Пятница, 29.03.2024, 04:58
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 230
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы истории

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад Н. Гозалова о способах распространения знаний по виноградарству и виноделию.
30.10.2018, 14:40

Аккерманский уездный Комитет о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

(Выдержка из «ТРУДА МЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ О НУЖДАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. БЕССАРАБСКАЯ ГУБЕРНИЯ». 1903 ГОДА ИЗДАНИЯ).

8-я ЧАСТЬ.

 Доклад Н. Гозалова о способах распространения знаний по виноградарству и виноделию.

 

Сравнительно недавно виноградники Бессарабии, будучи почти необрабатываемы, давали роскошные урожаи и не заставляли садовладельцев особенно заботиться о применении того или иного способа культуры для увеличения доходности. С появлением грибных болезней виноградники начали мало-по-малу чахнуть. Население сразу не могло приняться за лечение по очень многим причинам: во-первых, оно не верило в существование болезни и приписывало всё случайности, во-вторых, такой резкий переход от прежнего ухода к ныне требуемому не мог состояться так быстро. Далее, по мере того, как болезнь лозы всё более и более развивалась, и приносила вред виноградникам, население постепенно беднело от уменьшения доходов от единственного источника и от затруднений в сбыте со времён введения казённой продажи питей. Когда же настал момент сознания в пользе лечения и в правильной обработке, было уже поздно. При всём желании лечить виноградник крестьянин не в состоянии осуществить это за неимением средств. Некоторым хотя и удавалось кое-как применять лечение, однако за отсутствием знаний, они не могли достичь должных результатов.

Нельзя отрицать, что к числу причин, послуживших поводом к нарушению общего экономического строя, следует отнести и отсутствие знаний среди местного населения.

В настоящем докладе постараемся, насколько это будет возможным, изложить ряд мероприятий, которые необходимо предпринять для поднятия знаний бессарабского населения как со стороны правительства, так и со стороны местных хозяев.

     Открытие специальной школы сопряжено с большими расходами и в настоящий момент не может играть той роли, какую надлежало бы ожидать. При нынешних условиях, когда со дня на день ждёшь появление филоксеры1 в разных пунктах уезда, приходиться подумать о мерах, могущих в сравнительно краткое время способствовать просвещению больших масс населения, дабы иметь этим возможность вовремя ознакомить бессарабцев с приёмами культуры американской лозы и устранить таким путём те печальные последствия, которые происходят по той лишь причине, что население бывает застигнутым врасплох.

Исходя из того, что отсутствие сведущих лиц и садовых рабочих является серьёзным препятствием рациональной постановки наших хозяйств, а в будущем, когда состоится переход к культуре лозы на американских подвоях, этот недостаток рабочих и сведущих людей сделается ощутительнее, организацию курсов по виноградарству и виноделию в нашем уезде следует признать крайне необходимой.

Подобные курсы возможно приспособить к существующим уже в районе сельским школам Министерства Народного Просвещения.

Так как нынешнее развитие учащихся в сельских школах является недостаточным для слушания курсов, то поэтому необходимо увеличить время пребывание в школе года на два и изменить несколько существующую программу.

Желательно, чтобы ученики сельских школ, кончая курс и входя в семью, являлись помощниками своих родителей.

В последнем и в первом дополнительных классах придётся подготовить учеников к слушанию курсов, для чего необходимо ввести в программу краткое знакомство с ботаникой и зоологией и заняться в то же время общим развитием учащихся; во втором дополнительном классе можно посвятить время виноградарству, виноделию и земледелию.

По зоологии следует ознакомить учащихся, главным образом, с отделом насекомых, обратив особое внимание на вредителей виноградной лозы и злаков. Из ботаники необходимо прочесть краткий курс по морфологии, анатомии и физиологии растений. Отделы эти должны быть изложены в общих чертах, возможно проще, сообразуясь с развитием учащихся.

Когда ученики пройдут подобный курс, тогда только курсы смогут принести им ту пользу, которую следует ожидать. Без подобной подготовки курсы не будут иметь надлежащего значения, и школа нисколько не изменится, а станет походить на существующие в настоящее время многие специальные низшие учебные заведения, из которых выпускают юношей мало подготовленными к занятию какой-нибудь отраслью сельского хозяйства. Создавать подобные учебные заведения и в дальнейшем, полагаем, нет никакого расчёта.

Предлагаемые нами курсы при сельских школах должны быть так обставлены, чтобы заинтересовать учащихся как можно больше, и чтобы по окончании курса можно было ожидать, что молодые люди будут стремиться к той работе, которою они занимались во время своего пребывания в учебном заведении.

В зимнее время должны будут идти, главным образом, теоретические занятия, весной и осенью – практические.

В период, когда на виноградниках и на полях приостанавливаются работы, учеников возможно освобождать от всяких занятий (каникулярное время).

На курсы следует допускать и кончивших в других сельских школах, но прошедших краткий курс естественной истории2. Местом для практических занятий может служить известный участок виноградника в имении частного владельца. Таким путём возможно установить некоторую связь между школой и частными хозяйствами.

Выдавая небольшую субсидию на рациональную постановку виноградного дела, Министерство Земледелия и Государственных Имуществ может этим заинтересовать частных хозяев и заставить их способствовать скорому прогрессу страны в культурном отношении.

Для осуществления курсов понадобятся одновременные затраты на приобретение различных приборов, аппаратов, известной обстановки и т. п.

К ежегодным расходам школы при организации будут относиться: 1) вознаграждение лектору, вознаграждение преподавателю, читающему естественную историю, 2) постоянная субсидия в размере 300 рублей для производства кое-каких опытов, работ на виноградном участке и демонстративного лечения лоз против различных грибных и паразитных болезней. В г. Аккермане курсы виноградарства и виноделия могут быть открыты при Аккерманском городском училище, где и в настоящее время в старших классах читаются краткие курсы по упомянутым предметам. С этою целью является желательной поддержка Министерства Земледелия в материальном отношении, дабы иметь возможность открыть при городском училище дополнительные специальные классы.

Весьма полезным следует признать также и чтение популярных лекций в различных сельскохозяйственных пунктах. Лекции эти могли бы иметь, во-первых, громадный успех, отвечая самой насущной потребности населения, а во-вторых, способствовали бы более быстрому просвещению целых масс народа.

Подобные лекции можно читать при школах в праздничные дни, когда население свободно от работ и в состоянии посвящать часа два на слушание их. В виду этого является необходимым назначение хотя бы одного специалиста на район, возложив на него чтение популярных лекций.

Наконец, мерой, которая будучи предпринята Министерством Земледелия, могла бы поднять также познания бессарабских садовладельцев, следует признать устройство опытных, т. е. вернее сказать, образцовых виноградников в районе; в виноградниках такого типа население воочию могло бы убеждаться в пользе правильной обработки и умелого ухода за лозой.

Содействие Министерства Земледелия в организации рациональных хозяйств может выразиться в снабжении частных владельцев известной мелиоративной ссудой, в выдаче денежных премий, субсидий и другими средствами, могущими вызвать среди местных хозяев некоторый интерес к делу. В заключение остаётся сказать, что с помощью лишь перечисленных мероприятий, т. е. устройством школы, организацией бесед, периодических популярных лекций и др. подобными средствами, способствующими расширению умственного кругозора, можно было бы дать возможность краю занять достойное положение среди прочих винодельческих районов.

Не надо забывать также и того, что известное развитие человека есть источник его благосостояния; в данном случае исходим из того общего положения, что большим или меньшим умственным развитием народа обуславливается и производительность его труда.

 

1Виноградная филлоксера – вредитель винограда. Мелкие насекомые длиной около 1 мм.

 

2Естественная история – наука о развитии какой-либо области знания о природе. В настоящее время эти направления наук относят к естествознанию или естественным наукам.

Категория: Мои файлы | Добавил: flirt
Просмотров: 427 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео