Воскресенье, 05.05.2024, 15:45
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы истории

Главная » Файлы » Мои файлы

СУДОХОДСТВО ПО ДНЕСТРОВСКОМУ ЛИМАНУ.
18.01.2022, 10:13

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ. СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.

БЕССАРАБСКАЯ ОБЛАСТЬ.

1862-й год.

СОСТАВИЛ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КАПИТАН А. И. ЗАЩУК.

(ОТРЫВОК)

СУДОХОДСТВО ПО ДНЕСТРОВСКОМУ ЛИМАНУ.

 

По Днестровскому лиману прибрежное судоходство довольно деятельно; кроме постоянного пароходного сообщения между Аккерманом и Овидиополем на лимане ходят мелкие парусные суда, занимающиеся перевозкою хлеба, доставляемого из Аккерманского и частью из Бендерского уездов, также леса с верховьев Днестра и рыбы из устроенных на берегу лимана и на взморье рыбных ловель. Богатство и изобилие этих важных в народном быту произведений заставляют ещё желать усиления судоходства, которое оказывается нужным для ежегодно усиливающегося привоза в Аккерман. Отсюда ходят также и суда, отправляющиеся за границу, но в малом количестве; ежегодно можно полагать около 15 судов, с грузом до 30 тысяч руб. сер. привозного и отвозного товара.

Днестровский лиман и теперь доступен небольшим купеческим судам, и не слишком значительных издержек потребовали бы гидравлические работы для углубления фарватера и расчистки гирл. С барок можно бы было непосредственно перегружать товары на суда, чем уничтожалось бы необходимость сухопутного перевоза от Маяков в Одессу.

 

Скорость плавания судов вверх и вниз по течению.

Разумеется, что в будущности днестровского судоходства играет важную роль развитие пароходства. В этом отношении были попытки, но не удались. Видно не пришла ещё пора.

Но ещё много предстоит преодолеть трудностей, чтобы сделать Днестр, на всём протяжении безостановочно судоходным. Главнейшие препятствия состоят: 1) в недостатке хорошего бечёвника для тяги судов вверх лошадьми или волами; к отвращению этого неудобства, на всём протяжении реки от м. Маяков до границы, главное местное начальство приняло все зависящие от него меры, и бечевник устроен на сколько позволяют обстоятельства и средства, находящиеся в его распоряжении. Но устройство совершенно удобного бечевника потребовало бы слишком больших издержек. В верхней половине Днестра, река, часто суживаясь, течёт между двумя отвесными скалами; бечевник нельзя провести иначе, как на вершине скал и он оказывается совершенно неудобным, так что в этих местах суда тянут только в среднюю воду, когда можно идти по низменному берегу, с которого спала вода, и когда ещё не образовались отмели. В нижней половине Днестра, на болотистых плавнях, потребовалось бы устроить земляную насыпь или гати на сваях, долженствующие служить для бечевы; но как должны быть велики и тверды эти гати, чтобы противостать напору воды во время разливов и наводнений? Издержки на построение таких гатей не соответствовали бы выгодам, ими обещаемым.

До сих пор плавание по Днестру зависит от горизонта вод и состояния погоды. При высоком горизонте и при тихой погоде, суда идут вниз по течению до 100 вёрст в сутки; при среднем горизонте и тихой погоде – до 40 – 60 вёрст, а при убытии воды и при тихой погоде – только 20 – 30 вёрст.

Повторяем ещё, что учреждение плоскодонных пароходов для буксирования галер вверх по реке – вот существенная потребность улучшения днестровского судоходства. Частые косы, пересыпи и отмели так затрудняют плавание, что во время низких вод, в мае, июле и августе, нередко случается судам останавливаться на неделю и на две, в ожидании прибыли воды; бывают годы, что всякое судоходство прекращается на целый месяц. Для отвращения этого неудобства, предполагалось, ещё в сороковых годах, употребить Баухтеевскую мелеразбивательную машину; но каменистый грунт реки и дороговизна самого производства ещё надолго оставят это препятствие непреодолимым. Узкость фарватера, имеющего не более 24 футов ширины, Ямпольские пороги, кладки, череда, представляют значительную опасность проходящим судам. В течение последних 10 лет, из числа 14,272 судов и плотов, прошедших по Днестру, подверглись крушению 63, т. е. одно судно из 227.

 

Крушения эти были:

Годы.       Число судов        Причина несчастий.                   Убыток

                                                                                                       подвергшихся                                                    промышленникам                                                            

                                                                                                       крушению.

                                                                                   1850                  5                   В верховье Днестра, при

               вскрытии снесло 500 еловых

                                          брёвен и 3 галеры. . . . . . . . . . . . . . . . . .750 р.

                                           и 1 крушение на карчах. . . . . . . . . . .11,520 р.

                                                                                  1851              не было. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                                                                        1852              не было. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                                                                        1853                20                   От бури . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30,000 р.         

                                                                                  1854              не было. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  

                                                                       1855                  1                  У кр. Хотина затонула галера

                                                                                                                               с артиллерийскими снарядами. . . . . .неизвестно.

   

                                                                                 1856                 6                  На карчах разбились о камни. . . . . . . . 9,500 р.                 

   

                                                                                 1857               15                  Там же. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9, 582 р.

  

                                                                                 1858               16                  Из них 3 судна разбито бурею,

                                                                                                                              одно затонуло около м. Маяков,

                                                                                                                              одно столкнулось с плашкоутом,

                                                                                                                               и 11 погибло на карчах . . . . . . . . . . . . 16,722 р.

 

Крутые извилины в направлении реки также затрудняют ход судов и вдвое увеличивают путь. 

Общее устранение этого неудобства невозможно в верхней части по причине высоты берегов, а в нижней потому, что оно потребовало бы опять слишком больших расходов, не соответствующих приобретаемой выгоде.

Не смотря однако же на все вышепоказанные препятствия, судоходство по Днестру представляется за последние 10 лет в следующем виде:

На пристанях 3-й дистанции грузилось: галер. . . . . . . . 1,311

                                                                    плотов. . . . . . . 1,096

 

– – – – – – – – 4-й – – – – – – – – – – – – –галер. . . . . . . . 7,868

                                                                    плашкоутов. . .   127

                                                                    плотов. . . . . . . 3,871

                                                                    лодок. . . . . . . .        6

 

Вообще на всех пристанях Днестра грузилось по 1,427 всякого рода судов и плотов в год.

Товаров на них было привезено в эти 10 лет:

По 3-й дистанции на сумму. . . . . . . . . . 1.362,971 руб. сер.

– – 4-й – – – – – – – – – – – –. . . . . . . . . . 8.110,769         

                                                     Итого на. . . 9.473,740        

 

Или в год, на всех пристанях Днестра, привозилось товаров до м. Маяков на сумму 947,374 руб. сер.

 

                                                                   

  

             

 

 

 

 

 

    

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: flirt
Просмотров: 276 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео