ПОДВИГ. СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ИОАННА СОЧАВСКОГО.
Автор: Олег Васильев
Примерно в 1300 году в небольшом греческом государстве Великих Комнинов в
городе Трапезунде на берегу Чёрного моря в Малой Азии, в христианской
православной семье родился Святой Великомученик Иоанн Новый Сочавский.
Отец Иоанна был торговцем и довольно знатным человеком в городе, но не
смотря на свою знатность и богатство он был благочестив, праведен и милостив к
бедным. Эти качества его характера передались и его сыну.
Иоанн получил хорошее образование и достигнув совершеннолетия, как и отец
занялся торговлей. Среди прочих торговцев он выделялся порядочностью в
совершении торговых сделок, строго соблюдал деловой этикет и прослыл самым
богатым человеком в регионе.
Однажды, Иоанн отправился в очередное торговое плавание. Пассажирами
корабля были также и купцы венецианцы по вере принадлежащие к римо-католической
церкви. Один из купцов по имени Реиз, дабы унизить Иоанна и посмеяться над
православной верой затеял с ним богословский спор.
Иоанн вышел победителем в споре с венецианским купцом, доказав
превосходство православной веры над католической. Посрамлённый своим поражением,
венецианец затаил смертельную обиду на православного купца и вступив в сговор с
капитаном корабля решил погубить его.
Корабль бросил якорь у стен города Аккерман.
В те годы (первая половина XIV в.) город ещё был под властью золотоордынских ханов,
принявших ислам при правлении хана Берке.
Венецианский купец и капитан направились к местному градоначальнику и
сообщили ему, что среди торговцев есть православный купец, желающий принять
ислам. Градоначальник обрадовался такому известию и пригласил его к себе.
Среди тенистых алей своего дворцового сада принял он Иоанна. В беседе с
купцом он стал поносить христианскую веру, оскорблять верующих в Христа и
рассказал, что ждёт правоверного мусульманина по окончании дней его жизни, как
встретят его в раю прекрасные гурии, и что в их объятиях правоверного ждёт
бесконечное блаженство.
В конце беседы правитель города предложил Иоанну отречься от Христа и
принять ислам. Но каково было его удивление, когда православный купец отверг
его предложение. Взбешённый непокорностью гостя градоначальник приказал страже
схватить его и избить.
Палачи избивали его палками из шиповника да с таким рвением, что плоть
святого разлеталась по месту мучения. Слегка шевелящиеся губы купца повторяли
слова молитвы. Приостановив пытку, палачи бросили Иоанна в темницу в надежде на
то, что на следующей день он согласится на предложение градоначальника.
Утром его привели к правителю совершенно целым, здоровым и с просветлённым
неземной радостью лицом. Взбешённые мучители продолжили избиение, а затем привязали
за ноги к хвосту лошади, а животное пустили по улицам города. Местные иудеи,
выйдя из своих домов, бросали в святого камни, а один из них, изловчившись,
отрубил купцу голову. Тело великомученика отвязали и оставили лежать на улице.
Местные христиане не решились похоронить святые мощи.
Наступила ночь, к удивлению местных жителей, они увидели над телом убитого светящийся
столп, множество светящихся лампад, а три светоносных мужа совершали пение
псалмов и каждение (священное курение ароматических веществ).
Часовня где был захоронен Иоанн Сочавский
Место захоронения святого великомученика.
Узнав на утро о случившемся чуде, градоначальник повелел похоронить святого
великомученика с честью в местном православном храме (нынешняя Греческая
церковь в Белгород-Днестровском).
Настенные росписи часовни, повествующие о подвиге Иоанна
Тело святого великомученика покоилось в церкви 70 лет. Позже мощи были
выкуплены молдавским воеводой Александром, перевезены в столицу – г. Сучаву
(современная Румыния), где и хранятся по настоящее время.
Частица мощей в 1884 году по ходатайству аккерманского священника Иоанна
Енакиевича была перевезена в Аккерман.
Подземная церковь Иоанна Сочавского
Подземная церковь Иоанна Сочавского сооружена над каменным колодцем, где
был убит святой.
Вода из колодца считается целебной.
|