МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ. СОБРАННЫЕ
ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.
БЕССАРАБСКАЯ ОБЛАСТЬ.
1862-й год.
СОСТАВИЛ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КАПИТАН А. И. ЗАЩУК.
(ОТРЫВОК)
СУДОХОДСТВО ПО
ДНЕСТРОВСКОМУ ЛИМАНУ.
По Днестровскому
лиману прибрежное судоходство довольно деятельно; кроме постоянного пароходного
сообщения между Аккерманом и Овидиополем на лимане ходят мелкие парусные суда,
занимающиеся перевозкою хлеба, доставляемого из Аккерманского и частью из
Бендерского уездов, также леса с верховьев Днестра и рыбы из устроенных на
берегу лимана и на взморье рыбных ловель. Богатство и изобилие этих важных в
народном быту произведений заставляют ещё желать усиления судоходства, которое
оказывается нужным для ежегодно усиливающегося привоза в Аккерман. Отсюда ходят
также и суда, отправляющиеся за границу, но в малом количестве; ежегодно можно
полагать около 15 судов, с грузом до 30 тысяч руб. сер. привозного и отвозного
товара.
Днестровский лиман
и теперь доступен небольшим купеческим судам, и не слишком значительных издержек
потребовали бы гидравлические работы для углубления фарватера и расчистки гирл.
С барок можно бы было непосредственно перегружать товары на суда, чем
уничтожалось бы необходимость сухопутного перевоза от Маяков в Одессу.
Скорость
плавания судов вверх и вниз по течению.
Разумеется, что в
будущности днестровского судоходства играет важную роль развитие пароходства. В
этом отношении были попытки, но не удались. Видно не пришла ещё пора.
Но ещё много
предстоит преодолеть трудностей, чтобы сделать Днестр, на всём протяжении безостановочно
судоходным. Главнейшие препятствия состоят: 1) в недостатке хорошего бечёвника
для тяги судов вверх лошадьми или волами; к отвращению этого неудобства, на всём
протяжении реки от м. Маяков до границы, главное местное начальство приняло все
зависящие от него меры, и бечевник устроен на сколько позволяют обстоятельства
и средства, находящиеся в его распоряжении. Но устройство совершенно удобного
бечевника потребовало бы слишком больших издержек. В верхней половине Днестра,
река, часто суживаясь, течёт между двумя отвесными скалами; бечевник нельзя
провести иначе, как на вершине скал и он оказывается совершенно неудобным, так
что в этих местах суда тянут только в среднюю воду, когда можно идти по
низменному берегу, с которого спала вода, и когда ещё не образовались отмели. В
нижней половине Днестра, на болотистых плавнях, потребовалось бы устроить земляную
насыпь или гати на сваях, долженствующие служить для бечевы; но как должны быть
велики и тверды эти гати, чтобы противостать напору воды во время разливов и
наводнений? Издержки на построение таких гатей не соответствовали бы выгодам,
ими обещаемым.
До сих пор
плавание по Днестру зависит от горизонта вод и состояния погоды. При высоком
горизонте и при тихой погоде, суда идут вниз по течению до 100 вёрст в сутки;
при среднем горизонте и тихой погоде – до 40 – 60 вёрст, а при убытии воды и
при тихой погоде – только 20 – 30 вёрст.
Повторяем ещё, что
учреждение плоскодонных пароходов для буксирования галер вверх по реке – вот
существенная потребность улучшения днестровского судоходства. Частые косы,
пересыпи и отмели так затрудняют плавание, что во время низких вод, в мае, июле
и августе, нередко случается судам останавливаться на неделю и на две, в ожидании
прибыли воды; бывают годы, что всякое судоходство прекращается на целый месяц.
Для отвращения этого неудобства, предполагалось, ещё в сороковых годах,
употребить Баухтеевскую мелеразбивательную машину; но каменистый грунт реки и
дороговизна самого производства ещё надолго оставят это препятствие
непреодолимым. Узкость фарватера, имеющего не более 24 футов ширины, Ямпольские
пороги, кладки, череда, представляют значительную опасность проходящим судам. В
течение последних 10 лет, из числа 14,272 судов и плотов, прошедших по Днестру,
подверглись крушению 63, т. е. одно судно из 227.
Крушения эти были:
Годы. Число судов Причина несчастий. Убыток
подвергшихся промышленникам
крушению.
1850 5 В верховье Днестра, при
вскрытии снесло 500 еловых
брёвен и 3 галеры. . . . . . . . . . . . . . . . . .750 р.
и 1 крушение на карчах. . . . . . . . . . .11,520 р.
1851
не было. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –
1852 не было. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –
1853 20 От бури . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .30,000 р.
1854 не было. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .–
1855 1 У кр. Хотина затонула галера
с артиллерийскими снарядами. . . . . .неизвестно.
1856 6 На карчах разбились о камни. .
. . . . . . 9,500 р.
1857 15 Там же. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .9, 582 р.
1858 16 Из них 3 судна разбито бурею,
одно
затонуло около м. Маяков,
одно
столкнулось с плашкоутом,
и 11 погибло на карчах . . . . . . . . . . . . 16,722 р.
Крутые извилины в
направлении реки также затрудняют ход судов и вдвое увеличивают путь.
Общее устранение
этого неудобства невозможно в верхней части по причине высоты берегов, а в
нижней потому, что оно потребовало бы опять слишком больших расходов, не
соответствующих приобретаемой выгоде.
Не смотря однако
же на все вышепоказанные препятствия, судоходство по Днестру представляется за
последние 10 лет в следующем виде:
На пристанях 3-й
дистанции грузилось: галер. . . . . . . . 1,311
плотов. . . . . . . 1,096
– – – – – – – –
4-й – – – – – – – – – – – – –галер. . . . . . . . 7,868
плашкоутов. . . 127
плотов.
. . . . . . 3,871
лодок. . . . . . . . 6
Вообще на всех
пристанях Днестра грузилось по 1,427 всякого рода судов и плотов в год.
Товаров на них было
привезено в эти 10 лет:
По 3-й дистанции
на сумму. . . . . . . . . . 1.362,971 руб. сер.
– – 4-й – – – – – –
– – – – – –. . . . . . . . . . 8.110,769
– –
Итого на. . . 9.473,740 – –
Или в год, на всех
пристанях Днестра, привозилось товаров до м. Маяков на сумму 947,374 руб. сер.
|