Четверг, 18.04.2024, 21:39
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Май » 19 » УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ
21:30
УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ

Папа Иннокентий III

    Инквизиция – несмываемое пятно на истории католической церкви. Эта одиозная организация уничтожила тысячи людей и, возможно замедлила развитие европейской цивилизации. До сих пор инквизиция стойко ассоциируется даже у тех, кто не знает истории, с жестокостью и тотальным контролем.

    История возникновения инквизиции (буквально «расследование») тесно связана с борьбой против ересей в первой половине XIII в. Основные усилия папства в то время были направлены на искоренение альбигойства¹. Папа Иннокентий III рассылал пламенные буллы², призывая всех государей и феодалов сурово карать еретиков. Далеко не сразу его призывы нашли отклик в сердцах светских владык. Особенно это касалось могущественных южнофранцузских феодалов. Изгонять половину населения из своих земель они не собирались. Уже в первые годы XIII в. Иннокентий III, видя, что ни местные епископы, ни графы с баронами не проявляют достаточного рвения, назначает комиссию из монахов цистерцианцев с широкими полномочиями по розыску еретиков и всех, кто им способствует. Решение же их судьбы оставалось в руках местных церковных и светских владык. Одна за другой в Лангедок и другие области прибывали папские комиссии. Епископам и графам было предписано жестоко наказывать найденных еретиков. Конфискация имущества, тюремное заключение, предание анафеме, изгнание и даже казнь на костре не казались Святому престолу неадекватным наказанием за ересь. Однако взять на себя исполнение смертного приговора церковь не могла, поэтому ожидала его от светских судов.

Иннокентий III благославляет Альбигойский крестовый поход против катаров

    Церковь имела свои рычаги давления на феодалов. Угроза отлучения, интердикта³, освобождения поданных от присяги, как показала история с Иоанном Безземельным в Англии, была действенной. В Южной же Франции интересы папства совпали с интересами французских королей, стремящихся к расширению своих владений, арагонцев и других искателей новых земель. Они стали поступать с еретиками так, как предписывал папа.

Доминик де Гусман

    Папа не отказывался от той мысли, что для эффективной борьбы с ересью можно воспользоваться подчинёнными ему монашескими орденами, не имевшими границ и практиковавшими строгую дисциплину. С этой целью в 1215 г. неистовым борцом с альбигойцами испанцем Домиником де Гусманом был учреждён при полном одобрении папы орден доминиканцев. Главной целью «псов Господа» (domini canus) была проповедь против ересей, выявление еретиков, передачи их в руки «правосудия». Забота о душах проводилась доминиканцами с железной настойчивостью и жестокостью. Деятельность ордена охватила всю Западную Европу, из среды доминиканцев вышло немало инквизиторов и миссионеров. Привлекались к антиеретической борьбе и члены нищенствующего ордена францисканцев, названного в честь Франциска Ассизского.

Гонорий III

    Уже при Иннокентии III и его приемнике Гонории III в буллах  против еретиков содержались основные принципы организации церковной инквизиции. Но окончательное оформление она получила при папе Григории IX, который сделал её постоянным учреждением и подчинил непосредственно Святому престолу. Инквизиторами назначались. как правило доминиканцы. Подобающим наказанием для упорствующих еретиков была определена смертная казнь, которая должна была совершаться руками светской власти. Иннокентий IV в 1252 г. разрешил применение пыток при судопроизводстве (впрочем, этот метод был распространён и в обычных судах).

Людовик IX Святой (Эль Греко, Лувр)

    Насчёт точной даты учреждения инквизиции есть разногласия, в частности, указывается год соответствующего решения на соборе в Тулузе – 1229-й, либо 1233г., когда соответствующие постановления принял французский король Людовик Святой, как бы ратифицировав предыдущие постановления церковных соборов. Инквизиционные трибуналы были учреждены в Южной Франции, где вскоре исчезли и вернулись лишь пару веков спустя. Вскоре они появились в Испании, а затем во всех католических королевствах. В Германии после убийства Конрада из Марбурга (1233), посланного туда впервые для суда над еретиками, папская инквизиция отступила, и только в XIV в., когда массовыми стали процессы над ведьмами и колдунами, она приобрела огромное влияние.

    Инквизиторы не подчинялись ни светской власти, ни местным епископам. Их суд также не подлежал контролю, следствие велось тайно, с применением изощрённых пыток. Инквизитор совершал постоянные объезды подведомственного ему участка. Он заставлял местных жителей указывать на подозрительных или еретиков. Широко использовались лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанности верующим и щедро вознаграждался. Имена свидетелей, а ими могли быть даже дети и преступники, оставались в тайне. Адвокат не полагался. От суда инквизиции не спасали ни социальное положение, ни пол и возраст. Осуждение распространялось на родственников, судили даже мёртвых, которых выкапывали из могил и сжигали.

    От обвиняемого требовали немедленного раскаяния, которое только и могло спасти его от смерти. Конечно, подавляющее большинство всех осуждённых были абсолютно чисты перед церковью, но «лучше отправить на тот свет десять добрых людей и одного еретика, чем дать еретику возможность ускользнуть», полагали инквизиторы.

Берругете, Педро. Святой Доминик, председательствующий на аутодафе (1475).

    В качестве церковных наказаний применялись отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего назначалось пожизненно. Заключённые содержались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой. Но это было спасением по сравнению с возможностью передачи осуждённого инквизиционным судом в руки светской власти, что само собой подразумевало сожжение на костре и конфискацию имущества. Треть этого имущества получал инквизитор, треть – представитель светской власти, треть Святой престол. Казни на костре предшествовал ритуал аутодафе. Он включал многолюдные шествия граждан, подготовку узника к экзекуции, траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение осуждённого в шутовские одежды.

    Инквизиция стала прекрасным средством борьбы с политическими противниками. Среди жертв инквизиции были участники народных еретических движений, руководители восстаний, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители. В  1908 г. инквизиция была переименована в Конгрегацию по делам вероучения.      

¹Альбиго́йцы (лат. Albigenses, фр. Albigeois), термин, которым во французской историографии XVII—XIX столетий обозначали религиозное христианское движение, которое современные историки называют «катаризмом». Название происходит от региона Альбижуа в департаменте Тарн современной Франции.

Фактически, это слово имеет «французское» происхождение. Оно стало популярным благодаря романисту Клоду Форьелю, опубликовавшему в 1837 г. окситанскую поэму «Песнь об альбигойском крестовом походе» (Canzo) XIII века. Употребление этого термина может быть ограничено событиями крестового похода 1209 года. В первые годы XIII столетия он является чужим для Лангедока и представляет собой взгляд на еретиков с точки зрения цистерцианцев, а также хронистов крестового похода. Возможно, своим происхождением это слово обязано тому, что катарская Церковь региона Альби была самой старшей из всех окситанских Церквей, а её проповедники впервые открыто дискутировали с католическими прелатами на диспуте в Ломбере в Альбижуа в 1165 году. Констанция Французская, отвергнутая супруга Раймунда V Тулузского, присутствовала на этом диспуте по дороге во Францию, и при дворе своего брата, короля Людовика VII, говорила о «еретиках-альбигойцах» (то есть, еретиках из Альбижуа).

Термин «альбигойцы», употреблявшийся до современной эпохи, в конце концов был заменён термином «катары» во второй половине ХХ столетия.

²Бу́лла (от лат. bulla — «печать», букв. «пузырёк») — основной средневековый папский документ со свинцовой (при особых случаях — золотой) печатью, после XV века издавался реже.

Буллой в средние века называли металлическую печать, затем капсулу, в которую заключалась печать, скреплявшая государственный акт; также название самого акта (императорского или папского). В позднейшие века буллой стали называть только важные указы и торжественные послания пап.

³Интерди́кт (лат. interdictum — запрещение) — в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом. Часто интердикт налагался на население целой страны или города, гораздо реже — на отдельных лиц. Интердикт в отношении определённого лица обычно называют отлучением от церкви (экскоммуникацией). Существуют 3 вида интердикта:

  • личный (подвижной) интердикт (interdictum personale seu ambulatorium), налагавшийся на определённых лиц повсюду, где бы они ни находились;местный интердикт (interdictum locale), ограничивающийся определённой местностью, но её обитатели, перейдя в другое место, могли присутствовать при богослужении и принимать участие во всех церковных священнодействиях;
  • смешанный интердикт (interdictum mixtus), падавший не только на местность, но и на её обитателей.

Источник: «Величайшие исторические события мира»

Просмотров: 1430 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031