Понедельник, 23.10.2017, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 5 » ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ РИМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЫ.
17:30
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ РИМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЫ.
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ РИМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЫ.

Голова Брута. Бронза. III в. до н. э. 

 В 510 г. до н. э. (традиционная дата) Тарквиний был изгнан восставшими под предводительством Юния Брута «ревнителями свободы», защитниками власти сената, и монархия была заменена аристократической республикой. В это время особо усилился процесс конституирования сословий патрициев и плебеев – аристократии и простого народа. Свержение монархии было торжеством патрициев и привело к борьбе между сословиями. Только из патрициев избирались на годичный срок консулы, имевшие высшую власть – империй – и в мирное время, и как главнокомандующие во время войны. Из патрициев избирались и помощники консулов – преторы¹ и квесторы², диктаторы³, которым в особых случаях на шесть месяцев передавалась абсолютная власть. Только патриции могли быть жрецами, знавшими, какие дни календаря считаются пригодными для созыва народного собрания; только они знали казуистику судопроизводства, что ставило в зависимость от них и народное собрание, и плебеев в суде.


Танец. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях. V в до н. э.

Политическое господство патрициев усиливало их экономическое положение. Они оккупировали большие части общественной земли, плебеи же из-за постоянных войн, неурожаев, падежа скота, сокращение  внешней и внутренней торговли и ремесла разорялись, а неоплатные должники превращались в кабальных или продавались в рабство за Тибр. Сословия превращались в классы крупных землевладельцев, зависимых земледельцев и рабов, формировалось государство, где политическая власть была сосредоточена в руках господствующего класса. Этот процесс сопровождался борьбой плебеев против патрициев. Плебеи требовали, чтобы завоёванные земли делились между ними, патриции же хотели присоединить их к общественным землям; плебеи настаивали на уничтожение долговой кабалы и долгового рабства, добивались доступа к магистратурам и жречеству, патриции же упорно держались за свои привилегии. Эта борьба переплеталась с постоянными войнами Рима с соседями. Патриции не могли не считаться с тем, что плебеи составляли легионную пехоту, и это вынуждало их удовлетворять требования масс.


Аполлон из Вей. Терракота. Этрурия. VI в. до н. э.

Когда в 494 г. до н. э. началась война с латинскими общинами, плебеи отказались воевать, удалились на Священную гору (так называемая первая сецессия плебеев) и согласились вернуться лишь тогда, когда получили право выбирать из своей среды народных трибунов – защитников плебса. Народные трибуны получили право налагать вето на распоряжение магистратов (за исключением диктатора), созывать плебеев на собрание, защищать от несправедливости любого плебея, укрывшегося в его доме. Личность трибуна считалась неприкосновенной; покусившийся на народного трибуна предавался проклятию, и каждый мог убить его. Примирение патрициев и плебеев имело важные результаты: римляне одержали победу над латинами и восстановили господство  Рима.

Однако борьба патрициев и плебеев продолжалась. Центром плебса стал храм Цереры, Либера и Либеры – триады, как противостоящей капитолийской триаде патрициев. Плебеи требовали писаных законов, чтобы бороться со злоупотреблением патрициев. Им удалось добиться избрания комиссии децемвиров. Записанные и одобренные народным собранием законы («Законы XII таблиц») легли в основу дальнейшего развития римского права. В значительной мере они основывались на обычном праве, хотя вносили и много нового.

Подтверждалось долговое право, но в пользу клиентов была введена статья, предававшая проклятию патрона, обманувшего клиента. Запрещено было передавать кому либо личные привилегии, что утверждало равенство граждан перед законом. По специальному закону территория римской общины должна была оставаться только под её контролем. Запрещалось передавать землю храмам, что препятствовало образованию в Риме экономически, и политически сильного жречества. Законы подтверждали право граждан занимать заброшенный участок, владельцем которого они становились после двухлетнего пользования. Правило это не распространялось на иноземцев: владеть землёй на территории Рима мог только римский гражданин. Регулировалось также отчуждение имущества фамилии. Наследство обычно переходило к сыновьям, ближайшим родственникам по мужской линии или сородичам.

Если же человек хотел составить завещание и лишить сына наследства, оно должно было утверждаться народным собранием. Всё это говорит о контроле общины не только над общественным, но и над частным имуществом. Во все века в Риме считалось, что гражданин для общей пользы должен добросовестно обрабатывать свою землю (хороший земледелец было синонимом хорошего гражданина), обеспечить детей, дать дочерям приданое, чтобы они вступили в брак и рождали новых граждан для блага общества. «Законы XII таблиц» под влиянием наиболее консервативных патрициев запретили браки между патрициями и плебеями, но запрещение это было отменено после новой сецессии плебса. Чтобы ослабить борьбу плебеев за землю, Рим стал основывать на завоёванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н. э. было основано 10 колоний, в IV в. до н. э. – 15. Колонии подчинялись законам римского или латинского права, но жители их могли получить римское гражданство, переселившись в Рим. Колонии становились проводниками римского влияния.

