МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ
РОССИИ, СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX в.) 5-я
ЧАСТЬ. АККЕРМАН.
Православная церковь в Шабо
В предместьях города находятся:
В Турлаках ― 2 каменные православные
церкви, из них одна ещё не окончена постройкою, на месте бывшей чамурной
церкви.
И по одной православной каменной церкви в
посадах: Папушоя и Шабо.
Собственно г. Аккерман стеснён в одном
углу; близ упразднённой крепости на гласис её, по скату берега посажены деревья
и учреждён городской бульвар, который мог бы быть украшением города, если бы к
нему не были так равнодушны местные власти и жители. Внутри этого бульвара
находятся развалины турецкой бани с готическими воротами, и развалины мечети.
Развалины этих зданий достойны примечания.
Турецкая баня, как видно, состояла из двух строений, соединённых между собой
круглою залою; в это здание можно войти через пролом, сделанный в одной из
стен, которые довольно ещё прочны.
Кроме главной круглой залы, примыкающей к
коридору, находятся ещё десять отделений маленьких, тёмных, продолговатых и
узких, соединявшихся между собой дверцами, в которые едва можно пройти боком и
то согнувшись. В одно из этих отделений шёл подземный ход из замка такой низкий
и узкий, что непонятно, как в нём проходили люди? Над всеми дверьми заметны
рисунки, изображавшие цветы, домики и фестоны, довольно грубой работы,
сделанные красною и чёрною красками. Кое-где видна ленная работа, в стенах
находятся отверстия для впускания паров, а под ними ― круглые глиняные трубы,
для выпускания воды. Все отверстия, как заметно, были покрытым красным
цементом; они уже обросли травою, и чрез проникает дневной свет в здание,
развалины которого наполняют воображение сценами турецкой гаремной жизни.
Теперь это пустая, глухая, холодная могила, которая грозит разрушением.
В нескольких десятках сажень от бани ―
развалины турецкой мечети, где долгое время, до построения в Аккермане собора,
было совершаемо православное богослужение. Мечеть эта, как видно, была сделана
кое-как, с высокою камышовою крышею, на которой потом был устроен небольшой
купол.
С этого места открывается превосходный
вид, с одной стороны на чёрные стены и башни замка, к которому, с обмелением
лимана, можно теперь пройти тропинкою по берегу. Здесь около замка, находили
зарытыми в землю котлы с человеческими костями. С другой стороны вид на город,
в котором по берегу лимана много небольших, но чистеньких и красивых каменных
домов, расположенных по прямым, широким улицам, а позади их, на так называемом «Старом базаре», ещё заметны следы турецкого
владычества, в лабиринте узких переулков, опоясанных высокими каменными
заборами, с небольшими фортками, за которыми, посреди обширного двора, построен
крытый камышом, низкий дом, с навесом кругом него, и окнами с вставленными в
них деревянными решётками.
Армянская церковь
В одном из таких тесных переулков
находится армянская церковь с кладбищем, обнесённым каменным забором. В заборе
этом проделана калитка, составленная из надгробных камней, с полуистёртыми
надписями. Церковь сама не большая, до половины врытая в землю, и находится в
том самом виде, как и во времена владычества турок; вход в церковь, паперть и
церковный пол выстланы надгробными камнями. Сама церковь тёмная и таинственная.
Над главным входом устроена особая галерея для женщин. В стенах церкви
находятся надгробные камни, с старинными надписями и вделана каменная купель
для крещения детей.
Из редкостей здесь сохраняется серебряная
кадильница с еврейскою надписью, означающею, что она пожертвована «Иаковым Бен Иахимом». Образа в церкви все
древнегреческой живописи. Вообще эта церковь напоминает времена первых
христиан, когда богослужение совершалось скрытно, в подземельях; внутреннее
устройство её носит на себе печать турецкого владычества.
Греческая церковь
Бывшее греческое кладбище. К сожалению в середине 70-х годов XX века оно было разрушено
На утесистом, живописном
берегу лимана находится Греческая церковь, построенная, как гласит предание в
XIII или XIV веке. Церковь эта не представляет ничего заслуживающего особенного
внимания, но возле неё находится старинное кладбище, на котором видны могилы,
покрытые белыми мраморными досками с истёртыми греческими и армянскими
надписями. Тут же находится небольшая часовня, построенная на том самом месте,
где Св. Иоанн Сочавский замучен турками1. В ней горят свечи,
жертвуемые богомольцами, в честь святого. В полу часовни вделан старинный
камень, бывший на могиле Св. Иоанна; на нём весьма грубо вырезаны две пальмы и
надпись гласит: «Св. Мученик Иоанн Новый, от Трапезунда, пострадавший в
Аккермане 1492 года июня 2-го. Святые же мощи его ныне находятся в Сочаве».
Часовня Иоанна Сочавского
Место, где был захоронен Святой великомученик.
Вот народное предание о
страдании Св. Иоанна Нового2.
Во время турецкого
владычества прибыл в Аккерман на кораблях с дорогими товарами, богатый
трапезундский купец Иоанн; он был христианин. Аккерманский паша, прельстившись
его драгоценностями, приказал схватить его и посадить в темницу, и предложил
ему отречься от христианства и принять магометанство, ежели он захочет
сохранить свою жизнь. Иоанн отвечал на это, «что никогда не отречётся от веры,
которую всосал с молоком матери». Раздражённый паша приказал привязать Иоанна к
хвосту дикой лошади и пустить её в степь. Лошадь помчалась по камням и
привлекла труп мученика на то место, где впоследствии была построена часовня и
с которого никакие усилия не могли заставить её сдвинуться. Турки оставили
здесь тело Иоанна, вокруг которого в ночное время виден был необыкновенный
свет, и потому зарыли его в землю на том же самом месте. Здесь оно находилось
70 лет, изливая чудеса прибегавшим к покровительству Святого Иоанна.
В 1562 году Сочавский
князь, узнав о чудесах Святого Иоанна, предложил туркам выкупить у них мощи
мученика3. Турки согласились продать не иначе, как на вес
золота. Князь собрал все свои деньги и едва положил несколько золотых монет на
весы, на другом конце которых турки положили мощи Св. Иоанна, как деньги эти
перетянули мощи; начали снимать монеты и оказалось, что мощи Святого равнялись
весу одной золотой монеты. Паша, увидев это чудо, отдал князю без всякой платы
мощи Св. Иоанна, которые и были перенесены в Сочаву4,
тогдашнюю столицу Молдавии.
Болгарская церковь.
Болгарская церковь, на
улице того же названия, изящной архитектуры, окружена деревьями5.
Свято-Вознесенский собор
А главная или соборная
церковь города, обыкновенной новой архитектуры, с позолоченным куполом,
построена в 1832 году на песчаном возвышении, за городом6.
В этом доме в 1826 году между российскими и турецкими уполномоченными была подписана "Аккерманская конвенция", подтверждающая статьи "Бухарестского трактата".
В новой части города
находится, под названием публичного сада, площадь, обсаженная деревьями белой
акации, со скудной растительностью. С трёх сторон сад окружают лучшие городские
дома, в числе их находится тот дом, котором был заключён мирный трактат между
Россией и Турцией в 1826 году7. За садом на берегу лимана, возвышаются
великолепные по наружности, двухэтажные военные казармы, с офицерским флигелем
и четырьмя по углам, круглыми башнями. Казармы построены в 1838 году на два
батальона; стены здания весьма прочны, но внутри, по недостатку ли суммы для
ремонтирования или по другим каким причинам, казармы эти далеко не в цветущем
состоянии и нисколько не соответствуют их наружности.
Александровские казармы в наши дни.
В незначительном
расстоянии от казарм, на самом берегу лимана, из под скалы вытекает ключ
чистой, прекрасной воды, называемый «Святою или Прасковьей» криницею. Воде
этого ключа местные жители приписывают целебные свойства, а о самой кринице в
городе существует предание, которое говорит, что татары в один из своих набегов
на Подолье захватили молодую красавицу, по имени Прасковья, девушку набожную и
притом с твёрдым, сильным характером.
Прасковья была отдана в
гарем паши, но она отвергла последнего. Паша влюбился в красавицу; но, не
смотря на все мольбы, подарки, весь блеск, которым окружал он свою пленницу,
красавица была неумолима, непреклонна; мусульманин долго покорялся Прасковии,
которая противилась и молила о пощаде.
Однажды разъярённый паша вошёл
ночью в комнату своей пленницы и бросился к ней, но для её защиты явился Ангел.
Поражённый турок остолбенел, а Прасковья, пользуясь замешательством паши,
бросилась в отворённую дверь, прошла незамеченною мимо стражи к лиману, на
берегу которого искала челнока, чтобы переправиться на другую сторону. Здесь
предание разделяется: одни говорят, что она шла из замка берегом, а другие, что
к месту нынешней криницы из замка вёл подземный ход, по которому шла Прасковья,
прибавляя, что ход этот существовал ещё недавно и его заложили каменьями
греческие монахи.
Очнувшись от испуга, паша
выслал погоню за Прасковьей, но едва только турки хотели схватить её, как она
обратилась в источник, который и носит имя Св. Прасковии или просто Святой
криницы.
Криница эта обделана
камнем и воды в ней постоянно немного более 1 аршина глубины. (Продолжение следует)
1Житие
этого святого находится в церковной минеи и память его празднуется 2-го июня.
2Ссылаясь на православную
энциклопедию стр. http://www.pravenc.ru/text/471404.html , события происходили
около 1330 года. Аккерман находился под властью Золотой Орды. Во времена
правления хана Узбека (1313 -1341 гг.) официальной религией Золотой Орды
становится ислам.
3Допущена ошибка. Мощи
Иоанна Сочавского были выкуплены в 1402-м году
4Сочава (совр. Сучава) ㅡ город в Румынии. С
1365 по 1565 гг. ㅡ столица Молдавского
княжества.
5Болгарская церковь
находится на пересечении улиц Измаильской и Советской (старое название
Георгиевская)
6Свято-Вознесенский собор
в Аккермане строился в период с 1815 по 1820 гг. В 1830 г. было пристроено три
портика по 4 колонны, и собор приобрёл вид креста.
7В 1826 году Аккерман был
местом съезда российских и турецких уполномоченных, которыми и заключена 25
сентября (7 октября) конвенция, подтверждавшая некоторые статьи Бухарестского
трактата и точно определявшая границы между Россией и Турцией. Неисполнение
Турцией этой самой Аккерманской конвенции было поводом к войне, оконченной в
1829 году Адрианопольским миром. |