Пятница, 26.04.2024, 16:53
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 2 » ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЧАСТЬ I-я
11:26
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЧАСТЬ I-я

Эллинистическая цивилизация

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ЧАСТЬ I-я

Портрет мужчины из палестры на острове Делос. Бронза. II в. до н. э.

Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья.

    Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов, формы синтеза определялись взаимодействием многих обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их культуры, социальной организацией, условиями экономической жизни, политической обстановкой и так далее, –специфических для данной местности. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов – Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское население играло ведущую роль, отчётливо заметны особые для каждого города черты культурной жизни; тем яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств.

Афродита, Эрот и Пан. Скульптурная группа с острова Делос. Мрамор. Около 100 г. до н. э.

    Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление: всем её местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры, с другой – сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоёв общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранились местные культурные традиции.

    Одним из стимулов формирования эллинистической культуры стало распространение эллинского образа жизни и эллинской системы образования. В полисах и в восточных городах, получивших статус полиса, возникали гимнасии с палестрами¹, театры, стадионы и ипподромы; даже в небольших поселениях, не имевших полисного статуса, но заселенных клерухами, ремесленниками и прочими выходцами с Балканского п-ова и побережья Малой Азии, появлялись греческие учителя и гимнасии.

Бронзовый сосуд в форме головы негра. Около 100 г. до н. э.

    Много внимания обучению молодёжи, а следовательно, и сохранению основ эллинской культуры уделялось в исконно греческих городах. Система образования, как  её характеризуют авторы эллинистического времени, состояла из двух-трёх ступеней в зависимости от экономического и культурного потенциала полиса. Мальчиков начиная с 7-летнего возраста обучали частные учителя или в общественных школах чтению, письму, счёту, рисованию, гимнастике, знакомили их с мифами, поэмами Гомера и Гесиода: слушая и изучая эти произведения, дети усваивали основы полисного этического и религиозного мировоззрения. Дальнейшее образование молодёжи происходило в гимнасиях. С 12 лет подростки обязаны были посещать палестру (школу физической подготовки), чтобы овладеть искусством пентатлона (пятиборья, включавшего бег, прыжки в воду, метание диска и копья), и одновременно грамматическую школу, где они изучали сочинения поэтов, историков и логографов, геометрию, начала астрономии, обучались игре на музыкальных инструментах; 15 – 17 летние юноши слушали лекции по риторике, этике, логике, философии, математике, географии, обучались верховой езде, кулачному бою, началом военного дела. В гимнасии же продолжали своё образование и физическую тренировку эфебы – юноши, достигшие совершеннолетия и подлежащие призыву на военную службу.

    Вероятно, этот объём знаний с теми или иными местными вариациями получали мальчики и юноши в полисах восточноэллинистических держав. За работой школ, подбором учителей, поведением и успехами учащихся строго следили гимнасиарх и выборные лица из граждан полиса; расходы на содержание  гимнасия и учителей производились из полисной казны, иногда на эти цели поступали дарственные суммы от «эвергетов» (благодетелей) – граждан и царей.

    Гимнасии были не только учреждениями для обучения молодёжи, но местом состязаний в пятиборье и центром повседневной культурной жизни. Каждый гимнасий представлял собой комплекс помещений, включавший палестру, т. е. открытую площадку для тренировки и состязаний с примыкающими к ней помещениями для натирания маслом и мытья после упражнений (тёплые и холодные бани), портики и экседры² для занятий, бесед, лекций, где выступали местные и приезжие философы, учёные и поэты.

Статуэтка Афродиты с острова Родос. Мрамор. II в. до н. э.

    Важным фактором в распространении эллинистической культуры были многочисленные празднества – традиционные и вновь возникавшие – в старых религиозных центрах Греции и в новых полисах и столицах эллинистических царств. Так, на Делосе помимо традиционных Аполлоний и Дионисий устраивались специальные – в честь «благодетелей» – Антигонидов, Птолемеев, этолийцев. Приобрели известность празднества в Феспиях (Беотия) и Дельфах, на о-ве Кос, в Милете и Магнесии (Малая Азия). Праздновавшиеся в Александрии Птолемейи по своему масштабу приравнивались к Олимпийским. Непременными элементами этих празднеств кроме религиозных  обрядов и жертвоприношений были торжественные шествия, игры и состязания, театральные представления и угощения. Источники сохранили описание грандиозного празднества, устроенного в 165 г. до н. э. Антиохом IV в Дафне (возле Антиохии), где находилась священная роща Аполлона и Артемиды: в торжественном шествии, открывавшем праздник, участвовали пешие и конные воины (около 50 тыс.), колесницы и слоны, 800 юношей в золотых венках и 580 женщин, сидевших в отделанных золотом и серебром носилках; везли бесчисленное количество богато украшенных статуй богов и героев; многие сотни рабов несли золотые и серебряные предметы, слоновую кость. В описании упоминаются 300 жертвенных столов и тысяча откормленных быков. Торжества длились 30 дней, в течение их шли гимнастические игры, единоборства, театральные представления, устраивались охоты и пиры на тысячу и полторы тысячи человек. На такие празднества стекались участники со всех концов эллинистического мира.

    Не только уклад жизни, но и весь облик эллинистических городов способствовал распространению и дальнейшему развитию культуры нового типа, обогащавшейся за счёт местных элементов и отражавшей тенденции развития современного общества. Архитектура эллинистических полисов продолжала греческие традиции, но наряду с сооружением храмов большое внимание уделялось гражданскому строительству театров, гимнасиев, булевтериев³, дворцов. Внутреннее и внешнее оформление зданий стало богаче и разнообразнее, широко использовались портики и колонны, колоннадой обрамляли отдельные сооружения, агору, а иногда и главные улицы (портики Антигона Гоната, Аттала на Делосе, на главных улицах Александрии). Цари строили и восстанавливали множество храмов греческим и местным божествам. Из-за большого объёма работ и недостатка средств строительство растягивалось на десятки и сотни лет.

Часть фриза алтаря Зевса в Пергаме. Около 180 г. до н. э.

    Наиболее грандиозными и красивыми считались Сарапеум в Александрии, построенный Пармениском в III в. до н. э., храм Аполлона в Дидиме, возле Милета, строительство которого началось в 300 г. до н. э., продолжалось около 200 лет и не было закончено, храм Зевса в Афинах (начат в 170 г. до н.э., закончен в начале II в. н. э.) и храм Артемиды в Магнесии на Меандре архитектора Гермогена (начат на рубеже III и II вв., закончен в 129 г. до н. э.). Одновременно так же медленно сооружались и реставрировались храмы местных божеств – храм Гора в Эдфу, богини Хатхор в Дендера, Хнума в Эсне, Исиды на о-ве Филы, Эсагил в Вавилоне, храмы бога Набу, сына Мардука, в Борсиппе и Уруке. Храмы греческих богов строились по классическим канонам, с небольшими отклонениями. В архитектуре храмов восточных богов соблюдаются традиции древних египетских и вавилонских зодчих, эллинистическое влияние прослеживается в отдельных деталях и в надписях на стенах храмов. 

  

Смерть Лаокоона и его сыновей. Скульпторы Агесандр, Полидор и Афиндор. Мрамор. I в. до н. э.

    Спецификой эллинистического периода можно считать появление нового типа общественных зданий – библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), Мусейона⁴(в Александрии, Антиохии) и специфических сооружений Фаросского маяка и Башни ветров в Афинах с флюгером на крыше, солнечными часами на стенах и водяными часами внутри её. Раскопки в Пергаме позволили воспроизвести структуру здания библиотеки. Она находилась в центре Акрополя, на площади возле храма Афины. Фасад здания представлял собой двухэтажный портик с двойным рядом колонн, нижний портик упирался в опорную стену, примыкавшую к крутому склону холма, а на втором этаже позади портика, использовавшегося как своего рода читальный зал, находилось четыре закрытых помещения, служившие хранилищем для книг, т. е. папирусных и пергаментных свитков, на которых в древности записывались художественные и научные произведения.

