Четверг, 25.04.2024, 09:53
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА В АККЕРМАНЕ.

ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА В АККЕРМАНЕ.

Первые еврейские общины появляются на юге Бессарабии в XVI веке. В основном это были евреи-ашкеназы1 и евреи-сефарды2. Разговорный язык большинства евреев Аккерманского и Измаильского уездов является идиш (евреи-ашкеназы всё-таки составляли большинство). Основной вид занятия – мелкая торговля и шинкарство3.

К концу XIX века в Аккермане проживает 5624 еврея, что составляло 19,9% от всего населения города. В это же время по улице Еврейской (ул. Кирова) была построена Хоральная синагога.

Во времена румынского владычества синагога продолжает действовать, но румынские власти поставили условия, чтобы кроме могендовидов4 на фасаде здания была корона. И корону таки поставили, но это была еврейская корона Всевышнего. В синагоге также была миква. Миква представляла собой резервуар с водой, в которой каждый верующий мог произвести омовение от ритуальной нечистоты5. Миква до нашего дня не сохранилась.

С приходом советской власти в здании синагоги находится спортзал.

И только в 2001 году в Хоральной синагоге проходит первый пасхальный седер6.

В синагоге находится свиток Торы, переданный из Одессы раввином Гиссером. Тора, находившаяся в синагоге до оккупации Аккермана гитлеровскими войсками, во время оккупации таинственно исчезла.

В местном музее находится свиток Торы, и многие старики утверждают, что это именно тот свиток, который исчез во время оккупации, но доказательств этому нет.    

1Ашкеназы (ивр. אשכנזים‏‎‎‎, ашкенази́м; ед. ч. ашкенази́) — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV веку.

Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш.

Термин происходит от слова «Ашкеназ» — семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука ИафетаПо состоянию на конец XX века, ашкеназы составляют большую часть (около 80 %) евреев мира, их доля среди евреев США ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около половины еврейского населения. Традиционно противопоставляются сефардам — субэтнической группе евреев, оформившейся в средневековой Испании.

2Сефарды (ивр. סְפָרַדִּים‏‎‎ «сфарадим», от топонима Сфарад (סְפָרַד), отождествляемого с Испанией)— субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата.

Исторически бытовым языком сефардских евреев служил ладино (жудезмо, сефардский язык). В собственной (сефардской) литургической традиции использовался сефардский вариант произношения древнееврейского языка.

3Шинкарство – незаконное изготовление, хранение и торговля спиртными напитками, шинкарями также называли содержателей питейных заведений

4Могендовид - Звезда Давида (ивр. מָגֵן דָּוִד‏‎‎‎ — Маге́н Дави́д, «Щит Давида»; в идише произносится могендо́вид) — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой — вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника.Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога ИзраиляДругой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона». 

С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов.

5В Торе упоминаются следующие ситуации, когда наступает осквернение (ивр. טומאה‏‎‎‎, тум’а): прикосновение к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мёртвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, заражённость проказой или гонореей.  

Человек, ставший нечистым (ивр. טמא‏‎‎‎, таме), не может входить в ХрамКоэны (священники) не должны были также, будучи нечистыми, есть пищу, которую они получали от народа в силу своей должности.

Способы очищения от каждого вида ритуальной нечистоты разнятся, однако во всех случаях без окунания в микве очищение не наступает. Для очищения от ритуальной нечистоты требуется окунание в воду. Мудрецы разработали регламент такого окунания, в частности, установили размеры применяемого бассейна, выработали требования к источнику, откуда в бассейн поступает вода и зафиксировали названия.

6Седер Песах (ивр. סדר‏‎‎‎, седер, «порядок») — ритуальная семейная трапеза во время праздника Песах (еврейской Пасхи).

«Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века». Ритуальная трапеза «справляется в установленном порядке, отсюда и название»: слово «седер» означает «порядок». «Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырём фразам» из книги Исход:

«И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простёртою и судами великими, и приму вас Себе в народ…»   

Список блюд седера включает:

·         три (иногда две) пластины мацы (бездрожжевого хлеба);

·         «крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью»;

·         марор, то есть сельдерей, хрен или другую горькую траву;

·         харосет, то есть сладкую «смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора».

Мясо напоминает о пасхальном агнце, марор — о тех горьких травах, которые съедались вместе с ним. Слово «харосет» в буквальном смысле означает глину и напоминает «о глиняном сырье, использовавшемся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве».

Пасхальный агнец и горькие травы были установлены как часть ритуала Пасхи в Ветхом Завете, употребление бездрожжевого хлеба установлены в нём же. «С разрушением Второго храма (70 г. н. э.) жертвоприношение агнца прекратилось». 

Категория: Мои статьи | Добавил: flirt (13.05.2016)
Просмотров: 976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео