Пятница, 26.04.2024, 02:39
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Балтийск. Маяк и памятник Великому курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму.

Балтийск. Маяк и памятник Великому курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму.

  

Автор Васильев О. А.

Вступление

Балтийск – город моей молодости. В 1986 году я, окончив Школу Техников ВМФ СССР, получил распределение в этот прекрасный город. Первое впечатление, надо признаться, было удручающим. Зимним декабрьским вечером дизель-поездом сообщением Калининград – Балтийск я прибыл в самый западный город СССР Балтийск. С моря дул пронизывающий холодный ветер, падал мокрый снег, мрачную картину дополняли старые здания немецкой архитектуры из красного кирпича. Со временем я привык к этому городу и постепенно полюбил его, особенно полюбил его историю.

Балтийск – город на берегу Балтийского моря расположен на земле древних пруссов, до Потсдамской конференции 1945 года входил в состав Восточной Пруссии и назывался Пиллау.

В этом городе каждое здание, каждый камень дышит историей.

Работая над очередной своей статьёй, подбирая материалы в архивах, и в других источниках я нашёл, совершенно случайно, фотографию старого балтийского маяка и памятник курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму. Памятник курфюрсту, к сожалению, не сохранился.

И вот я ваш покорный слуга решился написать небольшую и скромную статью.

 

10 сентября 1510 года на Балтийском море произошло событие, изменившее всю дальнейшую жизнь, пока ещё небольшого, поселения Пиль (будущий Пиллау). В этот день в море разыгрался сильнейший шторм, в результате которого образовался судоходный пролив Фрише-Гафф (ныне Балтийский), отделивший Балтийскую косу от Земландского (ныне Калининградского) полуострова. Возможность прохождения судов через пролив, обусловила развитие Пиллау как портового города.

В 1543 году были построены первый блокгауз – фортификационное огневое сооружение и первые складские помещения для хранения лоцманского имущества.

Первый маяк в Пиллау был построен в 1741 году на горе Пфундбуденберг (Школьная). Маяк представлял собой небольшую деревянную башенку на крыше жилого дома. Внутри башни находился чугунный котёл, в котором разжигали каменный уголь огонь отражался в металлической пластине, играющей роль зеркала. Дополнительно к существующему маяку в 1756 году были установлены два фонаря, работавшие по тому же принципу, что и основной маяк.

Бывшая гора гора Пфундбуденберг (Школьная)

К 1804 году гора Пфундбуденберг была значительно срыта, на ней добывали глину для нужд города. Маяк был перенесён на гору Лемберг (Шведеншанце).

В 1813 году на пересечении двух улиц Лицентштрассе и Лотценштрассе (ныне Морской бульвар и Кронштадтская улица) началось строительство каменного маяка. По поводу автора проекта бытуют две версии. Первая версия относит авторство немецкому архитектору и художнику Карлу Шинкелю, а вторая – инженеру-гидротехнику Шульцу. Руководил строительством маяка инспектор пиллауских гаваней Иоганн Фридрих Петерсон.

В 1816 году маяк был построен. Маяк строился с таким расчётом чтобы выдержать сильные штормовые порывы ветра характерные для осенне-зимнего периода этой местности. Фундамент сложен из больших гранитных блоков, обнесённых полуметровыми сваями, стянутыми для прочности кованными цепями. Толщина стен составляет 1 метр. Конструкция стен – кирпичная кладка-монолит. Высота маяка составляет 33,2 метра над уровнем моря.

До 1874 года в качестве топлива для фонаря использовалось растительное масло. В 1874 году растительное масло было заменено керосином. Чуть позже вместо керосиновой лампы начали использовать газовую лампу. В качестве топлива использовался сжиженный газ, такая лампа не требовала особого ухода и могла работать длительное время. Практика применение такой газовой лампы на маяке, была первая в Европе.

В 1913 году маяк был переведён на электропитание и для работы электрического фонаря было установлено соответствующее электрооборудование.

В 30-х годах XX века штора маячной линзы стала открываться автоматически.

Современный вид маяка

В апреле 1945 года в ходе проведения Земландской наступательной операции советских войск маяк служил хорошим ориентиром для советских лётчиков, бомбивших гарнизон немецких войск в Пиллау. Вопреки сильным и ожесточённым боям на территории Восточной Пруссии маяк уцелел, хотя и получил незначительные повреждения и был заминирован, отступающими войсками вермахта, но уже 2 сентября 1945 года был частично восстановлен.

С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме прошла последняя конференция стран антигитлеровской коалиции, по решению которой северная часть Восточной Пруссии, сперва временно, а после подписания договоров о границах признана постоянной территорией СССР.

В 1946 году город Пиллау переименовывается в Балтийск. Город становится местом базирования кораблей Военно-Морского флота СССР. Для обеспечения навигационной безопасности плавания в 1953 году строится новое техническое здание маяка. Для обеспечения электропитания устанавливаются отечественные дизель-агрегаты. Источником огня служил светооптический аппарат «Тейет Майер».

В настоящее время маяк светит на расстояние 16 морских миль, что составляет, примерно 29 км. 632 м. Вместе с Передним Балтийским маяком он обозначает створ, ведущий в морской канал Балтийска.

         

Памятник Великому курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму.

 

На старых фотографиях города Пиллау начала первой половины XX века рядом с маяком можно увидеть бронзовый памятник Великому курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму.

Фридрих Вильгельм I курфюрст Бранденбургский, герцог Прусии из династии Гогенцоллернов родился 16 февраля 1620 года в городе Кёльн-на-Шпрее.

1 декабря 1640 года Фридрих Вильгельм занял престол своего умершего отца Георга Вильгельма Бранденбургского.

За 48 лет своего правления он провёл очень много преобразований как во внешней, так и во внутренней политике, и в экономике.

Во второй половине XVII века курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм добивается полного суверенитета Пруссии от Польши. На карте Европы появляется новое государство Бранденбург-Пруссия.

В частности, его правление началось с того, что в Пиллау была установлена таможня, лоцманская служба, приносившие доход городу, построена мельница, укреплена крепость, строительство которой началась ещё в 1625 году по приказу шведского короля Густава-Адольфа II, доходы с добычи янтаря также шли в городскую казну.

С 1683 года городу, благодаря курфюрсту, принадлежит колония Гросс-Фридрихсбург ( или Бранденбургский золотой берег и Прусский золотой берег) в Центральной Африке на берегу Гвинейского залива.

В 1902 году бургомистр Пиллау Эндер выступил с инициативой о строительстве на горе Швальбенберг (Ласточкина гора; ныне гора Прохладная) гигантской башни в память о Великом курфюрсте, но местная группа немецкого флотского союза отклонила его предложение.

В августе 1912 года новый бургомистр Пиллау доктор Хаберленд обратился к кайзеру Вильгельму II с просьбой сделать бронзовою копию мраморного памятника курфюрста работы архитектора Фрица Шапера, находившегося в Берлине на аллее Победы.

Кайзер дал своё согласие, но с условием, что все расходы на установку постамента и другие работы по воздвижению памятника город возьмёт на себя.

Вице-консул Пиллау Густав Янцен пожертвовал 5000 марок, Немецкий флотский союз и жители города – 4000 марок.

Фундамент для памятника изготовил местный мастер Людвиг Ниг. В фундамент была заложена капсула с данными о памятнике, газеты того времени, монеты 1913 годы и праздничные объявления. Фирма «Пельц» в Кёнигсберге по проекту Фрица Шапера сделала цоколь для памятника. Памятник был отлит из бронзы на заводе Гланденбека в Берлине. Вес памятника составил 850 кг.

Из бывшей колонии Пиллау были доставлены три старинных пушки, которые были установлены у памятника.  

19 июля 1913 года памятник Великому курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму был открыт и освящён. На торжественном открытии памятника присутствовали представители кайзера командующий 1-м армейским корпусом генерал фон Клок и моряки с крейсера «Штутгарт».

Примерно в конце 1942, в начале 1943 года памятник был демонтирован для переплавки для нужд армии вермахта.

Длительное время судьба памятника была неизвестна. В 1954 году бывший житель Пиллау доктор городского бюро Хуго Кафтан обнаружил памятник на одном из складов по переработке металлов в Гамбурге. Памятник не пострадал, единственным изъяном было отсутствие шпаги в руках курфюрста.

11 сентября 1955 года памятник был установлен в городе Эккенфёрде в районе под названием «Птичье пение». Спустя несколько лет была восстановлена шпага. На цоколе памятника были установлены две таблички с надписью: «Фридрих Вильгельм Великий курфюрст. 1640 – 1688» и «Морской город Пиллау, военная гавань бранденбургско-прусского флота посвятили этот памятник Кайзеру Вильгельму II в 1913 году. Установлен здесь в 1955 году до возвращения на Родину».         

Категория: Мои статьи | Добавил: flirt (18.06.2020)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео