Четверг, 23.11.2017, 12:14
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 162
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Документы истории

Главная » Файлы » Мои файлы

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX в.) 5-я ЧАСТЬ. АККЕРМАН.
19.01.2017, 17:11

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX в.) 5-я ЧАСТЬ. АККЕРМАН.

Православная церковь в Шабо

В предместьях города находятся:

В Турлаках ― 2 каменные православные церкви, из них одна ещё не окончена постройкою, на месте бывшей чамурной церкви.

И по одной православной каменной церкви в посадах: Папушоя и Шабо.

Собственно г. Аккерман стеснён в одном углу; близ упразднённой крепости на гласис её, по скату берега посажены деревья и учреждён городской бульвар, который мог бы быть украшением города, если бы к нему не были так равнодушны местные власти и жители. Внутри этого бульвара находятся развалины турецкой бани с готическими воротами, и развалины мечети.

Развалины этих зданий достойны примечания. Турецкая баня, как видно, состояла из двух строений, соединённых между собой круглою залою; в это здание можно войти через пролом, сделанный в одной из стен, которые довольно ещё прочны.

Кроме главной круглой залы, примыкающей к коридору, находятся ещё десять отделений маленьких, тёмных, продолговатых и узких, соединявшихся между собой дверцами, в которые едва можно пройти боком и то согнувшись. В одно из этих отделений шёл подземный ход из замка такой низкий и узкий, что непонятно, как в нём проходили люди? Над всеми дверьми заметны рисунки, изображавшие цветы, домики и фестоны, довольно грубой работы, сделанные красною и чёрною красками. Кое-где видна ленная работа, в стенах находятся отверстия для впускания паров, а под ними ― круглые глиняные трубы, для выпускания воды. Все отверстия, как заметно, были покрытым красным цементом; они уже обросли травою, и чрез проникает дневной свет в здание, развалины которого наполняют воображение сценами турецкой гаремной жизни. Теперь это пустая, глухая, холодная могила, которая грозит разрушением.

В нескольких десятках сажень от бани ― развалины турецкой мечети, где долгое время, до построения в Аккермане собора, было совершаемо православное богослужение. Мечеть эта, как видно, была сделана кое-как, с высокою камышовою крышею, на которой потом был устроен небольшой купол.

С этого места открывается превосходный вид, с одной стороны на чёрные стены и башни замка, к которому, с обмелением лимана, можно теперь пройти тропинкою по берегу. Здесь около замка, находили зарытыми в землю котлы с человеческими костями. С другой стороны вид на город, в котором по берегу лимана много небольших, но чистеньких и красивых каменных домов, расположенных по прямым, широким улицам, а позади их, на так называемом «Старом базаре», ещё заметны следы турецкого владычества, в лабиринте узких переулков, опоясанных высокими каменными заборами, с небольшими фортками, за которыми, посреди обширного двора, построен крытый камышом, низкий дом, с навесом кругом него, и окнами с вставленными в них деревянными решётками.

Армянская церковь

В одном из таких тесных переулков находится армянская церковь с кладбищем, обнесённым каменным забором. В заборе этом проделана калитка, составленная из надгробных камней, с полуистёртыми надписями. Церковь сама не большая, до половины врытая в землю, и находится в том самом виде, как и во времена владычества турок; вход в церковь, паперть и церковный пол выстланы надгробными камнями. Сама церковь тёмная и таинственная. Над главным входом устроена особая галерея для женщин. В стенах церкви находятся надгробные камни, с старинными надписями и вделана каменная купель для крещения детей.

Из редкостей здесь сохраняется серебряная кадильница с еврейскою надписью, означающею, что она пожертвована «Иаковым Бен Иахимом». Образа в церкви все древнегреческой живописи. Вообще эта церковь напоминает времена первых христиан, когда богослужение совершалось скрытно, в подземельях; внутреннее устройство её носит на себе печать турецкого владычества.

Греческая церковь

Бывшее греческое кладбище. К сожалению в середине 70-х годов XX века оно было разрушено

На утесистом, живописном берегу лимана находится Греческая церковь, построенная, как гласит предание в XIII или XIV веке. Церковь эта не представляет ничего заслуживающего особенного внимания, но возле неё находится старинное кладбище, на котором видны могилы, покрытые белыми мраморными досками с истёртыми греческими и армянскими надписями. Тут же находится небольшая часовня, построенная на том самом месте, где Св. Иоанн Сочавский замучен турками1. В ней горят свечи, жертвуемые богомольцами, в честь святого. В полу часовни вделан старинный камень, бывший на могиле Св. Иоанна; на нём весьма грубо вырезаны две пальмы и надпись гласит: «Св. Мученик Иоанн Новый, от Трапезунда, пострадавший в Аккермане 1492 года июня 2-го. Святые же мощи его ныне находятся в Сочаве».

Часовня Иоанна Сочавского

Место, где был захоронен Святой великомученик.

Вот народное предание о страдании Св. Иоанна Нового2.

