Балтийск. Маяк и памятник Великому курфюрсту
Бранденбургскому Фридриху Вильгельму.
Автор Васильев О. А.
Вступление
Балтийск – город моей молодости. В 1986 году я,
окончив Школу Техников ВМФ СССР, получил распределение в этот прекрасный город.
Первое впечатление, надо признаться, было удручающим. Зимним декабрьским
вечером дизель-поездом сообщением Калининград – Балтийск я прибыл в самый
западный город СССР Балтийск. С моря дул пронизывающий холодный ветер, падал
мокрый снег, мрачную картину дополняли старые здания немецкой архитектуры из
красного кирпича. Со временем я привык к этому городу и постепенно полюбил его,
особенно полюбил его историю.
Балтийск – город на берегу Балтийского моря
расположен на земле древних пруссов, до Потсдамской конференции 1945 года
входил в состав Восточной Пруссии и назывался Пиллау.
В этом городе каждое здание, каждый камень дышит
историей.
Работая над очередной своей статьёй, подбирая
материалы в архивах, и в других источниках я нашёл, совершенно случайно,
фотографию старого балтийского маяка и памятник курфюрсту Бранденбургскому
Фридриху Вильгельму. Памятник курфюрсту, к сожалению, не сохранился.
И вот я ваш покорный слуга решился написать
небольшую и скромную статью.
10 сентября 1510
года на Балтийском море произошло событие, изменившее всю дальнейшую жизнь,
пока ещё небольшого, поселения Пиль (будущий Пиллау). В этот день в море
разыгрался сильнейший шторм, в результате которого образовался судоходный
пролив Фрише-Гафф (ныне Балтийский), отделивший Балтийскую косу от Земландского
(ныне Калининградского) полуострова. Возможность прохождения судов через
пролив, обусловила развитие Пиллау как портового города.
В 1543 году были
построены первый блокгауз – фортификационное огневое сооружение и первые
складские помещения для хранения лоцманского имущества.
Первый маяк в
Пиллау был построен в 1741 году на горе Пфундбуденберг (Школьная). Маяк представлял
собой небольшую деревянную башенку на крыше жилого дома. Внутри башни находился
чугунный котёл, в котором разжигали каменный уголь огонь отражался в
металлической пластине, играющей роль зеркала. Дополнительно к существующему
маяку в 1756 году были установлены два фонаря, работавшие по тому же принципу,
что и основной маяк.
Бывшая гора гора Пфундбуденберг (Школьная)
К 1804 году гора
Пфундбуденберг была значительно срыта, на ней добывали глину для нужд города.
Маяк был перенесён на гору Лемберг (Шведеншанце).
В 1813 году на
пересечении двух улиц Лицентштрассе и Лотценштрассе (ныне Морской бульвар и
Кронштадтская улица) началось строительство каменного маяка. По поводу автора
проекта бытуют две версии. Первая версия относит авторство немецкому
архитектору и художнику Карлу Шинкелю, а вторая – инженеру-гидротехнику Шульцу.
Руководил строительством маяка инспектор пиллауских гаваней Иоганн Фридрих
Петерсон.
В 1816 году маяк
был построен. Маяк строился с таким расчётом чтобы выдержать сильные штормовые
порывы ветра характерные для осенне-зимнего периода этой местности. Фундамент
сложен из больших гранитных блоков, обнесённых полуметровыми сваями, стянутыми
для прочности кованными цепями. Толщина стен составляет 1 метр. Конструкция
стен – кирпичная кладка-монолит. Высота маяка составляет 33,2 метра над уровнем
моря.
До 1874 года в
качестве топлива для фонаря использовалось растительное масло. В 1874 году
растительное масло было заменено керосином. Чуть позже вместо керосиновой лампы
начали использовать газовую лампу. В качестве топлива использовался сжиженный
газ, такая лампа не требовала особого ухода и могла работать длительное время.
Практика применение такой газовой лампы на маяке, была первая в Европе.
В 1913 году маяк
был переведён на электропитание и для работы электрического фонаря было установлено
соответствующее электрооборудование.
В 30-х годах XX века штора маячной линзы стала
открываться автоматически.
Современный вид маяка
В апреле 1945
года в ходе проведения Земландской наступательной операции советских войск маяк
служил хорошим ориентиром для советских лётчиков, бомбивших гарнизон немецких
войск в Пиллау. Вопреки сильным и ожесточённым боям на территории Восточной
Пруссии маяк уцелел, хотя и получил незначительные повреждения и был
заминирован, отступающими войсками вермахта, но уже 2 сентября 1945 года был
частично восстановлен.
С 17 июля по 2
августа 1945 года в Потсдаме прошла последняя конференция стран
антигитлеровской коалиции, по решению которой северная часть Восточной Пруссии,
сперва временно, а после подписания договоров о границах признана постоянной
территорией СССР.
В 1946 году
город Пиллау переименовывается в Балтийск. Город становится местом базирования
кораблей Военно-Морского флота СССР. Для обеспечения навигационной безопасности
плавания в 1953 году строится новое техническое здание маяка. Для обеспечения
электропитания устанавливаются отечественные дизель-агрегаты. Источником огня
служил светооптический аппарат «Тейет Майер».
В настоящее
время маяк светит на расстояние 16 морских миль, что составляет, примерно 29
км. 632 м. Вместе с Передним Балтийским маяком он обозначает створ, ведущий в
морской канал Балтийска.
Памятник Великому курфюрсту
Бранденбургскому Фридриху Вильгельму.
На старых
фотографиях города Пиллау начала первой половины XX
века рядом с маяком можно увидеть бронзовый памятник Великому курфюрсту
Бранденбургскому Фридриху Вильгельму.
Фридрих
Вильгельм I курфюрст Бранденбургский, герцог Прусии из династии Гогенцоллернов родился 16
февраля 1620 года в городе Кёльн-на-Шпрее.
1 декабря 1640
года Фридрих Вильгельм занял престол своего умершего отца Георга Вильгельма
Бранденбургского.
За 48 лет своего
правления он провёл очень много преобразований как во внешней, так и во
внутренней политике, и в экономике.
Во второй
половине XVII века курфюрст
Бранденбургский Фридрих
Вильгельм добивается полного суверенитета Пруссии от Польши. На карте Европы
появляется новое государство Бранденбург-Пруссия.
В частности, его
правление началось с того, что в Пиллау была установлена таможня, лоцманская
служба, приносившие доход городу, построена мельница, укреплена крепость,
строительство которой началась ещё в 1625 году по приказу шведского короля
Густава-Адольфа II,
доходы с добычи янтаря также шли в городскую казну.
С 1683 года городу, благодаря курфюрсту, принадлежит
колония Гросс-Фридрихсбург ( или Бранденбургский золотой берег и Прусский
золотой берег) в Центральной Африке на берегу Гвинейского залива.
В 1902 году
бургомистр Пиллау Эндер выступил с инициативой о строительстве на горе
Швальбенберг (Ласточкина гора; ныне гора Прохладная) гигантской башни в память
о Великом курфюрсте, но местная группа немецкого флотского союза отклонила его
предложение.
В августе 1912
года новый бургомистр Пиллау доктор Хаберленд обратился к кайзеру Вильгельму II с просьбой сделать
бронзовою копию мраморного памятника курфюрста работы архитектора Фрица Шапера,
находившегося в Берлине на аллее Победы.
Кайзер дал своё
согласие, но с условием, что все расходы на установку постамента и другие
работы по воздвижению памятника город возьмёт на себя.
Вице-консул
Пиллау Густав Янцен пожертвовал 5000 марок, Немецкий флотский союз и жители
города – 4000 марок.
Фундамент для
памятника изготовил местный мастер Людвиг Ниг. В фундамент была заложена
капсула с данными о памятнике, газеты того времени, монеты 1913 годы и
праздничные объявления. Фирма «Пельц» в Кёнигсберге по проекту Фрица Шапера
сделала цоколь для памятника. Памятник был отлит из бронзы на заводе
Гланденбека в Берлине. Вес памятника составил 850 кг.
Из бывшей
колонии Пиллау были доставлены три старинных пушки, которые были установлены у
памятника.
19 июля 1913
года памятник Великому курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму был открыт
и освящён. На торжественном открытии памятника присутствовали представители
кайзера командующий 1-м армейским корпусом генерал фон Клок и моряки с крейсера
«Штутгарт».
Примерно в конце
1942, в начале 1943 года памятник был демонтирован для переплавки для нужд
армии вермахта.
Длительное время
судьба памятника была неизвестна. В 1954 году бывший житель Пиллау доктор
городского бюро Хуго Кафтан обнаружил памятник на одном из складов по
переработке металлов в Гамбурге. Памятник не пострадал, единственным изъяном
было отсутствие шпаги в руках курфюрста.
11 сентября 1955
года памятник был установлен в городе Эккенфёрде в районе под названием «Птичье
пение». Спустя несколько лет была восстановлена шпага. На цоколе памятника были
установлены две таблички с надписью: «Фридрих
Вильгельм Великий курфюрст. 1640 – 1688»
и «Морской город Пиллау, военная
гавань бранденбургско-прусского флота посвятили этот памятник Кайзеру
Вильгельму II в 1913 году.
Установлен здесь в 1955 году до возвращения на Родину». |