Понедельник, 23.10.2017, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Апрель » 17 » ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX – XIV вв.) I – я часть
16:35
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX – XIV вв.) I – я часть

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РУСИ (IX XIV вв.)

I – я часть

Страница из древнейшего сохранившегося Синодального списка "Русской Правды". Конец XIII в.

ФУНКЦИИ КНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ

 

Главным функциями (задачами) великих князей в IX XIV вв. были военное руководство и дипломатические отношения. Военная деятельность князей имела ряд направлений: 1) завоевательные походы в соседние земли с целью захвата военной добычи, наложения дани (контрибуции), расширения территории, оказания политического давления; 2) защита Киевского государства от внешних врагов, в частности от нападения кочевников; 3) охрана внутреннего порядка, подавление выступлений непокорных вассалов и подданных.

Дипломатия древнерусских  князей служила внешнеполитическим целям Киевского государства. При этом она использовала, с одной стороны, традиции и обычаи восточнославянских племён, а с другой международный опыт. Тексты договоров с другими государствами хранились в княжеском архиве в Киеве. Дипломатические контакты находили подкрепление в частых династических браках великокняжеской фамилии с представителями правящих домов различных стран.

Монета времён Владимира Великого

Княжеский знак Ярослава Мудрого

Князь являлся активным строителем государственного аппарата управления. В его функции входило назначение чиновников: административных, полицейских, судебных и фискальных (в частности, им назначались посадники, тысяцкие, тиуны, вирники, биричи, мечники и пр.). Князь сам контролировал их деятельность, а порой даже брал на себя выполнение их функций.

Компетенцией княжеской власти была также законодательная и судебная деятельность. Все законодательства Киевской Руси – это акты княжеской власти. В XIXII вв. появился первый свод законов, известный в исторической науке под названием «Русская Правда».   

Как всякое феодальное право, древнерусское право было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал, что равенства людей, принадлежащих к разным социальным группам, нет и быть не может. Особенно чётко социальная дифференциация видна в уголовном праве. Закон устанавливал разную ответственность за посягательство на лиц, стоявших на разных ступеньках общественной лестницы. Например, за убийство наиболее знатных людей – двойная вира (80 гривен), за основную массу свободных – 40 гривен, за сельского старосту – 12 гривен, а за смерда (крестьянина-общинника) и холопа (раба) – 5 гривен.

 В XIXII вв. привычным местом суда становится княжеский двор, на котором почти ежедневно проходили судебные разбирательства. Князь творил суд либо через своих чиновников и агентов, которых он же назначал, либо сам лично.

Суд творился гласно, в присутствии представителей местных общин, что было остаточным явлением тех времён, когда народное собрание ведало судебными делами, разбирало жалобы, выносило приговоры. Роль судьи в процессе судопроизводства отличалась большой пассивностью; зато активно действовали сами заинтересованные стороны, в первую очередь истец. Обиженный должен был сам вести «свод», процедура которого подробно изложена в «Русской Правде»; он же исполнял приговор. Правда обычно отыскивалась коллективно, общим умом собравшихся мужей (судебным вече). Субъективной оценки судьи оставалось очень мало места – явление вполне понятное, если учесть, что суд нередко производили личные слуги князя (тиуны), иногда несвободные (рабы). В качестве судебных доказательств широко использовались показания свидетелей и присяга.

Князь управлял также финансами, заботился о доходах казны, контролировал расходы. М. Грушевский1, несмотря на скудость исторических источников, сумел ещё в конце XIX в. дать общую характеристику данной функции княжеской власти. Прежде всего, он сделал вполне обоснованное предположение, что в Киевской Руси не существовало разграничения между государственными доходами и частными доходами князя: в казну поступали, а затем расходовались как государственные средства (военные добычи, дани, пошлины), так и доходы от княжеского хозяйства, «и вообще вся финансовая система в значительной степени имела частноправный характер».

Следует отметить и такую функцию князя, как управление церковной организацией, участие в церковных делах. Известно, что введение христианства на Руси, превращение его в государственную религию было теснейшим образом связано с деятельностью великого князя Владимира. Распространение новой религии, шедшей на смену язычеству, встречало сильное сопротивление народных масс, так что князь и его наместники вынуждены были прибегать к принудительным мерам. Чтобы поддержать христианскую церковь материально, князья отчисляли в её пользу часть государственных средств. Так Владимир содействовал основанию  митрополичьей (995 – 996) и несколько епископских кафедр, пожертвовал Десятинному храму св. Богородицы в Киеве десятину – десятую часть поступлений от княжеских городов.

Хотя церковная организация в Киевской Руси была устроена по византийскому образцу и находилась в зависимости от константинопольского патриарха, назначавшего в Киев своего митрополита, тем не менее великий князь обладал верховной политической, административной и, возможно, судебной властью в церковных владениях. Создание церковного законодательства XIXIII вв. – так называемых уставов – связано с именами великих князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Вопреки каноническим правилам, епископские кафедры замещались на Руси не собором епископов, а по соглашению митрополита и великого князя, причём инициатива могла принадлежать как первому, так и второму. За князем, опять-таки вопреки канонам, признавалось также право смещения иерархов церкви и суда над ними.

Характерно признание Владимира Мономаха о том, что он «и за церковным порядком и за службой сам наблюдал». Примечателен также факт самоличного, без ведома константинопольского патриарха, назначения Ярославом Мудрым «русина Лариона» (Иллариона) митрополитом Киевской Руси (в 1051).

Поскольку великий князь считал Русь наследственным владением своего рода, он сам формировал штат государственных чиновников, которые должны были помогать ему реализовывать его право – право верховного правителя. При этом он мог прислушиваться к мнению (советам) «лучших мужей» – членов «старшей» дружины (бояр), митрополита, «старцев градских», а в отдельных случаях – и к голосу народного собрания (вече).

 

ПОСАДНИК

Посадник – первоначально наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г. Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде и Пскове, в которых после присоединения их к Русскому государству должности посадников были ликвидированы.

 

БОЯРЕ

 

Бояре – высший слой феодального общества в Древнерусском государстве (наряду с великими и удельными князьями). Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова «бояре» до конца не выяснено: одни исследователи производят его от «бой» (воитель) или «болий» (большой), другие – от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек) и т. д. Появление бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в IX XI вв. В XXI вв. бояре разделялись на 2 слоя: княжеских – княжих мужей (огнищане) и так называемых земских (старцы градские) – потомков родоплеменной знати.

Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (право иммунитета), имели вассалов. В период феодальной раздробленности XIIXV вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. В Галицко-Волынском княжестве в XIII в., Новгородской феодальной республике бояре решали все дела с помощью  боярских советов. Влияние бояр в Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском княжествах было настолько большим, что в них не смогла сложиться сильная великокняжеская власть. В борьбе с сеньориальным боярством княжеская власть опиралась на служилых феодалов – дворян, служащих бояр. Усиление великокняжеской власти со второй половины XIV в. привело к появлению бояр путных, которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отданными им в кормление (конюший, сокольничий, чашничий и др.). В XIVXV вв. по мере складывания единого централизованного государства имущественные и политические права бояр ограничивались (иммунитетные ограничения, стеснение и отмена к концу XV в. прав отъезда вассалов сюзерена), происходили изменения в социальном составе бояр. С образованием в конце XV в. Русского централизованного государства социально-экономические и политические привилегии бояр были значительны урезаны; великокняжеская (с середины XVI в. – царская) власть настойчиво подавляла выступления тех бояр, которые сопротивлялись её централизованной политике. Особенно сильный удар по боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV.

 

ПОЛЮДЬЕ

 

Полюдье (от «хождения по людям) – ежегодный объезд князем и его дружиной всех владений и подчинённых племён с целью сбора дани в XXIII вв. Полюдье упоминается в арабских (Ибн Руста, Гардизи), византийских (Константин Багрянородный) и древнерусских источниках. Оно осуществлялось преимущественно поздней осенью, зимой или ранней весной. Собирали полюдье натурой (мехами, мёдом, воском) или деньгами. По мнению некоторых исследователей, полюдье было формой расплаты князя с дружиной, а собственно дань шла в пользу самого князя. Размер полюдья, очевидно, не был определён, что приводило к злоупотреблениям. После восстания древлян в 945 г. княгиня Ольга регламентировала взыскание дани и определила пункты для её сбора. Определённая форма полюдья существовала на украинских землях в составе Великого княжества Литовского в XIVXVI вв., его брали с населения в пользу княжеской администрации.

 

ТИУН

 

Тиун (от древнеисламского pjónn – слуга) – в XI XIII вв. в Древней Руси так называли привилегированных княжеских и боярских слуг, участвовавших в управлении феодальным хозяйством. В XIV XVII вв. существовали: тиуны великого князя (или великой княгини), занятые в их хозяйстве и в управлении отдельными волостями и городами; тиуны наместников и волостей для первичного разбора судебных дел; тиуны архиереев, наблюдавшие за исполнением обязанностей церковных служителей. В Великом княжестве Литовском в XIV XV вв. тиунами назывались крупные феодалы, управляющие волостями (позднее – наместники), а также зажиточные крестьяне – старосты великокняжеских имений.    

 

1Михаи́л Сергеевич Грушевский (укр. Михайло Сергійович Грушевський; 29 сентября 1866, Холм, Царство Польское — 24 ноября 1934, Кисловодск, СССР) —российский, украинский и советский историк, общественный и политический деятель.

ИСТОЧНИК: ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА И СТУДЕНТА)

  

 

 

 

Просмотров: 730 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930