Успешные войны утвердили власть Рима во всём Лации и на юге Этрурии. Однако теперь ему угрожала новая опасность. Кельтские племена галлов, наступающие на север Италии, к 390 г. до н. э. дошли до Лация, нанесли римлянам поражение при р. Аллии, двинулись на Рим и взяли город, грабя имущество жителей и сжигая здания. Только гарнизон Капитолия под командой Маилия, прозванного Капитолийским, держался семь месяцев, пока галлы, узнав, что на их землю, наступают венеты, не ушли, взяв с Рима выкуп. Победы римлян открыли им доступ к зерну и металлам Этрурии, что усилило их позиции. По цензу середины IV в. до н. э. значилось уже 255 тыс. римских граждан, которые могли выставить 10 легионов. Судя по тому, что в 357 г. до н. э. был введён налог на манумиссии (отпуск на волю рабов), их число было значительным, и они использовались на разных работах. Отпущенники становились римскими гражданами, но без права занимать магистратуры и были обязаны разными повинностями бывшему господину – патрону.

Войны вызывали необходимость идти на уступки плебсу. В 367 г. до н. э. в связи с новыми волнениями был принят закон, предложенный народными трибунами Гаем Лицинием и Люцием Секстием. Согласно ему, один консул должен был избираться из плебеев; облегчалось положение должников, запрещалось занимать на общественной земле более 500 югеров (125 га), пасти более 100 быков и 500 овец. По закону Л. Генуция от 341 г. до н. э. оба консула уже могли избираться из плебеев.

Вся вторая половина IV в. до н. э. была занята войнами римлян с луканскими и самнитскими племенами, захватившими Капую.

К концу IV в. до н. э. Риму в Италии принадлежала территория в 20 тыс. кв. км, что позволяло основывать всё больше колоний и увеличивать армию крестьян, готовых воевать за новые земли и добычу.

Боеспособность римской армии выдержала проверку и в войне с царём Эпира Пирром, призванным на помощь греческими городами юга Италии. В последующие годы римляне захватили все города Великой Греции. Хотя им и была предоставлена известная автономия, но они обязаны были поставлять Риму военные корабли. Окончательно были покорены самниты и этруски.

Рим стал бесспорным главой федерации италийских городов и племён. Постепенно италийские города перенимали римское устройство, осваивали язык, следовали новым культам. Но и римляне воспринимали культы побеждённых, следуя старинному обычаю экокации – приглашать божество враждебного города на сторону римлян, обещая за это выстроить ему храм.

Плебс завоёвывал одну победу за другой. В 326 г. до н. э. законом Петелия и Папирия были запрещены порабощение граждан и долговая кабала. Неоплатный должник отвечал теперь своим имуществом. Личность его оставалась неприкосновенной. Было запрещено подвергать римских граждан пыткам и телесным наказаниям. По закону Публия Филона от 339 г. до н. э. подтверждённому законом Квинта Гортензия в 287 г. до н. э. решения принятые собранием плебса (плебисцита), получали силу закона. Центуриатные комиции были вытеснены собраниями по трибам (трибутные комиции), в которых не было различий по цензу. Закон 311 г. до н. э. предоставлял народу право выбирать 16 из 24 воинских трибунов. По плебисциту Огульниев (300 г. до н. э.) плебеям открывался доступ в жреческие коллегии, становилась выборной должность главы коллегии понтификов – великого понтифика, наблюдавшего за отправлением общественного и частного культов.

В результате побед плебса Рим к началу III в. до н. э. превратился в гражданскую общину. Это было важнейшим историческим событием, которое и предопределило дальнейшую историю Рима. Основными чертами римской гражданской общины были сочетания коллективного и частного землевладения при наличии верховной собственности общины, связь понятий «гражданин», «воин» и «земледелец», равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания во всех важнейших вопросах, касавшихся как коллектива граждан, так и отдельного гражданина, соблюдение принципа «геометрического равенства» – труд каждого на общую пользу, понимаемую и как польза каждого гражданина. Были значительно сужены возможности для эксплуатации сограждан в качестве зависимых работников, а тем более рабов. Это ускорило превращение иноплеменников в рабов. Рабы были распределены по отдельным фамилиям, где за ними наблюдали господа; были освобождены клиенты, ставшие теперь равноправными гражданами и владельцами земельных участков. Перечисленные меры тормозили процесс конституирования классов крупных землевладельцев и зависимых земледельцев и формирования сильного государственного аппарата.

