ПАРАЦЕЛЬС.
Квентин Массейс – Парацельс.
ЕКАТЕРИНА ЧЕЛЬЦОВА.
Известный швейцарский врач времён Средневековья Филипп Ауреол Теофраст
Бомбаст фон Гогенхейм вряд ли был скромным человеком. Напротив, чтобы дать всем
понять, что считает себя равным великому древнеримскому учёному-энциклопедисту
и врачу Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку «пара», которая
означает «подобный» и, таким образом, вошёл в историю под именем Парацельс.
Родился будущий учёный и алхимик в один из ноябрьских холодных дней 1493
года в небольшой деревушке Мария-Айнзидельн, в двух часах ходьбы от Цюриха.
Мать его, будучи надзирательницей богадельни Бенедиктинского аббатства в
Айнзидельне, была женой Вильгельма Бомбаста фон Гогенхейма, врача при этой
богадельне. Вильгельм принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии. К
тому же он был хорошо образованным медиком, имел обширную библиотеку. Но,
несмотря на довольно высокое положение, семья Гогенхеймов жила на грани
разорения, в детстве маленький Филипп не раз терпел лишения и голод. Точно не
известно, посещал ли он школу, так как из его автобиографии этот факт не ясен,
скорее всего, пытливый юноша самостоятельно получал образование. В одном из
своих сочинений Парацельс обмолвился, что именно отец учил его грамоте.
Медицинские познания будущий великий врачеватель собирал буквально по
крохам, не гнушаясь учиться у цирюльников и цыган, он даже у палачей приобретал
рецепты для бальзамирования, не известные университетским учёным. Кроме того,
во времена средневековья очень большой популярностью пользовались женщины,
которые были известны как повивальные бабки, зачастую их называли ведьмами. В
те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с
ним, не доверяла ему своих секретов. Повитуха знала эти секреты более других и
была для женщины единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка
можно сказать, что они для своих врачеваний широко пользовались различными
растениями, которые имели одно общее название «трав-утешительниц». Именно
подобные знания повитух и использовал Парацельс в своей первой книге по этому
вопросу «О женских болезнях». В поисках знаний молодой врач много путешествовал
по придунайским странам. Судьба занесла его даже в Италию, где он поступил на
службу в имперскую армию и принял участие во множестве военных экспедиций того
времени.
В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный молодой человек изумил
горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством,
но и пространными рассуждениями о магии, ну и, конечно же, своим врачебным
искусством, однако популярности на этом поприще не снискал. Через год Парацельс
перебрался в Базель, где блестяще продемонстрировал свои способности, вылечив
нескольких именитых больных. За это городской муниципалитет назначил его на
должность городского врача. С обязанностями лекаря герой нашего повествования
справлялся хорошо и через некоторое время стал уже подумывать о том, как бы
занять профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Однако
для этого требовалось предъявить диплом и учёную степень, чего сделать он не
мог, так как не обладал ни тем, ни другим. Но при помощи рекомендаций и
протекции муниципалитета Парацельс обошёл эти требования и своей цели добился.
Надо сказать, что во времена средневековья и вплоть до середины XIX века международным языком биологии и медицины являлась
латынь. На этом языке учёные обязаны были писать научные труды, вести
преподавание, дискутировать на научных конференциях. Людей, которые не знали
латынь, не уважали и в учебное общество не допускали. А так как Парацельс
латыни не знал, да и сочинения свои писал на немецком языке, то, естественно,
он вызвал к себе неприязненное отношение учёного сообщества. Коллеги считали
молодого учёного выскочкой.
К сожалению, не только незнание научного языка мешало карьере Парацельса.
По свидетельству его современников, Парацельс водил дружбу с «зелёным змием» и
иногда читал свои лекции в не совсем трезвом состоянии. Это не в последнюю
очередь было причиной его резких высказываний. Так, он однажды заявил своим
слушателям, что его башмаки больше смыслят в медицине, чем все авторитетные
врачи древности. За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом
вместо Теофраста («како» по-гречески означает «плохо»), а в Парижском
университете – Лютером. Однако, несмотря на оригинальность мышления, лекции
Парацельса привлекали множество слушателей. Но это же обстоятельство множило
количество его врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он
резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета
древнегреческого врача Галена.
Постепенно Парацельс сблизил химию с медициной, став, таким образом, первым
ятрохимиком (от греческого «ятро» –врач), то есть первым врачом, пользующимся
химией в своей деятельности. «Химия – один из столпов, на которые должна
опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и
серебро, а в том, чтобы готовить лекарства», – утверждал Парацельс. Так что
именно ему все последующие поколения должны быть благодарны за изучение
терапевтического воздействия различных химических элементов и соединений. Кроме
этого, Парацельс пересмотрел растительные медикаменты, стал выделять и
применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров.
До сих пор неизменным интересом пользуется противоречивое учение Парацельса
о знаках природы – «сигнатурах». Смысл его в том, что природа, пометив своими
знаками растения, как бы сама указала человеку в каких случаях и для чего их
надо использовать. Так, например, растения с листьями сердцевидной формы –
прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его
следует использовать при болезни почек. Учение о сигнатуре просуществовало в
медицине вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические
вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Конечно же, с
более глубоким развитием химии постепенно стали раскрываться тайны многих
растений, но как ни странно, наивная, казалось бы, теория Парацельса в какой-то
степени подтвердилась. Считается так же, что Парацельс первым обнаружил принцип
подобия, лежащий в основе современной гомеопатии. «Никогда – говорил он, –
противоположное не лечит противоположное, а всегда подобное лечило подобное:
что желтуху производит, то должно её и вылечить; лекарство от паралича надо
искать между теми средствами, которые его производят…». И опять же во многих
случаях, хотя и с определёнными оговорками он оказался прав.
