Четверг, 28.03.2024, 12:38
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 230
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы истории

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Д. Сухорукова
30.09.2018, 13:15

Аккерманский уездный Комитет о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

(Выдержка из «ТРУДА МЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ О НУЖДАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. БЕССАРАБСКАЯ ГУБЕРНИЯ». 1903 ГОДА ИЗДАНИЯ).


7-я ЧАСТЬ.

 Доклад Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Д. Сухорукова о положении начального образования в Аккерманском уезде.

 

Комитет наш признал и неоднократно констатировал тот, всеми ныне признаваемый, факт, что экономическое развитие и благосостояние населения, как и наоборот – крайний консерватизм его в деле улучшения способов поднятия и развития сельскохозяйственной промышленности и добывания себе средств к существованию находится в прямой связи, в тесной зависимости с его культурным развитием, и высказался в пользу введения в нашем отечестве всеобщего обучения.

В дополнение к пункту 8-му доклада моего, заслушанного Комитетом 25 минувшего августа, по вопросу о желательности и необходимости введения в государстве всеобщего обучения, имею честь представить Комитету следующие статистические данные, относящиеся к Аккерманскому уезду, и мои личные соображения и заключения по данному вопросу:

1) В Аккерманском уезде имеется 212 населённых пунктов, в которых жителей – 131.349 мужского и 130.099 женского пола; всего 261.448 душ обоего пола.

2) Во всём уезде имеется училищ Министерства Народного Просвещения, включая сюда город и частные училища, кроме хедеров1, и не считая параллельных классов и отделений, – 144, духовного ведомства – 52, всего – 196.

Принимая во внимание, что в больших центрах населения имеется по две, три и более школы, получится, что во многих мелких пунктах, с небольшим населением, ещё не имеется школ.

3) Во всех указанных училищах обучается 12.711 мальчиков (Минист. 12.132) и 6.542 девочки (Минист. 6.098), всего 19.163 учащихся, которые составляют одну треть всех детей школьного возраста. Число окончивших курс в 1901 г. в министерских училищах было 1.207 человек, получивших свидетельства на льготу по воинской повинности равнялось 947.  

  4) Кроме школ разного типа и наименования, для распространения грамотности и полезных знаний среди сельского населения уезда имеются ещё следующие учреждения для внешкольного образования: 80 публичных народных библиотек при училищах и шесть библиотек – читален, 25 воскресных и вечерних классов при училищах для взрослых, и ведутся при 38 училищах народные чтения.

В вечерних и воскресных классах в последний год обучалось: 3.240 душ мужского пола и 296 душ женского пола, всего 3.536 душ обоего пола. На публичных народных чтениях было от 40 – 350 посетителей.

Постепенный рост училищ с 1895 года был следующий:

                                                   

                                                          В 1895 году         В 1902 году

 Городских по Полож. 1872 г. . . .          1                           1

Городских одноклассных приходских:

                                                          В 1895 году         В 1902 году

мужские. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        2                           3

парал. клас.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         -                           1

женские. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         1                           2

женские двухклассные. . . . . . . . . . .        -                            1

Сельские двухклассные. . . . . . . . . .         5                         13

женск. отдел.. . . . . . . . . . . . . . . . . . .         1                           2

парал. клас. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         2                           8

Сельские однокл. М. Н. П.

мужские. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        34                         31

парал. клас. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         3                          14

женские. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .          2                            3

Для детей обоего пола. . . . . . . . . . .          4                          24

парал. клас. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         -                             4

Сельских однокл. приходск. . . . . . .         2                            2

Сельских общественных. . . . . . . . . . .    23                            6

Центральных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     1                            1

Немецких церк.-приходск. . . . . . . . . .    39                          42

»  школ грамоты. . . . . . . . . . . . . . . . . .     -                             9

Частных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   10                           12

                                                                  ___________________

                                                                 130                         178

Источниками содержания училищ Министерства Народного Просвещения служат следующие суммы:

 

Из Государственного Казначейства . . . . . . . . . 26.334 р. – к.

От сельских обществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74.544  » –  »

От городских обществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.897  » –  »

От почётных блюстителей. . . . . . . . . . . . . . . . .   2.556  » 48 »

% от капиталов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   3.825  » 99 »

Коробочного сбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  1.000  » – »

Сбора за учение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  2.285 » – »

                                                                            ______________

                                                                            121.452 р. 47 к.

 

Из суммы земства отпускается на удовлетворение различных нужд народного образования – 9000 р., книг на – 1.230 р. 33 к.

Таким образом, большая часть расходов на содержание училищ приходится на долю сельских обществ.

В 1900 году из Аккерманского уезда, не считая города, взято на военную службу 1.995 человек новобранцев, из них 985 человек было грамотных и малограмотных, остальные, более половины оказались неграмотными.

Принимая во внимание, что две трети детей школьного возраста в уезде остаётся без обучения, при введении всеобщего обучения потребовалось бы число существующих училищ более чем утроить, по крайней мере увеличить на 400 школ, на что понадобилось бы единовременных затрат, на постройку и оборудование школьных помещений, считая в среднем по 3.000 рублей на каждое – 1.200.000 руб. и постоянных, на содержание училищ, считая в среднем по 700 руб. на каждое – 280.000 рублей ежегодно. Перед такими затратами не следует останавливаться для искоренения того ужасного недуга, того ужасного социального зла, каким является народное невежество, делающее бессильными и неприменимыми всякие благие начинания, всякие мероприятия, исходящие от Правительства, земства и различных обществ для нравственного совершенствования и улучшения экономического благосостояния населения.    