Армия, состоявшая из граждан, служила лишь для подавления сопротивления извне; не было полиции и прокуратуры: привлечение к суду гражданина было частным делом истца, который сам должен был обеспечить явку ответчика и свидетелей в суд и исполнение приговора. Наказания, предусмотренные «Законами XII таблиц», постепенно заменялись штрафами или изгнанием. Кроме того, народный трибун мог лично вмешаться в судебный процесс на любой его стадии, наложить вето и освободить обвиняемого. Железная дисциплина царила только в армии.

Большую роль в жизни римской гражданской общины играла религия. Она требовала соблюдения установленных обрядов, настаивая на том, чтобы ни одно дело в общественной и частной жизни не начиналось без испрашивания воли богов. Каждый гражданин был обязан участвовать в обрядах своей фамилии, соседской общины и общины гражданской. Но в отличие от многих других народов римляне не считали, что их социальный строй освящён религией или, что боги установили нормы морали и карают за их нарушения. Высшей санкцией, высшим судией было одобрение или осуждение сограждан. Образцом для подражания были «предки», в первую очередь предки знатных родов, совершавшие подвиги во славу Рима.

Новая эпоха в истории Рима началась с Пунических войн, когда Рим вышел за пределы Италии. Этот процесс выражал неизбежную тенденцию к политическому и экономическому объединению рабовладельческих государств и обширного племенного мира. Отмеченная тенденция диктовалась потребностью получить доступ к ресурсам (металлам, продуктам сельского хозяйства) и облегчить обмен между областями. Кроме того, Рим стремился укрепить свою экономику за счёт эксплуатации племён, превращая их из «внешней периферии» во «внутреннюю».                            

¹Пре́тор (лат. praetor, от prae-ire — идти впереди, предводительствовать) — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.

 

В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры — консулов и диктаторов. В 367 до н. э., со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae), верховное должностное лицо стало именоваться консулом, а термином «претор» стала обозначаться следующая по старшинству должность, при этом его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам. В отсутствие консула претору принадлежала высшая власть.

 

Кве́стор (лат. quaestor < quaerere — букв. «расспрашивать», «расследовать») — один из римских ординарных магистратов.

 

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

 

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности (pecuniam publicam custodire), ведение приходо-расходных книг (rationes referre) и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

 

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением (res frumentaria).

 

²Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

 

³Дикта́тор (лат. dictator, от dicto — диктую, предписываю):

чрезвычайное должностное лицо (магистрат) в период Республики (V — 2-я половина I века до н. э.) в Древнем Риме, назначавшееся консулами по решению сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной опасности и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица.

Человек, стоящий во главе диктаторского режима (см. Диктатура), единоличный правитель государства, обладающий неограниченной властью и стоящий над законом.

(переносн.) — жёсткий, авторитарный руководитель, лицо, облечённое неограниченной властью в какой-либо области управления или хозяйства.

 

Decemviri Consulari Imperio Legibus Scribendis (Децемвиры с консульской властью для записи законов) — десять человек, назначенных для составления кодекса законов, которым также было поручено все управление государством.

 

Вели́кий понти́фик (верховный жрец) (лат. Pontifex Maximus, буквально «Великий строитель мостов») — первоначально — высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 годах до н. э. должность занимали цари.

 

Великий понтифик был главой Коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками. Если кто-то из жрецов или самих понтификов нарушал свои обязанности, Великий понтифик налагал на него штраф (multa). Хотя народ имел право критиковать решения понтифика, в известных историкам случаях он их поддерживал. Великий понтифик вёл также ежегодные официальные записи предзнаменований (annales maximi).

 

Так как Великий понтифик формально не был магистратом, он не носил тогу с пурпурной каймой — отличительным его знаком был железный нож (secespita).

 

Для выбора Великого понтифика в трибутных комициях выбирались по жребию 17 из 35 триб и они голосовали поодиночке. Этот порядок был отменён Суллой, но в 63 году до н. э. восстановлен Лабиеном. После Августа должность стала присваиваться главным образом императорам. Грациан в 382 году отменил этот порядок. Позже Великими (Верховными) понтификами стали титуловаться римские Папы, таким образом, должность великого понтифика можно считать самой древней непрерывно функционирующей должностью в Европе.

 

(Продолжение следует)

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ»  

Просмотров: 322 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930