Среда, 22.11.2017, 10:38
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 162
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Сентябрь » 5 » НАЧАЛО ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ. БИТВА НА ЖЁЛТЫХ ВОДАХ.
11:41
НАЧАЛО ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ. БИТВА НА ЖЁЛТЫХ ВОДАХ.

НАЧАЛО ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ. БИТВА НА ЖЁЛТЫХ ВОДАХ.

   Значительную часть территории Речи Посполитой составляли украинские земли. Обеспечить защиту таких огромных пространств поляки своими силами не могли, поэтому  на военную службу привлекались и украинцы. Именно им было поручено охранять южные и восточные границы государства – в первую очередь от татар. С другой стороны, практически невозможно было бороться с поселенцами на этих границах. На плавнях и островах за порогами Днепра действовали свои порядки. Поселенцы, называвшие себя казаками, не подчинялись панам и воеводам. Основным их занятием был военный разбой, и для поляков было лучше направить их энергию куда-нибудь за пределы государства. Польское правительство отчасти легализовало казачество. Были созданы  отряды реестровых казаков, находящихся на королевской службе, более состоятельных и лояльных. Они в свою очередь оказывали «благотворное» влияние на низы казаческого сословия, сечевиков, проживающих в своеобразной республике – Запорожская Сечи.

Вид Запорожской Сечи (реконструкция)

   Сечь воспринималась украинцами как центр национального сопротивления, надежда и гордость украинского народа. Для сопротивления были серьёзные причины. Поляки бесцеремонно попирали национальные обычаи, насаждали свою культуру и католическую и униатскую веру¹. Усиливался и феодальный гнёт. Множество крестьян бросали свои дома и отправлялись на Сечь. Этот факт и несколько мятежей, устроенных казацкими полковниками в первой половине XVII в., обеспокоили Варшаву. В конце 1630-х годов правительство сократило реестр. В Сечи был поставлен сильный гарнизон из реестровиков и польских жовниров². Была ликвидирована выборность старшины, поляки сожгли казацкие корабли (чайки) и реквизировали пушки. Новый мятеж против поляков был поднят в 1648 г. Богданом Хмельницким. Этот бунт перерос в общенациональную освободительную войну против украинцев.

Зиновий Богдан Хмельницкий

   Зиновий Богдан Хмельницкий принадлежал к верхушке казачества, был сыном чигиринского сотника. Он получил хорошее образование в польских учебных заведениях. Хмельницкий не раз участвовал в войнах в составе польских войск. В 1620 г. он попал в плен к туркам, где провёл два года. Во время войны короля Владислава с Москвой Богдан вместе с казаками бился на стороне короля. В 1633 г. во главе 2400 казаков Хмельницкий принял участие в войне Франции с Испанией. Во второй половине 1640-х годов Хмельницкий был уже войсковым писарем³ – одним из наиболее авторитетных казаков, пользовался определённым расположением и доверием в Варшаве.

Данило Чаплинский

   В 1646 г. король вёл с Хмельницким переговоры о возможности выступления казаков против турок, обещал увеличить реестр до 20 тысяч человек. Но сенат наложил вето на это решение, вызвав негодование у казаков. Хмельницкий же активно распространял сведения о королевской грамоте, полагая, что так полякам некуда будет деться. Впрочем, он стал во главе восстания и по личным мотивам. Чигиринский подстароста пан Чаплинский, злоупотребляя своим положением и зная, что казачество опять в немилости, отобрал у него хутор Субботов, убив при этом его сына и забрав его жену. Коронный гетман, к которому обратился Хмельницкий, бросил его самого в темницу. Арестант бежал и отправился с сыном Тимошем в Запорожье, куда прибыл в декабре 1647 г. Оттуда он бежал ещё дальше – в Крым.

Ислам-Гирей III

Тем временем сечевики уже изгнали гарнизон, Сечь пришла в движение. Зимой в Запорожье собралась уже большая вооружённая армия, готовая воевать с поляками за возвращение «давних привилегий». Агенты Сечи разошлись по всей Украине с вестью о том, что паны нарушили волю короля и что весной Запорожское Войско двинется в глубь страны. Хмельницкий знал об этом и, вероятно, принял участие в инициировании процесса. Он добивался военной поддержки у крымского хана Ислам-Гирея, и тот дал в помощь четырёхтысячное войско во главе с перекопским мурзой Тугай-беем.

   В апреле 1648 г. Хмельницкий снова прибыл на Сечь. Здесь он произнёс прочувственную речь о тяжёлом положении украинского народа, гонениях на православную веру и был избран гетманом Войска Запорожского. В это время на Запорожье уже двигалось две тысячи жовниров и реестровиков под командованием Стефана Потоцкого. «Стыдно, – говорил тогда коронный гетман, – посылать большое войско против какой-то презренной шайки презренных холопов». Одновременно около 5 – 6 тысяч реестровиков под руководством Барабаша и Илляша плыло на байдарках с той же целью – усмирить сечевиков. Отряды должны были соединиться у Кодака.

   Имея в распоряжении 8 тысяч казаков, 22 апреля гетман двинулся навстречу польским силам. Два его полковника – Ганжа и Джалалий – отправились вверх по Днепру, чтобы перехватить реестровых и убедить их перейти на сторону Сечи.

   Сблизившись с противником возле урочища Жёлтые Воды, Хмельницкий получил известие от Ганжи, что реестровые казаки колеблются и хотят услышать слово самого гетмана. Вихрем метнувшись к реестровикам, высадившимся у Каменного Затона, Хмельницкий быстро убедил их обратить оружие против недавних хозяев. Затем он вернулся в свой лагерь в Жёлтые Воды, куда подошли и войска Потоцкого. 5 мая казаки атаковали и опрокинули поляков. В разгар битвы подоспели татары, которые перевезли на конях к месту битвы казаков от Каменного Затона. Хмельницкий провёл с противником  переговоры, заявил, что его люди вышли лишь защищаться и что казаки целиком поддерживают короля, но недовольны панами. Он обещал не трогать воинов Потоцкого, если они отдадут пушки и уберутся восвояси. Поляки так и сделали.

   Некоторое время Потоцкий двигается на Смелу и Корсунь, а казаки вроде бы только сопровождали поляков в отдалении и наблюдали, чтобы те не нарушали условия договора. Однако полковник Хмельницкого – Максим Кривонос уже обходил их с одного фланга, а татары – с другого. 16 мая поляки были атакованы с трёх сторон у балки Княжие байраки, окружены и уничтожены. Затем казаки взяли Чигирин и Умань. Из Чигирина армия пошла на Корсунь, где стояло главное польское войско во главе с гетманом Калиновским. Хмельницкий пустил слух о якобы приближавшемся огромном войске татар, а начавших отходить поляков встретила очередная засада Кривоноса. 28 мая польская армия была разбита.

Смерть Стефана Потоцкого под Жёлтыми Водами

   За месяц Сечь добилась колоссальных успехов. Запорожское Войско увеличивалось за счёт крестьян. Речь Посполитая вынуждена была мобилизовать все ресурсы. Начавшаяся война принесла и много горя, обе армии соревновались в жестокости по отношению к нелояльному населению, непокорным городам. Запылали пожары, потекли реки крови… Недальновидная и негибкая политика Польши привела к грандиозной катастрофе.                            

¹Униатская церковь соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значительной части православных обрядов. Еще в 1439 на соборе во Флоренции была заключена уния католической и православной церквей, но вскоре она была расторгнута (см. Флорентийский собор). С конца 15 в. идея унии была вновь выдвинута польскими феодалами, т. к. значительная часть населения Польши и Литвы была православной и с помощью церковной унии они предполагали постепенно ополячить украинцев и белорусов. Часть православных феодалов и высшего духовенства в 16 в. поддержала идею унии, стремясь сравняться в правах с католиками. В 1595 епископы владимир-волынский Ипатий Потей и луцкий Кирилл Терлецкий обратились к папе римскому с просьбой об унии. На соборе в Бресте 6 епископов провозгласили Брестскую унию 1596, несмотря на протест большей части духовенства, феодалов и горожан. Король поддержал унию и объявил православную церковь вне закона, а ее имущество передал Униатской церкви. В начале 17 в. был создан орден базилианов, действовавший в интересах унии в сотрудничестве с иезуитами. Постепенно Униатская церковь и в обрядовом отношении все больше сближается с католической, изменяются облачения, устройство храмов, вводятся католические праздники и отменяются православные. Все эти изменения были закреплены на соборе в Замостье в 1720. В Закарпатье уния была провозглашена на Ужгородском соборе 1649, но окончательно утвердилась лишь в конце 18 в. Борьбу с унией за религиозные и национальные свободы на Украине и в Белоруссии в 16-17 вв. возглавили т. н. братства. После заключения Вечного мира 1686 Россия получила право защиты православных в Речи Посполитой и неоднократно протестовала против передачи православных церквей Униатской церкви. После разделов Польши Униатская церковь была подчинена Римско-католической коллегии в Петербурге, а с 1828 особой Униатской коллегии. В связи с начавшейся в 30-х гг. 19 в. ликвидацией Униатской церкви (завершена в 1839, кроме Холмской епископии, где Униатская церковь была ликвидирована в 1875), Униатская церковь с 1837 подчинялась обер-прокурору Синода. Униатская церковь в Галиции, тесно связанная с Ватиканом, в то же время поддерживала украинские националистические тенденции вплоть до 2-й мировой войны 1939-1945.

²Жовнир – польский наёмный солдат

³ Войсковой писарь, как и кошевой атаман и войсковой судья, выбирался товариством на общей раде и заведовал всеми письменными делами запорожского войска. Так, он рассылал приказы по куреням, вел все счета приходов и расходов, писал, иногда по совещанию с монахами, бумаги к разным государям и вельможам от имени всего запорожского войска, принимал все указы, ордера, листы и цидулы, присылавшиеся от разных царственных, властных и простых лиц в Сичь, на имя кошевого атамана и всего низового войска. У запорожских казаков обязан­ности войскового писаря исполняло одно лицо, но при нем, в качестве помощника, состоял выборный войсковой подписария и сверх того иногда несколько человек «канцелярских разного зва­ния служителей». Настоящей канцелярии, в виде особого учреж­дения, для писаря в Запорожье не полагалось, и все письменные дела отправлялись при «квартире» (т.е. курене) писаря. Обя­занность писаря считалась в Запорожье столь важной и ответственной, что если бы кто другой, вместо него, осмелился писать от имени коша кому-либо или принимать письма, присылаемые на имя писаря, того без пощады казнили смертью. Значение войско­вого писаря в Запорожье было очень велико: многие из войсковых писарей влияли на настроение всего войска; многие держали в своих руках все нити политики и общественной жизни своего времени; оттого роль войсковых запорожских писарей сравнивают с ролью генерального секретаря или даже военного министра в наше время. Влияние войсковых писарей тем сильнее было в Запо­рожье, что большинство из них оставалось на своих должностях в течение многих лет бессменно. Так, известно, что в течение 41 года, от 1734 по 1775 год, в войске запорожском сменилось всего лишь четыре человека в звании войскового писаря. Но при всем своем действительном значении, войсковой писарь, однако нигде и ни в чем не старался показывать свою силу; напротив того, он всегда держал себя ниже своего положения. Оттого на всех бума­гах, исходивших от войскового писаря, мы нигде не встречаем его единоличной первоначальной подписи: обыкновенно писарь, в кон­це каждой бумаги,— подписывал известную формулу: «Атаман кошевой со всем старшим и меньшим низовым войском запорожско­го товариством»; далее, если кошевой был грамотный, то он со­бственноручно подписывал свою фамилию; если же он был негра­мотен, то вместо него писал его фамилию писарь, часто при этом не обозначая того, что он подписывает «вместо неграмотного» кошевого и с его согласия или приказа. На бумагах, исходивших от имени запорожского войска, очень редко можно встретить имя и фамилию писаря: «Писарь войска запорожского низового Анд­рей Тарасенко», или «Иван Глеба». Внешним знаком достоинства войскового писаря была в длинной серебряной оправе чернильни­ца — каламарь, от восточного слова «калям» — тростник, при войсковых собраниях, писарь затыкал свой каламарь за пояс, а гусиное перо, обыкновенно находившееся в длинной трубке того же каламаря, извлекал из трубки и закладывал за правое ухо. Жизнь и содержание войскового писаря во всем были схожи с жизнью и содержанием войскового судьи, т.е. он получал 50 руб­лей казенного жалованья и те же приношения от бочек водки, товаров, судебной пени и т.п

ИСТОЧНИК: "ВЕЛИЧАЙШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ МИРА"

Просмотров: 641 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930