Пятница, 26.04.2024, 02:11
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Апрель » 29 » ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX – XIV вв.) II – я часть
19:07
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX – XIV вв.) II – я часть

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX XIV вв.)

II – я часть

Сбор дани посредством полюдья

ОГНИЩАНИН

 

Огнищанин, тиун огнишный (от слова огнище – очаг, двор) – по «Русской правде» – «княжеский муж», т. е. слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в доме своего господина. Жизнь огнищанина охранялась повышенным тарифом – в 80 гривен серебра1 (за убийство свободного «людина» полагался штраф в 40 гривен, а смерда и холопа – в 5 гривен). Штраф выплачивался либо убийцами, либо вервью, на чьей территории было найдено мёртвое тело огнищанина.

 

ВЕЧЕ

К. В. Лебедев. Вече в Новгороде

Вече – народное собрание на Руси, орган местного самоуправления. На них решались важные общественные и государственные дела. Возникло из племенного собрания. Впервые упоминается летописцем в Новгороде в 1016 г., в Киеве – в 1068 г., во Владимире-Волынском – в 1097 г., в Звенигороде – в 1147 г., в Переяславе – 1175 г. Во второй половине XIXIII вв. вследствие ослабления княжеской власти и распада Киевского государства роль вече в общественной жизни приобретает особое значение. Вече созывались не регулярно, по инициативе населения или представителей власти. В отдельных случаях вече объявляло войну и заключало мир, выбирало и устраняло князя и административных лиц (посадников, тысяцких, сотских), вело переговоры с чужеземными купцами, вершило вечевой суд и принимало законы. Иногда горожане-участники вече выгоняли из города или казнили наиболее ненавистных представителей княжеской администрации (например, во время Киевского восстания2 1068 г.). Решение принимали без голосования, путём одобрения того или другого предложения криком. Вече, как орган местного самоуправления, приходит в упадок в период феодальной раздробленности Руси.

 

ВЕРВЬ

 

Вервь (от «вервь» - верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой) – древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в «Русской Правде» (законодательном памятнике Киевской Руси). Первоначально вервь являлась организацией кровнородственного характера, но «Русская Правда» повествует о верви уже как о сельской общине, освобождённой от кровнородственных связей. Это сельская община, занимающая значительную территорию. Члены верви родственниками не называются. «Русская Правда» называет их «людьми». Они связаны круговой порукой, обязаны разыскивать вора на своей территории – «гнать след», отвечать за убийство на их территории, если убийца не отыскан, а тело убитого оказалось на земле верви. Вервь-община выполняла и другие функции, налагавшиеся на неё властями.

 

ДРУЖИНА

Древнерусский князь с дружиной

Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя, короля; дружинная военная организация наиболее характерна для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. У древних германцев дружина засвидетельствована историческими источниками I в. до н. э. как временная, а с I в. н. э. уже как постоянная. Вождь и дружина были связаны взаимными обязательствами: дружина должна была защищать вождя, вождь – содержать дружину. Дружинники обогащались за счёт военного грабежа, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Согласно варварским правдам, они составляли привилегированный слой, часто обладавший повышенным вергельдом (вирой). Дружина способствовала возвышению вождя племени и возникновению королевской власти. В Древней Руси дружина появляется в IX в. Во главе её стоял князь. «Старшая» дружина состояла из немногих, наиболее знатных дружинников (бояр), бывших близкими советниками князя. Старшие дружинники нередко получали от князя права сбора дани в некоторых областях в свою пользу и имели свои дружины. «Молодшая» дружина состояла из «гридей3», «отроков», «детских» и др. воинов, составлявших основную массу дружин и привлекавшихся также для выполнения различных поручений. С развитием феодального землевладения дружинники превращались в земельных собственников. Дружины князей существовали до XVI в., когда были ликвидированы удельные княжества.

 

ВОЕВОДА

Воевода – славянский термин, обозначавший военачальника, правителя. 1. Воевода в качестве начальника княжеской дружины или главы народного ополчения упоминается в русских летописях  с X в. В XVXVII вв. каждый из полков и отрядов русского войска имел во главе воеводу. Во второй половине XVII в. полковые воеводы остались только в разрядных полках. Ликвидированы Петром I в начале XVIII в. 2. Городовые воеводы появились в середине XVI в. Возглавляли управление города с уездом – прилегающей к городу территорией, подчинённой в административном отношении. С начала XVII в. введены во всех городах России, заменив наместников и городовых приказчиков. Воеводы сосредоточили в своих руках всю полноту власти на местах. Провинциальные воеводы в России учреждены в 1719 г. Выполняли функции, аналогичные городовым воеводам. И провинциальные, и городовые воеводы ликвидированы в 1775 г. 3. В Польше и Литве воевода сначала был королевским наместником в мирное время и военачальником – в военное. С 1139 г. в каждом уделе был свой воевода. С ликвидацией феодальной раздробленности уделы превратились в воеводства. Воевода стал главой военной и гражданской администрации воеводства, членом сената. Должность воеводы была пожизненной. В Польше воеводы существовали до конца XVIII в. 4. Воеводы были известны также в других славянских странах и в Валахии XVXVI вв.

 

ТЫСЯЦКИЙ

 

Тысяцкий – военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение («тысячу»). В Новгородской феодальной республике тысяцкий выбирался на вече из бояр обычно на год и являлся помощником посадника. В городах, не знавших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями из числа знатных бояр, их должность становилась наследственной. Князь Дмитрий Иванович Донской упразднил должность тысяцкого в Москве. Тысяцкие стали заменять воеводы и наместники, к середине XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.

 

ДРЕВНЕРУССКОЕ ВОЙСКО

 

Составной частью политической системы Киевской Руси были её вооружённые силы, включавшую в себя княжескую дружину, народное ополчение, отряды наёмников и федератов.  Вооружённые силы были созданы и содержались Древнерусским государством в целях захватнических и оборонительных войн, а также поддержания внутреннего общественного порядка. Уже в IX в. в них входили пехота, конница и флот.

Ядром вооружённых сил, без сомнения, являлась дружина. Источники делят её на две части: «большую», «старшую», «переднюю» или «лучшую» (бояре, огнищане) и «меньшую» или «младшую» (отроки, детские, милостники, уные4 и др.).

Как старшая, так и младшая дружины содержались за счёт князя: дружинники получали денежное жалованье («золото и серебро»), а также жалованье натурой; кроме того, боярам князь передавал в управление города и волости с правом присвоения себе части даней и налогов (система кормлений). Следов поместной практики, т. е. вознаграждения за службу земельными поместьями, в эпоху Киевской Руси ещё не существовало, хотя боярское землевладение было весьма развито.

При проведении крупных военных операций князья опирались не только на профессиональные дружины, но и на «воев» –  народное ополчение, корни которого уходят в эпоху родоплеменного строя. Свободное мужское население Киевской Руси потенциально являлось войском, хотя мнение ряда исследователей о «тотальной вооружённости народа» в XXII вв. выглядит чересчур категоричным. Участники ополчения снаряжались за свой счёт и, в зависимости от достатка, служили в пехоте или в коннице; в случае необходимости они обращались к князю за оружием и лошадьми. Предводителями ополчений были сами князья, а также тысяцкие и воеводы.

Заметную роль в вооружённых силах Руси играли также отряды иноземных наёмников и феодалов. В IX X вв. по словам Грушевского, особенно ценный материал для киевского войска давали отряды варягов. Это были «отличные воины», а как элемент чужеплемённый они были очень кстати там, где киевским князям нужен был верный, с Киевом ничем не связанный союзник. В X в. варягов было особенно много в числе бояр и наместников великого князя, их влияние при княжеском дворе не ослабевало до первой половины XI в.

Кроме варягов русские князья нанимали также отряды печенегов, торков, хазар и касогов.

Таким образом, можно констатировать, что Древнерусское государство располагало значительными военными ресурсами, позволявшими ему проводить независимую и довольно активную внешнюю политику, вести как оборонительные, так и захватнические войны, интегрировать разрозненные части восточнославянских земель и неславянскую периферию в одно политическое целое.

 

ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РУСИ.

"Крещение Руси". Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе

Составной частью политической системы Киевской Руси являлась христианская церковь.

До официального введения христианства (примерно 988 – 990 гг.)5 на Руси господствовали языческие верования, закреплявшие её территориальную расчленённость (общего для всех земель пантеона богов не существовало). С целью усиления центральной власти князь Владимир пытался учредить в Киеве единый языческий пантеон под главенством громовержца Перуна, но затея эта не дала ожидаемых результатов; язычество как религия первобытнообщинного строя уже изжило себя. Поэтому Владимир вынужден был прибегнуть к услугам одной из монотеистических религий, а именно – христианству. Христианская церковь должна была выполнять в государстве важную идеологическую функцию, духовно объединять подданных великого князя и подчинить их его власти. 

Вслед за крещением самого князя Владимира и его дружины последовало крещение всей Руси. Но введение новой религии проходило с трудом, встречало сильное сопротивление и требовало использования принудительных мер. В Новгороде введение христианства вызвало восстание. Лишь применив силу, разорив языческие «требища» (святилища), посаднику Добрыне и тысяцкому Путяте удалось заставить новгородцев креститься. С ещё большими затруднениями проповедники христианства встретились в Ростово-Суздальской земле, где волхвы поднимали народ на восстание в 1024 и 1071 гг. Совсем поздно приняли христианство вятичи (Северо-Восточная Русь). Археологические раскопки показали, что в XIIXIII вв. у них сохранялись языческие погребения.

В XIXII вв. церкви и монастыри уже владели обширными земельными угодьями, сёлами и городами. Этому способствовало то, что церковные и монастырские земли, в отличие от княжеских или боярских, не передавались по наследству и не дробились. Передача в собственность церкви княжеских земель оформлялось специальными жалованными грамотами. Христианская церковь освящала и благословляла княжескую власть, пропагандировала унаследованную из Византии теорию божественного происхождения этой власти, активно проповедовала идею единства Руси, призывала население содействовать князю в защите территории Древнерусского государства от набегов кочевников и т. д.  Высшие иерархи церкви нередко являлись первыми советниками великого князя, часто выступали посредниками в межкняжеских отношениях (особенно в роли примирителей).

 Определяющую роль в принятии Русью христианства по византийскому (греческому, православному) образцу сыграл, несомненно, вопрос о верховной власти. В Византии – в отличие от западноевропейских стран, признававших верховенство духовной власти римских пап, – церковь и её служители были подвластны императору и всячески содействовали укреплению центральной власти. Такое положение вполне отвечало устремлениям великих князей. Киевские митрополиты зависели от них и проводили политику в интересах великокняжеской власти. Имея совместную с великими князьями резиденцию в Киеве, одним этим фактом митрополиты возвышали их власть над властью других князей. Пока русская метрополия находилась в Киеве, отмечал академик П. Толочко, ни одно древнерусское княжество, каким бы сильным оно ни было, не могло рассчитывать на полную независимость.        

1Гривна (праслав. *grivьna, др.-       рус. гривьна, укр. гри́вня, белор. гры́ўня, польск. grzywna, чеш. hřívna; от праслав. *griva) — денежная и весовая единица Древней Руси, Литовской Руси и некоторых других государств и государственных образований Восточной Европы. Использовалась, в частности, для измерения веса серебра и золота (откуда и появился её денежный эквивалент). Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной. Первая весовая единица, упоминаемая в древнерусских летописях.

 

2Киевское восстание 1068 года  вечевое выступление в столице Древнерусского государства против великого князя Изяслава Ярославича после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней для вторичного сражения с половцами. Князю пришлось бежать в Польшу, престол временно занял освобождённый восставшими из заточения Всеслав Брячиславич, а после его бегства в Полоцк — братья Изяслава Святослав и Всеволод, вернувшие затем престол Изяславу, который расправился с восставшими и вскоре отвоевал Полоцкое княжество.    

 

3Гриди (ед. ч. «гридь») — в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя (IX-XII века). Жили в дворцовых помещениях — гридницах. В Новгородской республике — постоянное войско, непосредственно подчинявшееся посаднику и располагавшееся в новгородских пригородах в качестве засады (гарнизона)

4у́ный др.-русск. унъ "юный, молодой", уноша "юноша", уница"молодая девушка"– исконнорусск. формы, соответствующие цслав. по происхождению ю́ный 

 

5Креще́ние Руси́ — введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках.

 

ИСТОЧНИК: ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА И СТУДЕНТА)

Просмотров: 1169 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930