Будучи хорошо знаком с медицинскими трудами древних, Парацельс яростно
критиковал их, но, тем не менее, не брезговал заимствовать некоторые мудрые
мысли. Повторяя Галена и Авиценну, он ввёл в европейское учение о
лекарствоведении представление о дозировке лекарств. «Всё есть яд и ничто не
лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным», – утверждал он, а,
бывало, ещё и добавлял, что универсального средства от всех болезней не
существует, чем попирал основные представления средневековой медицины. Он же
всегда указывал на необходимость поисков конкретных специфических средств
против отдельных болезней.
Новаторство Парацельса проявилось и в создании химической теории функций
организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических
процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать те лекарства,
которые изготовлены химическим путём. В этом учёный не был голословен, и все
свои утверждения проверял собственноручно. «Теория врача – это опыт. Никто не
станет врачом без знаний и опыта», –
утверждал он и зло высмеивал тех, кто «всю жизнь сидит за печкой,
книгами себя окружив, и плавает на одном
корабле – корабле дураков». А в знак презрения к прошлому медицины и недоверия
к господствующим воззрениям прибег к символическому акту: в конце 1527 года
перед Базельским университетом сжёг распространённые в то время книги по
медицине.
Современники отмечали нелёгкий характер этого учёного. Занимая должность
главного городского врача, он однажды обратился в городской совет Базеля с
предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему
проверять, хорошо ли провизоры знают своё дело и имеются ли у них в достаточном
количестве настоящие лекарства – так как он мог предотвратить неоправданное
завышение цен. Как и следовало ожидать, этим Парацельс навлёк на себя ненависть
всех аптекарей, да и другие врачи, завидовавшие его успехам, стали открыто
проявлять своё возмущение, припоминая учёному и отсутствие диплома, и
неправомерное, на их взгляд, занятие профессорского поста. Не выдержав травли,
в 1528 году великий лекарь покинул Базель. Он ушёл, сопровождаемый толпой
учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем.
Путешествуя по Европе, Парацельс в короткий срок написал книгу «Большая
хирургия», которая пользовалась неизменным успехом. В 1529 году он появился в
Нюрнберге и прославился там бесплатным лечением больных, от которых другие
врачи отказались. Парацельс изобрёл несколько эффективных лекарств. Одно из его
крупных достижений – объяснение природы и причин силикоза – профессиональной болезни
горняков. В 1534 году учёный помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам,
напоминающим вакцинацию (принцип лечить подобное подобным опять себя оправдал).
И снова у него случился конфликт с законом. Как-то один каноник, страдавший
от болезней в желудке, пообещал 100 флоринов за своё исцеление. Хотя Парацельс
его вылечил, но обещанного вознаграждения не получил. Не желая оставить наглеца
безнаказанным, он подал на него в суд. Однако каноник от всего отказывался – и,
дескать, желудок у него никогда не болел, и Парацельс его никогда не лечил…
Когда же возмущённый равнодушием судей, врач стал на них кричать и оскорблять,
те применили репрессивные санкции и на 10 лет отлучили его от академии. В
результате Парацельсу снова пришлось менять место жительства.
На этот раз он выбрал чешский город Кольмар. Но и здесь для доктора всё
складывалось неудачно. После того, как умерли два его пациента, Парацельс счёл
за лучшее удалиться от дел. Он вернулся в родной Виллах, где жил какое-то время
тихо и неприметно, но затем жажда знаний снова погнала его по городам и весям.
Учёный посетил Эльзас, Баварию, Швейцарию, Пруссию, Польшу и Литву, и, наконец,
поселился в Зальцбурге, где нашёл могущественного покровителя в лице
архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь на 48-м году жизни он и умер.
Смерть Парацельса была преждевременной. В 1541 году он зашёл в пивную, и,
затеяв с кем-то яростный спор, получил удар тяжёлой кружкой по голове. По
свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, имущество умершего состояло
из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с
порошками, мазями и химическими приборами, и реактивами. Он также оставил после
себя Библию, Евангелие, указатель библейских цитат и записку, которой завещал
свой серебряный кубок монастырю в Швейцарии, где жила его мать. Кубок до сих
пор хранится в этом монастыре.
И по сей день относительно личности Парацельса у учёных и историков не
сложилось однозначного мнения. Характер этого человека представляет
оригинальную смесь благородства и наглости, светлого ума и грубейшего суеверия.
Понимать его сочинения крайне трудно. Во времена средневековья одни считали его
реформатором всего научного знания, другие – фанатиком, демагогом и возмутителем
спокойствия. Да и в наше время он удостаивается аналогичных эпитетов:
гениальный врач, ловкий шарлатан, наивный и заблуждающийся, хотя, безусловно,
увлечённый своим делом.
Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его
жизни. Самое полное собрание сочинений этого учёного издано в 1589 году в
Базеле в 10 частях. Если же судить объективно, то, конечно же, нельзя не
удивиться тому обстоятельству, что, не имея классических знаний и книжной
эрудиции, Парацельс, тем не менее, оказал громадное влияние на медицину своего
века, подвергнув критике старые принципы и опровергнув классические авторитеты.
Несмотря на свои странные теории, он значительно превосходил в медицинском
искусстве всех своих коллег и совершил множество поистине чудесных исцелений
больных, которых авторитетно объявили неизлечимыми – факт, удостоверенный
Эразмом Роттердамским, самым добросовестным и образованным наблюдателем тех
времён.
|