Понедельник, 11.12.2017, 20:14
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 162
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Май » 12 » ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX – XIV вв.) III – я часть
09:30
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX – XIV вв.) III – я часть

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX XIV вв.)

III – я часть

 СОЦИАЛЬНАЯ ПИРАМИДА

Говоря о социальной стратификации1 древнерусского общества, мы можем представить её в виде условной пирамиды. На самом верху будет находиться великий князь; далее удельные князья и митрополит; под ними – бояре, члены высшей княжеской администрации и епископы; далее – рядовые дружинники, представители нижних слоёв княжеской администрации, купечество, мастера престижных ремесленных специальностей и священники; ниже – мелкие торговцы, ремесленники и крестьяне-общинники (смерды); ещё ниже – категории полузависимых работников (слуги, закупы, рядовичи); наконец, на самом низу – полные рабы (холопы).

 

СМЕРДЫ

Смерды – наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках XIXII вв. смерды отмечены в Киевской Руси («Русская Правда» и другие источники), в Польше, у полабских славян. Смерды на Руси – крестьяне, постепенно утрачивающие свободу (полностью или частично), правовое положение отдельных групп которых было различным.

В отличие от раба, смерд в XIXII вв. имел своё имущество, платил штраф за совершённые проступки. Юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как за убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. «Русская Правда» запрещала «пучить» (пытать при судебном разбирательстве) смерда «без княжа слова». С начала XII в. земли, населённые смердами, передаются в собственность отдельным феодалам. На протяжении XIIXIII вв. упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «смерд» в этот период обозначалось, по-видимому, всё сельское население той или иной местности. Смерды Новгородской и Псковской земель XIVXV вв. выступают как крестьяне-собственники, владеющие землёй коллективно (общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода ограничена: им запрещён переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобу на «господу». Смерды должны были исполнять также определённые повинности («дани», «работы») в пользу города как коллективного феодального сеньора.

 

ЗАКУПЫ

Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде», закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду (купу), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убивать; закупы могли уходить от феодала на заработки, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращён в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы. В Великом княжестве Литовском в XIVXVI вв. закупы – должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.

 

РЯДОВИЧИ

Рядовичи – в Древней Руси лица, заключившие с феодалом договор (ряд), ставивший их в определённую, экономическую и личную зависимость. Сведения о социальном положении рядовичей скудны. Рядовичи, в частности, могли быть низшими агентами феодальной администрации.

 

ХОЛОПЫ

Холопы – категория феодально-зависимых людей на Руси и в России X – начала XVIII вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «холоп» впервые встречается в летописи под 986 г. В XIXII вв. употребляется для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия холопа: оскорбление свободных, кражу и т. д. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбе на холопке. До конца XV в. холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывающей барскую землю. Часть холопов, главным образом из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в том числе военных, занимались ремеслом, сельскохозяйственным трудом, административной деятельностью. На протяжении XVI в. роль и место холопов в барщинном хозяйстве уменьшаются за счёт вовлечения в орбиту крепостной эксплуатации крестьян. С конца XVI в. наиболее распространённым и массовым становится служилое холопство. С конца XVII в. появляются холопы, посаженные на землю, имевшие своё хозяйство и платившие оброк. Другая группа холопов, входившая в состав дворовых людей, в 1722 – 1724 гг. была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.

ЧЕЛЯДЬ

Челядь – название зависимого населения Киевской Руси. Около VIIX вв. челядь – рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IXX вв. они стали объектом купли-продажи. С XI в. термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIIIXIX вв. челядью называли дворовых  людей помещиков.

 

ВИРА

Вира – денежный штраф за убийство свободного человека в Киевской Руси. Виру выплачивал убийца в пользу князя (если ему удалось избежать кровной мести). По «Русской Правде», месть со стороны родственников могла быть заменена уплатой 40 гривен. За убийство же представителя княжеской администрации следовало заплатить двойную виру (80 гривен). Половина виры (20 гривен) выплачивалась за нанесение тяжёлых телесных повреждений и убийство неверной жены. В случае, если убийцу не находили, «дикую» виру платила вся община – вервь, на территории которой был найден труп убитого.

 

ХОЗЯЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ

Образование более или менее единого Древнерусского государства создало благоприятные условия для развития социально-экономических отношений. Прогресс в сфере хозяйства проявился прежде всего в широком распространении железных орудий труда; переходе от подсечно-огневой2 и переложной системы земледелия3к трёхпольному севообороту4; значительном развитии ремесла, торговли и градостроительства.

В X в. во всех восточнославянских землях продолжали пользоваться однозубыми и многозубыми деревянными ралами с железными наконечниками. В то же время получает распространение плуг, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 981 г; его продуктивность была вдвое выше, чем у рала. Плуг с ассиметричным лемехом не только «подрезал» пласт почвы, но и переворачивал его. Поскольку плуг был очень тяжёлым, пахали им только с помощью двух пар волов или лошадей. Урожайность зерновых достигала в среднем 8 центнеров с гектара. Хлеб  жали серпами; коса-горбуша не годилась для этого, так как (в отличие от более поздней «литовки») не резала, а подсекала траву ударом.

О деятельности сельской общины – верви известно лишь то, что она отвечала перед княжеской властью за преступления, совершённые на её территории, за налоги и повинности. О совместном пользовании землёй, перераспределении земли, «разложении» крестьянской общины и выделении из её среды богатых собственников достоверных сведений нет. Всё, что написано об этом в специальной литературе – не более чем домыслы.

Скандинавские саги называли Русь «Gardarika» - страной городов. Города, как правило, возникали из княжеских резиденций и из пограничных крепостей, обраставшими торговыми и ремесленными посадами, церквами и монастырями. В IXXI вв. на Руси насчитывалось более 50 городов (Киев, Чернигов, Белгород, Вышгород, Галич, Переяслав, Любеч, Смоленск, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и т. д.), а перед монголо-татарским нашествием их количество возросло почти до 300. Население Киева, по самым скромным подсчётам, превышало 45 тыс. человек. Для сравнения отметим, что в Париже в конце XIII в. обитало 24 тыс. человек, в Тулузе, Марселе, в Барселоне – 12 – 15 тыс. человек.

Типичный древнерусский город имел один центр – кремль или детинец, располагавшийся на возвышенном месте возле реки. К нему примыкали собор, рыночная площадь, торгово-ремесленный посад, где каждую улицу занимали представители разных профессий – плотники, столяры, кожевники, каменщики, кузнецы, оружейники, ювелиры, пекари, бочары и пр. Горожане занимались не только ремеслом и торговлей, но и сельским хозяйством; многие имели огороды, держали скот и птицу.

В торговле наряду с иностранной монетой изредка использовали и местную. Попытки чеканить собственную монету предпринимали князья Владимир Великий, Святополк и Ярослав Мудрый. Их «златники» равнялись арабскому динару и составляли 1/96 часть гривны (1 золотник). Гривна серебра была тяжелее и равнялась 128 золотникам. Однако из-за того, что на Руси не было месторождений золота и серебра, наладить регулярную чеканку своей монеты не удалось. В качестве денежной единицы обычно использовали гривну кун, т. е. рассчитывались шкурками куницы.

В больших городах после крещения Руси началось интенсивное строительство церковных сооружений: в одном только Киеве их построили несколько сот. А всего с X в. до 40-х годов XIII в. на Руси было возведено около 10 тыс. больших и малых церквей.

В условиях частых феодальных междоусобиц и войн с соседями все города окружались защитными стенами. На строительство, содержание и ремонт городских фортификаций привлекали как горожан, так и жителей окрестных сёл.

 

ВОТЧИНА

Вотчина. 1. Комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мёртвый инвентарь) и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян. Синонимы вотчины: сеньория, манор на немецком – Grundherrschaft, а также поместье (в широком смысле слова). Вотчина представляла собой организацию для присвоения вотчинником-феодалом прибавочного труда (и продуктов этого труда) зависимых крестьян и была основой господства феодалов в средневековом обществе. Основные составные части вотчины: господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. Для реализации своих прав в вотчине её владелец опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Экономическая структура вотчины характеризовалась тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием основных форм эксплуатации крестьян в вотчине (барщина, продуктовый оброк, денежный оброк). В странах Центральной и Восточной Европы до XIVXV вв. преобладали вотчины, в которых основной формой эксплуатации крестьян было взимание оброков (продуктовых или денежных); в XIV XV вв. здесь складывались, а в XVIXVIII вв. стала господствующей крупная или средняя вотчина, в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян.

2. Вид феодальной земельной собственности в Древней Руси. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к X в. XIXII вв. датируются известия о боярских и монастырских вотчинах. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В XIXII вв. феодальные права вотчинников закрепляются в виде законов – «Русской Правде». В период феодальной раздробленности, в XIIIXV вв., вотчина стала господствующей формой феодального землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры вотчин увеличивались путём захвата общинных крестьянских земель, пожалований, купли, обмена и т. п. Помимо общих вотчинных прав, владельцы вотчин имели особые иммунитетные привилегии в суде, при сборе государственных налогов, уплата торговых пошлин и др.

 

ДЫМ, ПОДЫМНОЕ

Дым – древнейшая окладная единица на Руси в IXXVIII вв., в Македонии и других районах Балканского полуострова в XIII XIV вв. (под названием дымнина), а также в Закавказье и Польше, где сохранялась до начала XX в. Дым отождествлялся с одним хозяйством (двор, очаг). Размеры налогов варьировались в зависимости от количества тяглецов. На Руси дым был основной единицей обложения примерно до XIV XV вв. С введением других податных единиц (выть, соха и др.) значение дыма снизилось. В Польском королевстве существовало несколько подымных податей (дворовая, с крестьянских усадеб, со всех построек на посадах, с домов в городах).

 

ГРИВНА

Древнерусская гривна

Гривна – слиток серебра, служивший денежной и весовой единицей Древней Руси. Различались гривна серебра – весовая единица и гривна кун – денежно-счётная единица. Весовая гривна равнялась первоначально 1 фунту серебра (96 золотников, 1 золотник равен 4,266 г.). Денежносчётная гривна кун соответствовала эквиваленту ценных мехов или иностранных монет. Впоследствии стала весить 48 золотников. Со второй половины XIII в. появился слиток в половину денежной гривны – рубль, который в XV в. окончательно вытеснил гривну. С XVI в. гривна – денежносчётная единица, в которой заключалось 10 коп. Отсюда и происходит название разменной монеты в 10 коп. – гривенник.    

1Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Одно из основных понятий социологии.

 

2Подсе́чно-огнево́е земледелие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того, что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, общая продуктивность земли для этого типа земледелия крайне низка.

Технология. В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.

 

3переложная система земледелия — примитивная система земледелия; после снятия нескольких урожаев поле (перелог) оставляли без обработки на 8 15 лет для восстановления плодородия почвы.

 

4Трёхпо́лье, или трёхпо́лка — система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур.

ИСТОЧНИК: ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА И СТУДЕНТА)

Просмотров: 631 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031