                                                                                                                    

 

 

1Хедеры – начальная еврейская религиозная школа. Получила распространение среди ашкеназских евреев.   

 

Доклад Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Д. Сухорукова о Майских союзах для охранения птичьих гнёзд, полезных птиц и насекомых, цветов и древесных насаждений, а также для борьбы с врагами лесных, садовых, огородных и полевых хозяйств.

 

При одном из подведомственных мне училищ в Аккерманском уезде, с моего ведома и одобрения существует так называемый «Майский союз» учащихся, с целью сохранения птичьих гнёзд, полезных птиц и других животных, и насекомых, а также для охранения цветов и древесных насаждений. Устройство таких союзов весьма полезно как в воспитательном, так и в материальном отношении, так как, защищая певчих и мелких птиц, и других животных и насекомых от жестокого обращения с ними людей, особенно детей, защитники, подрастающее молодое поколение, тем призывается к милосердию по отношению ко всем живым существам, а истребление этими существами вредных для растительности и плодов насекомых оказывает существенную пользу занимающимся отраслями сельского хозяйства.

Учащиеся дети, как показал опыт, весьма охотно поступают в члены таких союзов и с особенным усердием и ревностью исполняют все требования союза, согласно данному ими письменному клятвенному обещанию, каковое обещание является и уставом этих союзов. Содержание этого обещания следующее:

Мы, нижеподписавшиеся, учащиеся Теплицкого училища, даём слово исполнять и никогда не забывать следующие обещания:

1) Мы хотим быть добрыми и милосердными. Обещаемся не обращаться дурно ни с одним животным и не мучить ни одного из них.

2) Всех птиц, кроме хищных, а равно и их птенцов всячески беречь и защищать.

3) Гнёзд их не разорять, яиц из гнёзд не брать и никаким образом птиц не беспокоить.

4) Не убивать и не ранить птиц, не бросать в них каменьями, не стрелять в них из ружей или луков.

5) Не ловить и не держать в клетках и избах никаких птиц, кроме тех, которые, родясь в неволе, не чувствуют потребности в свободе.

6) Пойманных птиц выпускать на свободу, если только это от нас будет зависеть.

7) Мы будем насыпать им корму зимою и в сильный холод, спасать их от замерзания.

8) Мы, мальчики, всеми силами будем стараться не давать никому дурно обращаться со слабыми творениями. Мы, девочки, в тех случаях, когда не можем сделать другого, будем горячо и убедительно просить обидчиков пощадить беззащитные существа, которые требуют нашего заступничества.

Всё это мы обещаемся из любви к Богу и его творениям, из благодарности к птицам за их пение и ту пользу, которую они приносят истреблением вредных насекомых.

Примечание. Ученики Теплицкого училища (2 и 3 отдел.) с усердием занимаются также устройством так называемых птичней, т. е. птичьих приютов (гнёзд), которые прикрепляются к высоким деревьям. Таких приютов, каждый с 3-мя отделениями, в Теплице около 400 для 1200 пар птиц.

Съезд учителей и учительниц народных училищ Аккерманского уезда, в мае сего года в селении Сарата, названного уезда, по вопросу о желательности повсеместного в уезде устройства при училищах майских союзов с вышеозначенной целью, по выслушании вышеприведенного обещания-устава, единогласно постановил устраивать при всех училищах уезда помянутые союзы и просить Инспектора народных училищ ввести в действие это обещание-устав, после санкции его подлежащею высшею властью.

Наряду с полезными для людей животными и растениями существуют, и враги отраслей сельского хозяйства из среды тех животных и растений, которые, особенно насекомые, в иные годы являются истинным бичом для полей, садов, лесов и огородов, а потому борьба с этими вредителями является крайней и неотложной необходимостью; борьба эта должна быть общая для всех, занимающихся отраслями сельского хозяйства.

В виду вышеизложенного я полагал бы в целях удовлетворения нужд сельскохозяйственной промышленности, главным образом в целях охранения продуктов этой промышленности:

1) Устраивать повсеместно во всех сёлах нашего уезда не только из среды учащихся, но и из среды взрослого, особенно молодого, сельского населения подобно вышеприведенным и на тех же началах, и с такой же целью майские союзы.

2) Кроме союзов для охранения полезных животных и растений, необходимо устраивать такие же союзы для борьбы с вредителями полей, лесов, садов и огородов или же возложить эти обязанности на первые союзы, при чём, в целях воспитательных необходимо обставить дело так, чтобы истребление врагов сельскохозяйственной промышленности, из числа живых существ, было моментальное и не носило бы характера жестокости, мучений и издевательства.

3) Снабжать училищные и публичные народные библиотеки, и читальни популярными сочинениями о полезных и вредных животных, насекомых и растениях и о мерах и средствах защиты первых и борьбы с последними; а также устраивать публичные народные чтения с теневыми картинами по этому предмету.

4) Необходимо учредить премии, в виде наград денежных, особыми знаками, книгами по известному предмету и др., для поощрения тех из членов союзов, которые будут особенно выдаваться своей деятельностью.

Вышеозначенные союзы могут иметь тесную связь с проектируемым мною в докладе предыдущему заседанию нашего Комитета – введением в курс двухклассных училищ преподавания знаний по отраслям сельского хозяйства, учреждением при училищах опытных и показательных полей и станций и устройством весенних празднеств древонасаждения.        
Категория: Мои файлы | Добавил: flirt
Просмотров: 335 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео