Вторник, 11.12.2018, 22:22
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 181
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы истории

Главная » Файлы » Мои файлы

Докладная записка А. А. Ярошевича.
19.11.2018, 14:37

Аккерманский уездный Комитет о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

(Выдержка из «ТРУДА МЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ О НУЖДАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. БЕССАРАБСКАЯ ГУБЕРНИЯ». 1903 ГОДА ИЗДАНИЯ).

9-я ЧАСТЬ.

 

Хата бессарабского крестьянина

Докладная записка А. А. Ярошевича.

 

Милостивые государи!

Перед нами задача огромной общественной важности: высказаться, не стесняясь притом никакими искусственными рамками, – о нуждах основной и главнейшей отрасли русского народного труда, о нуждах сельскохозяйственной промышленности. И не подлежит сомнению, что приглашённые к участию в этой работе деятели посмотрят на неё не иначе, как с широко общественной точки зрения. Вот именно по этому вопросу, по вопросу о том, что должно составить, по моему мнению, предмет предстоящих занятий, мне и хотелось бы высказаться.

Положение русской сельскохозяйственной промышленности таково, что она нуждается в целом ряде мероприятий, опять-таки повторяю, широко-общественного значения. В самом деле, ведь не в одном несвоевременном выпадении влаги кроются беды русского сельского хозяйства, и не одно это служит причиной несомненно констатируемого земскими экономическими обследованиями и официальными статистическими данными регресса сельского хозяйства. Очевидно, что эти причины лежат гораздо глубже, они коренятся в условиях деревенской жизни, в темноте народной массы, её некультурности, вытекающего отсюда огромного недостатка в самодеятельности населения личной и общественной. Отсюда уже, от этих-то основных причин упадка сельскохозяйственной промышленности, вытекает, как следствие, наша полная беспомощность в деле борьбы с неблагоприятными экономическими, климатическими и другими условиями, среди которых работает русский сельский хозяин. Вот почему, Милостивые Государи, нам, которым предстоит весьма сложная задача – выяснить местные нужды и сделать посильные указания выхода из этого ненормального положения, в котором находится сельскохозяйственная промышленность нашего уезда, и определить условия, при наличности которых был бы возможен её прогресс, – не возможно игнорировать самых коренных причин упадка всего русского сельского хозяйства вообще и хозяйства нашего уезда в частности.

Чтобы не быть голословным, я приведу несколько цифровых данных, касающихся самого основного вопроса в прогрессе какой бы то ни было отрасли народного труда.

Я говорю о народном образовании.

Вот несколько цифр:

                                  Сумма народного богатства   Число взрослых      Урожай

                                              на 1 в фунте стерл.1)                умеющ. читать1)    пшеницы

                                                                                                                                 в пудах2)                         

Великобритания . . . . . . .   247                                     90%                135

Франция . . . . . . . . . . . . .    224                                     85»                    81

Германия . . . . . . . . . . . . .  140                                      98»                   97

Россия . . . . . . . . . . . . . . . .   55                                      16»                35 – 47

 

Вот ещё несколько цифр:

                                      

                                                   Расходы на начальное            Число учащихся на

                                                           народное образование3)           100 жителей3)

Соединённые Штаты . . . . .         12,95                                   22

Германия . . . . . . . . . . . . . .             6,57                                   19

Швейцария . . . . . . . . . . . . .            6,48                                   18

Англия . . . . . . . . . . . . . . . .             6,30                                   16

Франция . . . . . . . . . . . . . . .             4,43                                   14

Япония . . . . . . . . . . . . . . . .             1,45                                     7

Россия . . . . . . . . . . . . . . . . .            0,19                                     3

Неграмотных рекрут в Германии менее 1%, 9% во Франции, 68% в России.

В этих немногих цифрах иллюстрируется, таким образом, отсталость нашей страны в деле народного образования, не имеющая себе подобной ни в одной культурной стране мира, и именно этой отсталостью объясняется, главным образом, бедность нашей страны. На основании точных цифровых данных можно утверждать, что затраты на народное образование представляют собой капитал, помещённый весьма выгодно. Выгодность эта должна прежде всего отразиться на развитии самодеятельности сельского населения, при наличности которой можно ожидать большой предприимчивости среди населения в деле борьбы с неблагоприятными экономическими факторами, так сильно отражающимися на сельскохозяйственной промышленности, можно полагать, что тогда сельское население быстрее сможет реорганизовать весь строй своего хозяйства, обречённого в том виде, как оно существует сейчас в Аккерманском уезде, на постоянный регресс.

Находя содействие общему культурному развитию населения самым существенным в деле поднятия сельскохозяйственной промышленности и видя в этой некультурности, главную, основную причину её упадка, нельзя, конечно, умолчать о тех мерах экономического и агрикультурно-технического характера, которые могут послужить этой же цели, т. е прогрессу сельскохозяйственной промышленности и непосредственно. В этом отношении заслуживает самого серьёзного внимания, прежде всего, вопрос о развитии мелкого сельскохозяйственного кредита, отсутствие которого является главнейшим тормозом к улучшению местного хозяйства. Сейчас я не имею, конечно, возможности остановится подробно на этом вопросе, полагая, что предстоящие занятия Комитета коснутся всесторонней его разработки, проследят деятельность различных учреждений этого рода, функционирующих в уезде и выяснят, какой тип подобных учреждений наиболее отвечают условиям местной жизни. Попутно следует отметить большое значение для улучшения местного хозяйства расширение выдачи ссуд из мелиоративного кредита, которыми до сих пор не пользовались не крестьянские общества нашего уезда, ни частные землевладельцы, за весьма немногими исключениями.

К числу мероприятий экономического же характера относятся и заботы о развитии кооперативного начала в области крестьянского хозяйства, начала, которое, несомненно, могло бы при известных условиях сыграть большую роль в деле поднятия мелких хозяйств. Конечно, и этот вопрос требует всестороннего выяснения.

Я позволю себе остановиться ещё на нескольких вопросах, затронутых программой Совещания. Прежде всего отмечу вопрос о рассмотрении сельскохозяйственных знаний. Естественно, что с этой целью было бы особенно важно оборудование сети специальных сельскохозяйственных школ, что возможно лишь при содействии государства.

Не подлежит сомнению при этом, что основой распространения сельскохозяйственных знаний в народной массе должно быть возможно более широкое распространение общего образования; также необходимо расширение программы преподавания в народной школе, особенно по природоведению. Цель народной школы – распространение общего образования; попытки сделать эту школу орудием распространения специальных сельскохозяйственных знаний могут лишь отвлечь школу от своей прямой задачи. Правда, существует, напр., в Пермском земстве опыт преподавания сельскохозяйственных знаний в четвёртых отделениях при начальных школах, но преподавание здесь ведётся специалистами-учителями особенно по общеобразовательным предметам.

Другими мерами распространения сельскохозяйственных знаний могут служить: сельскохозяйственные чтения и беседы, популярные издания и крестьянские газеты и пример образцовых хозяйств казённых ферм. Сейчас отмечу только роль казённых ферм в этом деле. Несомненно, что роль эта может быть весьма значительна, желательно только, чтобы хозяйство казённых ферм было образцовым, организовано на рационально-коммерческих началах; тогда только такое хозяйство может служить примером для окружающих хозяйств. Я коснулся сейчас этого вопроса потому, что полагаю, что Комитет выскажет пожелание об организации подобной фермы Министерством Земледелия в пределах Аккерманского или Измаильского уездов на так называемом «казённом участке», вблизи с. Татарбунар, который эксплуатируется пока тем же путём бессистемной раздачи земли крестьянам, которая хорошо нам всем известна и которая, не принося выгод ни сдатчикам, ни съёмщикам, вызывает ещё больший регресс местного хозяйства. Между тем при отсутствии прогрессивных течений в немногочисленных хозяйствах частных владельцев в Аккерманском уезде и при бездеятельности в области агрономической инициативы местного земства хозяйство казённой фермы могло бы оказать значительную услугу местному хозяйству.

Отсюда естественно перейти к перечню мер агрикультурного характера, которые могли бы до некоторой степени поддержать наше крестьянское хозяйство.

Рисовать сейчас положение крестьянского хозяйства Аккерманского уезда я не буду, это составит, вероятно, предмет ряда докладов г.г. членов Комитета к следующим его заседаниям, но и без того, я полагаю, всем ясно, что хозяйство нашего уезда переживает острый кризис, являющийся результатом практикуемых приёмов полеводства. Нужно прежде всего перейти к определённой системе полеводства, выработать рациональный севооборот, улучшить технические приёмы, а засим перейти к мерам по улучшению скотоводства в уезде.

Кончая свой беглый очерк по вопросам, касающимся предмета занятия Комитета, я, быть может, несколько несвоевременно хочу дать объяснение тому, что в этом очерке я касался вопроса о крестьянском хозяйстве уезда по преимуществу; иначе я не мог поступить, рассматривая нужды сельскохозяйственной промышленности Аккерманского уезда с широко-общественной точки зрения. Такая постановка вопроса тем более естественна, что Аккерманский уезд – крестьянский по преимуществу.

По данным Центрального Статистического Комитета за 1885 г. более 75% площади уезда находились в руках крестьянских обществ. Та небольшая, сравнительно, земельная площадь, которая находится в руках частных землевладельцев, эксплуатируются ими, в большинстве случаев, путём сдачи этой земли крестьянам же. Поэтому-то крестьянское хозяйство и нужды крестьянского хозяйства – вот, по моему мнению, что должно составить предмет занятий Комитета.

Подчёркивая ещё раз то обстоятельство, что слабое развитие у нас дела народного образования, некультурность населения и отсутствие самодеятельности служат, по моему убеждению, главным тормозом к прогрессу местной сельскохозяйственной промышленности, я имею честь предложить Комитету:

1) установить предмет занятий;

2) разделить вопросы, которые Комитет найдёт нужным затронуть, на несколько групп, по их характеру: а) мероприятия общего характера в деле поднятия сельскохозяйственной промышленности, в) мероприятия экономического характера и с) агрикультурно-технического;

3) распределить между членами Комитета намеченные вопросы для детальной их разработки и подготовки к следующему совещанию.  

  

            

 

1Проф. Янжул. Экономическая оценка народного образования

2Из доклада М. М. Фёдорова Особому Совещанию.

4Проф. Карышев. Труд, его роль и условия приложения в производстве.   

Категория: Мои файлы | Добавил: flirt
Просмотров: 65 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео