Пятница, 26.04.2024, 14:40
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Июнь » 16 » КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
21:23
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. (Часть 1-я.)

Статуя жреца. Фивы. XXV династия

   Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской цивилизации, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты её формировались и до образования египетского государства, возникшего ранее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты  Египтом независимости, во время владычества Лагидов, в римско-византийский период. 394 годом н. э. датируется последняя иероглифическая надпись. В восприятии последующих поколений египетская иероглифика становится лишь языком мистических символов. В V в. н. э. исчезает демотическое письмо¹. В 535 г. н. э., при Юстиниане, прекратил своё существование  храм Исиды на острове Филэ – последний оплот древнеегипетского владычества. Египет древний превратился в миф. В конце XIX в. стал мёртвым языком коптский² – наследник древнеегипетского языка, удержавшийся ныне только в богослужении коптов (бохарийский диалект). Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие её элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов не только культуры современного Египта, но и культуры мировой.

*  *  *

   Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Обнаруженная в 1894 – 1895 гг. английскими учёными Фл. Питри и Дж. Квибеллом в Верхнем Египте (Нагада) доисторическая культура Египта была на первый взгляд настолько несхожа с культурой фараоновских времён, что её поспешили объявить неегипетской. Так было положено начало последующим многочисленным теориям иноземного происхождения цивилизации Египта, объяснявшим любые изменения в египетской культуре миграциями или влияниями извне. Дальнейшее исследование первобытных культур Египта поставило вопрос об автохтонных, африканских корнях египетской цивилизации. При этом большое значение придавалось связям этих культур с сахарско-суданским культурным ареалом.

   Африканская по происхождению древнеегипетская культура не сразу обрела своё лицо. Только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долина Нила проявляется всё более заметно.

   С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными и долговременными, этнический состав – более стабильным. Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая в соответствующих условиях дала тот неожиданный «взрыв», благодаря которому Египет переступил грань доистории. Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации – в сфере материальной (постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествлённого правителя, солярного культа, сложение специфически египетских черт искусства) – и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического («протодинастического») периода (3300 – 3000 гг. до н. э.) и Раннее царство – время возникновения и сложения единого египетского государства.

   Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную обособленность составляющих Египет областей с их пёстрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сакральных предметов и т. д. – выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. И одной из наиболее ярких её черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.    

   Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, складывается система счёта, появляется первый свиток папируса и, возможно делаются первые попытки мумификации, оформляется строгий канон египетского искусства, столь ему свойственный впоследствии, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы – и создаются первые характерно статичные статуи официальных лиц.

Охота на гиппопотама. Гробница вельможи Ти в Саккара. V династия. 

   В «протодинастический» период уже закладывается восходящий к более отдалённому времени свойственный Египту дуализм государственности, в основе которого, согласно наиболее распространённой точке зрения, – сосуществование двух царств – Юга и Севера – до их объединения Югом, а также своеобразие экономическое, географическое и, возможно культурное и этническое. В эпоху Раннего царства формируются черты сакральной египетской монархии, где царь, божественный «владыка Обеих Земель», носитель двойной короны Египта, предстаёт как воплощение бога Хора. Тогда же впервые складывается царская титулатура из четырёх имён: «имя Хора», связанное с представлениями о Ка – божественном образе царя; «имя Обеих Владычиц» – богини Юга Нехбет и Севера – Уаджит, олицетворённых в двойственной красно-белой египетской короне; «золотое имя», символизировавшее божественную плоть царя; титул царя Верхнего и Нижнего Египта, предшествующий его личному имени. Возводятся первые дворцы и храмы, появляются антропоморфные боги, и Хор становится великим богом – покровителем единого египетского царства.

* * *

   За несколько столетий, отделяющих эпоху Древнего царства от времени возникновения в долине Нила двуединого государства, египетская культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но неизмеримо возвысилась среди родственных ей культур соседних африканских народов.

   От первых незамысловатых полунадписей-полурисунков, запечатлённых на булаве царя Скорпиона или знаменитой Палетке «Нармера» –  своеобразных царских манифестах, где само изображение царя, повергающего жалкого врага, красноречивее всяких слов, и от первых лаконичных надписей с царскими титулами – до пространных и обстоятельных декретов царей; от первых упоминаний имени усопшего и предназначенных для него жертвенных даров – до развёрнутых биографических надписей вельмож и сложных религиозных текстов, в которых запечатлена работа мысли ряда жреческих школ («Тексты пирамид», «Мемфисский богословский трактат»); от первых кирпичных мастаб³ – к величественным каменным сооружениям: пирамиде Джосера, огромному надгробию в Медуме, Красной и Надломленной пирамидам Снофру в Дашуре и от них – к классическим пирамидам в Гизе царей IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура; от скромных архаических святилищ богов – к храмовым комплексам V династии, посвящённым Солнцу, с открытыми дворами и молельнями, со стройными каменными обелисками – символами восходящего светила; от первых схематических изображений на палетках, стелах и ремесленных изделиях – до многосюжетных высокохудожественных композиций на стенах гробниц Ти, Мерерука в Саккара (V, VI династии); от несовершенных и условных первых культовых статуй умершего – до полного неповторимого, сугубо египетского своеобразия статуй-портретов Рахотепа и его жены Нофрет, Луврского писца, вельмож Хемиуна и Каапера («Сельский староста») и символических царских портретов (Менкаура с богинями, Хафра, осенённый Хором, огромный каменный Сфинкс) – таковы лишь некоторые вехи эволюции египетской культуры в течение долгих веков.

   Этой эволюции сопутствовали значительные внутренние изменения, выдвинувшие Египет в ряд великих древневосточных цивилизаций. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих мудрецов – полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой век египетской культуры.

   Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем – полубоги. В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилище, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец».

   Существование государства не мыслилось без Маат – божественного Порядка и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей вселенной всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка» («Тексты пирамид»).

   Порядок часто понимался как правопорядок, справедливость; боги и цари – как владыки и учредители законов. Не случайно египетские визири с эпохи Древнего царства выступают в роли жрецов истины, что соответствовало их судейским обязанностям. Понятие «Маат» становится центральным в египетской этике. Одно из древнейших известных нам поучений – «Премудрость Птаххотепа» (V династия) – провозглашает Маат принципом, на котором строятся правильные человеческие взаимоотношения: «Велика справедливость, и превосходство (её) непоколебимо. Неизменна (она) со времён Осириса, и карают преступающего законы».

   Боги для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и создатели ремёсел и искусств, письма и счёта, науки и магии. Иероглифическое, т. е. священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счёта и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям с помощью магических заклинаний. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе (древнеегипетском Шмуну) ещё в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшие счётом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремёсел.

   Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории – «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи. Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», согласно египетской традиции, были созданы богами их особым покровительством.

   Максимальное единство сакральной культуры Древнего царства, по-видимому, приходится на время правления царей III – IV династий, период наивысшей централизации государства, внешним выражением которой явилось строительство пирамид.

   Сооружение этих гигантских усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, Бог Великий посмертно, царь являлся сосредоточием религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

   На закате египетской цивилизации великие пирамиды вызвали у греков и римлян не только восхищение как создание человеческих рук, одно из семи чудес света, но и чувство негодования (усвоенное европейской традицией вплоть до французских просветителей), ибо воспринимались они как символы жестокости и деспотизма царей, обрёкших народ на неисчислимые страдания. Вполне вероятно, что в результате этого непомерного строительства могла быть пробита брешь в абсолютной вере египтян в авторитет обожествлённых правителей. Царям пришлось изыскивать иные средства и для обеспечения своего посмертного существования, и для укрепления несколько поколебавшегося земного основания их власти. Размеры пирамид со временем уменьшаются. В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне.

   Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализованным культом царя. О значимости почитания Солнца (Ра) в связи с обожествлённой  царской особой ранее этого периода можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титулатуре и именах царей. Уже в «золотом имени» Джосера понятия «золото» и солнце слились в нерасторжимом единстве («Солнце в золоте»). Сын Хуфу – Джедефра величает себя «сыном Ра».

   Таким образом «солнечное имя» вторгается в царскую титулатуру, окончательно придав ей вид пятичленного имени. Если раньше «Ра» лишь изредка встречалось в составе царских имён, то со времени преемников Хуфу это постоянное явление. О первых трёх царях V династии сохранилось предание как о «детях Ра, владыки Сахебу», рождённых женой жреца Ра (папирус Весткар).

   С периода VI династии всё более заметной в религиозной жизни страны становится роль Абидоса, на многие века прослывшего важнейшим культовым центром Египта, где почитался Осирис. Отныне здесь стремятся построить себе гробницу или поставить поминальную плиту, приобщившись таким образом благодати бога. Во владениях Осириса в Абидосе соорудил себе усыпальницу и знаменитый своими многочисленными путешествиями в далёкие страны сановник Уна, дабы быть «чтимым Осирисом». С этим богом, умершим и затем возрождённым к новой жизни, соединялись надежды на бессмертие. «Если жив он (Осирис), будет жить и (царь) Унас; если не умер он (Осирис), не умрёт и Унас», – говорится в «Текстах пирамид».

   Из более поздних заупокойных текстов Осирис известен как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С образом Осириса связывались понятия о справедливости ещё в период V династии. Тогда же заметным становится рост этического элемента в общем контексте религиозной культуры Египта. Поступки и заслуги в земной жизни, как свидетельствуют «идеальные» биографии вельмож периода V – VI династий, уже могут оцениваться как угодные царю и богам и в этом мире, и в загробной жизни. В гробничных надписях появляются уверения в том, что умерший был «любим своим отцом и хвалим своей матерью», что он подавал хлеб и одежды нуждающемуся. «Я – тот, кто говорит благое и сообщает желаемое. Никогда не говорил я дурного властелину против каких-либо людей, ибо хотел я, чтобы было мне хорошо пред Богом Великим», – повествуют о себе вельможи Хуфхор и Пепинахт.

   В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции: гелиопольская, мемфисская, гермопольская.

   Взаимодействие различных жреческих школ на ранних этапах египетского государства было, видимо, интенсивным. Тексты из пирамиды царя Унаса запечатлели не только слияние осирического мифа и гермопольских жреческих построений с гелиопольской теологией, но и соединение в одной системе богов гермопольского учения и богов фиванских, ещё не игравших тогда заметной роли в религиозной жизни страны.

   Истоки солярного монотеизма, столь характерного для египетской религии, также, вероятно, следует искать в довольно раннем периоде. По крайней мере, в эпоху V династии Ра в «Текстах пирамид» уже фигурирует как единый бог в разных ипостасях – Ра-Атум, Атум-Хепра-Ра, Ра-Хорахте и т. д. На фоне преобладающего на всём протяжении египетской истории политеизма – наследия ранних эпох – возникают такие сложные теологические концепции, как, например, мемфисская, свидетельствующая об особой глубине ума, сумевшего подняться над путаницей политеистических представлений, восприняв всех богов как эманации единого Птаха, создавшего мир силой своего слова, замысленного «сердцем».                                              

¹Демоти́ческое письмо (устар. энхориальное письмо) — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях египетского языка.

 

Название этого вида письма позаимствовано у Геродота (II. 36), который назвал его др.-греч. δημοτικ̀α γράμματα — народное письмоДемотическим называют также определённый период в развитии египетского языка, предшествовавший коптскому, однако не все тексты демотического периода написаны демотическим письмом. Терминдемотика употребляется также применительно к современному греческому языку (не имеющему отношения к египетскому). Название демотики по-египетски встречается в 14 строке иероглифического текста Розеттского камня: sš n s‘j письмо писем.

 

Демотика возникла в середине VII века до н. э. в Нижнем Египте в начале правления XXVI (Саисской) династии из курсивной иератики, а затем постепенно вытеснилаиератическое письмо из административных и юридических документов и распространилась по всему Египту.

 

²Ко́птский язы́к — язык коптов, последний представитель египетской семьи, входящей в афразийскую макросемью. Является последней ступенью развитиядревнеегипетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. Одну из первых грамматик коптского языка составил немецкий учёный-иезуит А. Кирхер («Prodromus copticus», 1636).

 

Сложился на основе демотического египетского в I—II вв. н. э., вплоть до 5 в. сосуществуя с последним. Записывался сначала демотическим и греческим письмом, на их основе к нач. IV в. сложилось коптское письмо.

Как письменный язык сосуществовал сначала с греческим, а с VII в. — с арабским языками вплоть до XIV в. В качестве разговорного языка также постепенно вытеснялся арабским, но ещё в XVII в. на нём разговаривали во многих деревнях[источник не указан 1073 дня]. Время окончательного исчезновения в качестве первого языка неизвестно, возможно, в некоторых семьях сохраняется и сейчас.

Используется как культовый язык в коптском обряде. Кроме того, с конца XX века наблюдается некоторый интерес в возрождении коптского языка как разговорного среди коптских активистов.

³Мастаба́ (араб. ‎‎ «скамья»), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.

Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися плитами.

  

Продолжение следует.       

Источник: Древние цивилизации        

Просмотров: 1398 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30