Крупнейшей библиотекой в древности считалась Александрийская, здесь работали выдающиеся учёные и поэты – Евклид, Эратосфен, Феокрит и др., сюда свозились книги из всех стран античного мира, и в I в. до н. э. она, по преданию насчитывала около 700 тыс. свитков. Описаний здания Александрийской библиотеки не сохранилось, по-видимому, она входила в комплекс Мусейона. Мусейон был частью дворцовых сооружений, помимо самого храма ему принадлежали большой дом, где находились столовая для учёных, состоявших при Мусейоне, экседра – крытая галерея с сиденьями для занятий – и место для прогулок. Сооружение общественных зданий, служивших центрами научной работы или применения научных знаний, можно рассматривать как признание возросшей роли науки в практической и духовной жизни эллинистического общества.

    Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний породило потребность в их классификации и дало стимул дальнейшему прогрессу науки. особое развитие получает математика, астрономия, ботаника, география, медицина. Синтезом математических знаний древнего мира можно считать труд Евклида «Элементы» (или «Начала»). Постулаты и аксиомы Евклида и дедуктивный метод доказательств служили в течение веков основой для учебников геометрии. Работы Аполлония из Перги о конических сечениях положили начало тригонометрии. С именем Архимеда Сиракузского связаны открытие одного из основных законов гидростатики, важные положения механики и многие технические изобретения.

    Существование до греков в Вавилонии при храмах наблюдения астрономических явлений и труды вавилонских учёных V – IV вв. до н. э. Кидена (Кидинну), Набуриана (Набуриману), Судина оказали влияние на развитие астрономии в эллинистический период. Аристарх из Самоса (310 – 230 гг. до н. э.) выдвинул гипотезу, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам. Селевк Халдейский пытался обосновать это положение. Гиппарх из Никеи (146 – 126 гг. до н. э.) открыл (или повторил за Кидинну?) явление прецессии равноденствий, установил продолжительность лунного месяца, составил каталог 805 неподвижных звёзд с определением их координат и разделил их на три класса по яркости. Но он отклонил гипотезу Аристарха, ссылаясь на то, что круглые орбиты не соответствуют наблюдаемому движению планет, и его авторитет способствовал утверждению геоцентрической системы в античной науке.

    Походы Александра Македонского значительно расширили географические представления греков. Пользуясь накопленными сведениями, Дикеарх (около 300 г. до н. э.) составил карту мира и вычислил высоту многих гор Греции. Эрастофен из Кирены (275 – 200 гг. до н. э.), исходя из представления о шарообразности Земли, вычислил её окружность в 252 тыс. стадий (ок. 39700 км), что очень близко к действительной (40075,7 км.). Он же утверждал, что все моря составляют единый океан и что можно попасть в Индию, плывя вокруг Африки или на запад от Испании. Его гипотезу поддержал Посидоний из Апамеи (136 – 51 гг. до н. э.), изучивший приливы и отливы Атлантического океана, вулканические и метеорологические явления и выдвинувший концепцию пяти климатических поясов Земли. Во II в. до н. э. Гиппал открыл муссоны, практическое значение которых показал Эвдокс из Кизика, проплыв в Индию через открытое море. Многочисленные не дошедшие до нас сочинения географов послужили источником для сводной работы Страбона «География в 17 книгах», законченной им около 7 г. н. э. и содержащей описание всего известного к тому времени мира – от Британии до Индии.

    Феофраст, ученик и преемник Аристотеля в школе перипатетиков, по образцу аристотелевской «Истории животных» создал «Историю растений», в которой систематизировал накопленные к началу III в. до н. э. знания в области ботаники. Последующие работы античных ботаников внесли существенные дополнения лишь в изучении лекарственных растений, что было связано с развитием медицины. В области медицинских знаний в эллинистическую эпоху существовали два направления: «догматическое» (или «книжное»), выдвигавшего задачу умозрительного познания природы человека и скрытых в нём недугов, и эмпирическое, ставившее целью изучение и врачевание конкретного заболевания. В изучении анатомии человека большой вклад внёс работавший в Александрии Герофил Халкедонский (III в. до н. э.). Он писал о наличии нервов и установил их связь с мозгом, высказал гипотезу, что с мозгом связаны и мыслительные способности человека; он считал также, что по сосудам циркулирует кровь, а не воздух, т. е. фактически пришёл к мысли о кровообращении. Очевидно, его выводы основывались на практике анатомирования трупов и опыте египетских врачей и мумификаторов. Не меньшей известностью пользовался Эрасистрат с о-ва Кеос (III в. до н. э.). Он различал двигательные и чувствительные нервы, изучал анатомию сердца. Оба они умели делать сложные операции и имели свои школы учеников. Гераклид Тарентский и другие врачи-эмпирики большое внимание уделяли изучению лекарств.

    Даже краткий перечень научных достижений говорит о том, что наука приобретает большое значение в эллинистическом обществе. Это проявляется и в том, что при дворах эллинистических царей (для повышения их престижа) создаются мусейоны и библиотеки, учёным, писателям и поэтам предоставляются условия для творческой работы. Но материальная и моральная зависимость от царского двора налагала отпечаток на форму и содержание их произведений. И не случайно скептик Тимон называл учёных и поэтов александрийского Мусейона «откормленными курами в курятнике».

Статуэтка Афродиты Анадиомены из Кирены. II I вв. до н. э.

    Научная и художественная литература эллинистической эпохи была обширна (но сохранилось сравнительно немного произведений). Продолжали  разрабатываться традиционные жанры – эпос, трагедия, комедия, лирика, риторическая и историческая проза, но появились и новые – филологические исследования (например, Зенодота Эфесского о подлинном тексте поэм Гомера и т. п.), словари (первый греческий лексикон, составлен Филетом Косским около 300 г. до н. э.), биографии, переложения в стихах научных трактатов, эпистолография и др. При дворах эллинистических царей процветала утончённая, но лишённая связи с повседневной жизнью поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены (310 – 245 гг. до н. э.), Арата из Сол (III в. до н. э.) и др.

    Более жизненный характер имели эпиграммы, в них давалась оценка произведений поэтов, художников, зодчих, характеристика отдельных лиц, описание бытовых и эротических сценок. Эпиграмма отражала чувства, настроения и размышления поэта, лишь в римскую эпоху она становится преимущественно сатирической. Наибольшей известностью в конце IV – начале III в. до н. э. пользовались эпиграммы Асклепиада, Посидиппа, Леонида Тарентского, а во II – I вв. до н. э. – эпиграммы Антипатра Сидонского, Мелеагра и Филодема из Гадары.

    Крупнейшим лирическим поэтом был Феокрит из Сиракуз (род. в 300 г. до н. э), автор буколических (пастушеских) идиллий. Этот жанр возник в Сицилии из состязания пастухов  (буколов) в исполнении песен или четверостиший. В своих буколиках Феокрит создал реалистические описания природы, живые образы пастухов, в других его идиллиях даны зарисовки сцен городской жизни, близкие к мимам, но с лирической окраской.                                                                  

¹Пале́стра — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.

 

²Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом.

 

³БУЛЕВТЕ́РИЙ (греч. bouleuterion от boule — "совет") — в Древней Греции — место заседаний совета.

 

⁴ Мусейон (греч. Μουσείον) - место, посвященный музам, храм муз, впоследствии заведение, предназначенное для произведений искусства, связанных с музами (отсюда - музей).       

Источник: Древние цивилизации

Просмотров: 1261 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930