М. В. ЛОМОНОСОВ О
СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА.
5. Вышеписанное
касалось больше до обильнейшего плодородия; следующее надлежит особливо до
сохранения рождённых. Хотя запрещением неравного и насильного супружества,
позволением четвёртого и пятого брака, разрешением к супружеству вдовых попов и
дьяконов и непозволением до указанных лет принятия монашеского чина несомненно воспоследовать
может знатное приумножение народа и не столько будет беззаконнорожденных,
следовательно, и меньше детского душегубства, однако по разным случаям и по слабостям
человеческого сложения быть тому невозможно, чтобы непозволенным сластолюбием
или и насильством обременная женщина, не хотя быть обесславлена, не искала бы
способов утаить своего беззакония и несчастия, отчего иногда в отчаянии матери детей
своих убивают. Для избежания столь ужасного злодейства и для сохранения жизни
неповинных младенцев надобно бы учредить нарочные богаделенные домы для
невозбранного зазорных детей приёму9, где богаделенные старушки
могли б за ними ходить вместо матерей или бабок; но о сем особливо, в письме о
исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.
6. Следуют сему
младенческие болезни, изнуряющие и в смертные челюсти повергающие начинающуюся
жизнь человеческую, на которых первое и всех лютейшее мучение есть самое
рождение. Страждет младенец не менее матери, и тем только разнится их томление, что мать оное помнит, не помнит
младенец. Коль же оно велико, изъявляет Давид пророк, ибо, хотя изобразить
ужасные врагов своих скорби, говорит: «Тамо болезни яко рождающия» (сиречь
женщины). Проходя болезненный путь в прискорбный и суетный свет, коль часто
нежный человек претерпевает великие повреждения, а особливо в голове, тем, что
в самое своё рождение лишается едва начатыя жизни и впервые почерпнутый дух в
последнее испускает, либо несколько часов или дней только лишь с настоящею
смертию борется. Сие первое страдание, которым нередко из рождённых живых на
весь век здравие повреждается. Сего иначе ничем не можно отвратить или хотя
несколько облегчить, как искусством повивальных бабок и осторожностью
беременных. Потом следует болезнь при выходе зубов, младенцам часто
смертоносная, когда особливо падучую болезнь о собою приносит. Также грыжи,
оспа, сухотка, черви в животе и другие смерти детской причины, всё требует
знаний, как лечить нежных тел болезни. Для умаления толь великого зла советую в
действие произвести следующее: 1) Выбрать хорошие книжки о повивальном
искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на
российском языке или, сочинив на другом, перевесть на российский, к чему
необходимо должно присовокупить добрые приёмы российских повивальных искусных
бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих,
спросить каждую особливо и всех вообще и, что за благо принято будет, внести в
оную книжицу. 2) Для излечения прочих детских болезней, положив за основание
великого медика Гофмана10, который, упражнявшись чрез 60 лет в
докторском звании, при конце жизни писал наставление о излечении младенческих
болезней, по которым я дочь свою дважды от смерти избавил, и присовокупив из
других лучшее, соединить с вышеписанною книжкою о повивальном искусстве; притом
не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют. 3) В обеих
совокупленных сих искусствах в одну книжку наблюдать то, чтобы способы и
лекарства по большей части не трудно было сыскать везде в России, затем, что у
нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих
городах поныне не устроены, о чём давно бы должно было иметь попечение; но о
сем особливо представлено будет. 4) Оную книжку напечатав в довольном
множестве, распродать во все государство по всем церквам, чтобы священники и
грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать. По
исчислению умерших по приходам, учинённому в Париже, сравнив их лета, умирают в
первые три года столько же почти младенцев, сколько в прочие, до ста считая.
Итак, положим, что в России мужеска полу 12 миллионов, из них состоит один
миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив обще, один в два года.
Посему на каждый год будет рождённых полмиллиона, из коих в три года умирает
половина или ещё по здешнему небрежению и больше, так что на всякий год
достанется смерти в участие по сту тысяч младенцев не свыше трёх лет. Не стоит
ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно
было удобными способами сохранить в жизни?
7. Доселе о натуральных
обстоятельствах, младенцам вредных; остаётся упомянуть о повреждениях, от
суеверия и грубого упрямства происходящих. Попы, не токмо деревенские, но и
городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда со льдом,
указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без примешения,
и вменяют теплоту за примешанную материю, а не думают того, что летом сами же крестят
тёплою водою, по их мнению смешанною. Итак, сами себе прекословят, а особливо
по своему недомыслию не знают, что и в самой холодной воде теплоты очень много.
От замерзания в лёд принимает вода в себя стужу до 130 гр., да и тут можно
почесть её горячею, затем что замерзающая ртуть11 несравненно
большее расстояние от сего градуса имеет, нежели вода от кипятка до замерзания.
Однако невеждам-попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властию,
чтобы всегда крестили водою, летней в рассуждении теплоты равною, затем, что
холодная исшедшему недавно из тёплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а
особливо который много претерпел в рождении. Одно погружение в умеренной воде
не без тягости младенцу, когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в
рот вливается (а когда рот и ноздри запирает поп рукою, тогда пресекается
дыхание, которое недавно лишь получил младенец). Когда ж холодная вода со льдом
охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели
жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после
преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь
удобнее возобновится. Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною
водою, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и
похорон для своей корысти. Коль много есть столь несчастливых родителей, кои 10
и 15 детей родили, а в живых ни единого осталось?
8. Бедственному
младенческому началу жизни следуют приключения, нападающие на здравие
человеческое в прочем оныя течении. И, во-первых, невоздержание и
неосторожность с установленными обыкновениями, особливо у нас в России
вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времён пожирают у
нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным
употреблением питья и пищи. Легко рассудить можно, что, готовясь к воздержанию
великого поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени
не остаётся. Мёртвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны
доказывают то ясно. Разговенье тому ж подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме
невоздержания в заговенные дни питьём и пищею, стараются многие на весь великий
пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до
чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не
могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны.
Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во
всю зиму заключёнными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух,
мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в лёгкое, в
кровь, в нервы и во всё строение жизненных членов человеческого тела вливаются,
рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех,
кои бы ещё могли пожить долее. После того приближается светлое Христово
воскресение, всеобщая христианская радость: тогда хотя почти беспрестанно
читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на
святой неделе. Иной представляет себе приятные и скоромные пищи, иной думает,
поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками
и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит
живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее
свидаться. Наконец заутреню в полночь
начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! Только в ушах и на языке, а
в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины
все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с
отворённой плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят,
опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая
посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти стягченные объядением и
пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие
постники. О истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли Бог
негодует у пророка: «Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость
есть предо мною!» Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам
малопитательным, вдруг принуждён
принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не
имея требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам
посылает, они спираются, пресекается течение крови, и душа в отворённые тогда
райские двери из тесноты тела прямо улетает. Для уверения о сем можно
справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов
больше мёду на кутью исходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни
и круто-переменное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так
что вышеписанных строгих постников, притом усердных и ревностных
праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что ежели кто на масленице
приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и
говеет больше духом, нежели брюхом, на святой неделе радуется о препровождении
великого поста в истинных добродетелях, в трудах обществу полезных и Богу
любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, тот конечно меньше
почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь
приводит в движение и, словом, содержит себя хотя то постными, то скоромными пищами,
однако равно умеренными, без крутых скачков
и пригорков. Но здесь, в севере сие по концам тучное, а в серёдке сухое
время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имеют никакой работы и
только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедают;
купцам, за испорченными дорогами и распутицами, почти нет проезду из города в
город с товарами; нет кораблям плавания и морским людям довольного движения; военные
люди стоят в походах по зимним квартирам, а дома то для морозов, то для слякоти
не могут быть удобно экзерциции. Итак, большая часть народа должна остаться в
праздности, которая в заговенье и разговенье даёт причину к необузданной
роскоши, а в пост, с худыми прошлогодними пищами и с нездоровым воздухом
соединённая, портит здоровье и жизнь коротит.
9…богаделенные домы для невозбранного зазорных детей
приёму –
первый воспитательный дом в России был основан в 1764 г. в Москве.
10Гофман Фридрих (1660 – 1742) – врач, чьё
шеститомное Собрание медицинских сочинений (Женева, 1740) имеет в виду
Ломоносов.
11Замерзающая ртуть – ртуть считалась незамерзающей
жидкостью до 1759 г., когда И. А. Браун (вначале самостоятельно, а затем в
сотрудничестве с Ломоносовым) во время опытов в Петербурге впервые получил этот
металл в твёрдом состоянии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. |