Во время турецкого владычества прибыл в Аккерман на кораблях с дорогими товарами, богатый трапезундский купец Иоанн; он был христианин. Аккерманский паша, прельстившись его драгоценностями, приказал схватить его и посадить в темницу, и предложил ему отречься от христианства и принять магометанство, ежели он захочет сохранить свою жизнь. Иоанн отвечал на это, «что никогда не отречётся от веры, которую всосал с молоком матери». Раздражённый паша приказал привязать Иоанна к хвосту дикой лошади и пустить её в степь. Лошадь помчалась по камням и привлекла труп мученика на то место, где впоследствии была построена часовня и с которого никакие усилия не могли заставить её сдвинуться. Турки оставили здесь тело Иоанна, вокруг которого в ночное время виден был необыкновенный свет, и потому зарыли его в землю на том же самом месте. Здесь оно находилось 70 лет, изливая чудеса прибегавшим к покровительству Святого Иоанна.

В 1562 году Сочавский князь, узнав о чудесах Святого Иоанна, предложил туркам выкупить у них мощи мученика3. Турки согласились продать не иначе, как на вес золота. Князь собрал все свои деньги и едва положил несколько золотых монет на весы, на другом конце которых турки положили мощи Св. Иоанна, как деньги эти перетянули мощи; начали снимать монеты и оказалось, что мощи Святого равнялись весу одной золотой монеты. Паша, увидев это чудо, отдал князю без всякой платы мощи Св. Иоанна, которые и были перенесены в Сочаву4, тогдашнюю столицу Молдавии.

Болгарская церковь.

Болгарская церковь, на улице того же названия, изящной архитектуры, окружена деревьями5.

Свято-Вознесенский собор

А главная или соборная церковь города, обыкновенной новой архитектуры, с позолоченным куполом, построена в 1832 году на песчаном возвышении, за городом6.

В этом доме в 1826 году между российскими и турецкими уполномоченными была подписана "Аккерманская конвенция", подтверждающая статьи "Бухарестского трактата". 

В новой части города находится, под названием публичного сада, площадь, обсаженная деревьями белой акации, со скудной растительностью. С трёх сторон сад окружают лучшие городские дома, в числе их находится тот дом, котором был заключён мирный трактат между Россией и Турцией в 1826 году7.  За садом на берегу лимана, возвышаются великолепные по наружности, двухэтажные военные казармы, с офицерским флигелем и четырьмя по углам, круглыми башнями. Казармы построены в 1838 году на два батальона; стены здания весьма прочны, но внутри, по недостатку ли суммы для ремонтирования или по другим каким причинам, казармы эти далеко не в цветущем состоянии и нисколько не соответствуют их наружности.

Александровские казармы в наши дни.

В незначительном расстоянии от казарм, на самом берегу лимана, из под скалы вытекает ключ чистой, прекрасной воды, называемый «Святою или Прасковьей» криницею. Воде этого ключа местные жители приписывают целебные свойства, а о самой кринице в городе существует предание, которое говорит, что татары в один из своих набегов на Подолье захватили молодую красавицу, по имени Прасковья, девушку набожную и притом с твёрдым, сильным характером.

Прасковья была отдана в гарем паши, но она отвергла последнего. Паша влюбился в красавицу; но, не смотря на все мольбы, подарки, весь блеск, которым окружал он свою пленницу, красавица была неумолима, непреклонна; мусульманин долго покорялся Прасковии, которая противилась и молила о пощаде.

Однажды разъярённый паша вошёл ночью в комнату своей пленницы и бросился к ней, но для её защиты явился Ангел. Поражённый турок остолбенел, а Прасковья, пользуясь замешательством паши, бросилась в отворённую дверь, прошла незамеченною мимо стражи к лиману, на берегу которого искала челнока, чтобы переправиться на другую сторону. Здесь предание разделяется: одни говорят, что она шла из замка берегом, а другие, что к месту нынешней криницы из замка вёл подземный ход, по которому шла Прасковья, прибавляя, что ход этот существовал ещё недавно и его заложили каменьями греческие монахи.

Очнувшись от испуга, паша выслал погоню за Прасковьей, но едва только турки хотели схватить её, как она обратилась в источник, который и носит имя Св. Прасковии или просто Святой криницы.

Криница эта обделана камнем и воды в ней постоянно немного более 1 аршина глубины.   

(Продолжение следует)      

1Житие этого святого находится в церковной минеи и память его празднуется 2-го июня.

 

2Ссылаясь на православную энциклопедию стр. http://www.pravenc.ru/text/471404.html , события происходили около 1330 года. Аккерман находился под властью Золотой Орды. Во времена правления хана Узбека (1313 -1341 гг.) официальной религией Золотой Орды становится ислам.

 

3Допущена ошибка. Мощи Иоанна Сочавского были выкуплены в 1402-м году

 

4Сочава (совр. Сучава)  город в Румынии. С 1365 по 1565 гг. столица Молдавского княжества.

 

5Болгарская церковь находится на пересечении улиц Измаильской и Советской (старое название Георгиевская)

 

6Свято-Вознесенский собор в Аккермане строился в период с 1815 по 1820 гг. В 1830 г. было пристроено три портика по 4 колонны, и собор приобрёл вид креста.

 

7В 1826 году Аккерман был местом съезда российских и турецких уполномоченных, которыми и заключена 25 сентября (7 октября) конвенция, подтверждавшая некоторые статьи Бухарестского трактата и точно определявшая границы между Россией и Турцией. Неисполнение Турцией этой самой Аккерманской конвенции было поводом к войне, оконченной в 1829 году Адрианопольским миром.      

Категория: Мои файлы | Добавил: flirt
Просмотров: 267 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео