч. стр. 543 – 544 пишет: «История не знает ничего о существовании монастырей в Аккермане». Вместе с тем он говорит, что отрицать существование его нет оснований, таковой мог быть в городе, где находилась кафедра первого иерарха Молдавии, где был погребён в 1454 г. (1455 г.) воевода Александр Ильич. В Валашской грамоте XVII в. говорится о каком-то монастыре близ Чёрного моря.

Венелин, «Молдаво-Вал. грамоты», стр. 336.

20Гр. А. С. Уваров, указ., соч. стр. 180. 

21Надписи приведены у П. Н. Батюшкова в прим. указ. соч., стр. 72.

22А. С. Петрушевич, «Сводная галичско-русская летопись». Львов, 1889, предисловие, стр. XIX.

23M. Miklosich. Acta et dipl. gr. medii aevi, П, 241 и 243.   

24Путешественник первой половины XV в. Гильбер де-Ланнуа, см. Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. III, стр. 439, называет молдаван, армян, валахов и генуэзцев. Житие св. Иоанна Нового Сучавского, (Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. IX, 156 – 157), знает жителей христиан, евреев, папистов и магометан.

25Ср. А. А. Кочубинский, указ. соч., Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XV, 537 – 538.  

26Э. Р. ф-Штерн, указ. соч., Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. XXIII, 43, т. XXVI, прот. 87 – 90.

27Житие св. Иоанна Нового Сучавского, указ. соч., стр. 156.

28Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т., стр. 488.

29В большой мечети Аккермана был похоронен Крымский хан Ислам-Гирей II, скончавшийся в 1588 г. В. Д. Смирнов «Крымское ханство под верховенством Отоманской порты». Спб. 1887, стр. 443. 

30См. Отдел старых рисунков и планов Аккермана.

31А. Защук. Этнография Бессарабской области Зап. И. Одесск. Общества И. и Др., т. V, стр. 492 – 493.

32А. Ф. Вельтман. Начертание древней истории Бессарабии. М. 1828, стр. 18.

Категория: Мои файлы | Добавил: flirt
Просмотров: 65 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео