Понедельник, 23.10.2017, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 11 » ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПРИНЦИПАТ АВГУСТА.
11:53
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПРИНЦИПАТ АВГУСТА.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПРИНЦИПАТ АВГУСТА.

Октавиан. Белый мрамор.Музей Кьярамонти

 В 27 г. до н. э Октавиан объявил, что слагает с себя чрезвычайные полномочия и возвращает власть сенату и народу. Он постоянно подчёркивал, что от остальных магистратов он отличается только своим авторитетом, что он только первый в списке сенаторов – принцепс (отсюда вся система ранней империи получила название принципат). На деле же он сохранил всю полноту власти: пожизненно носил титул императора, ежегодно получал власть трибуна – «защитника народа», выдвигал кандидатов в магистраты (сам он неоднократно был консулом), распоряжался казной, решал вопросы войны и мира, вёл переговоры с иноземными царями и народами.

Сенат присвоил ему титул Августа – «возвеличенного божеством», что придавало его власти сакральный характер. А поскольку ещё во времена триумвирата была официально признана божественность Цезаря, то Август являлся ещё и «сыном бога». В восточных провинциях он сразу же, по примеру эллинистических царей, был обожествлён. К концу его правления как в италийских, так и в некоторых провинциальных городах появились посвящённые ему алтари, коллегии, обслуживающие его культ. Клятва его Гением (Гений был божественной силой – носительницей всех способностей человека, его душой) считалось самой священной наряду с клятвой Юпитером. После смерти триумвира Лепида, бывшего великим понтификом, эта должность тоже отошла к Августу. Таким образом, он и его приемники соединяли в своих руках всю полноту военной, гражданской и религиозной власти.

Август и его сторонники прокламировали, что он восстановил республику. Как уже упоминалось, для римлян республика могла сочетаться с любой формой правления, лишь бы она была законной и служила «общей пользе». Утверждение Августа понималось как отмена чрезвычайных полномочий триумвиров и восстановление свободы и традиционного строя, хотя на деле, конечно, вся система власти была изменена коренным образом. Формально народ остался суверенным, но всё, чем когда-то граждане были обязаны гражданской общине, теперь они получали благодаря принцепсу. Сенат, пополненный приближёнными Августа и ему подчинённый, внешне пользовался уважением как верховный орган управления (на деле на его усмотрение отдавались лишь маловажные вопросы), а сенаторы (для них был установлен ценз в 1 млн. сестерциев) оставались первым привилегированным сословием государства. Из их числа назначался высший командный состав армии, наместники провинций, префекты Рима. Всадники (их ценз определялся в 400 тыс. сестерциев) привлекались к разным вновь созданным должностям, к командованию воинскими частями, из них же назначался префект Египта – личного домена императора. Внешне казалось, что осуществлена программа Цицерона – сплочение всех сословий, всех «лучших» на общую пользу.     

Август был прирождённым государственным деятелем, мастером социальной демагогии. Не оскорбляя римских традиций и всячески подчёркивая свою скромность и умеренность, преданность старине, «правам предков», древним культам (он восстанавливал старые храмы, забытые культовые коллегии и жреческие должности), он сумел использовать власть для решения важнейших вопросов, в частности для создания государственного аппарата. Из лучших солдат, уроженцев Италии, Август организовал под командой префекта из всадников 9 преторианских когорт гвардии, размещавшихся частично в Риме, частично по Италии. Главной задачей их была охрана порядка. Преторианцы служили всего 16, а не 20 лет, как легионеры, часто повышались в чине, становясь центурионами легионов. Всё это обеспечивало их преданность императору.

Август образовал также три городские когорты, которые несли полицейскую службу и подчинялись лично префекту Рима. Они должны были «обуздывать рабов и чернь» и наблюдать за порядком. Армия была сокращена до 25 легионов, набиравшихся из римских граждан. Им были приданы пешие когорты и конные алы, которые набирались из провинциалов. Все эти части были размещены на границах государства или в провинциях, где могло возникнуть какое-либо недовольство. Командиры легионов, бывшие одновременно и наместниками провинций, подчинялись непосредственно Августу. «Мирные» провинции, в которых не стояло войско, находились в ведении сената, хотя Август контролировал и их. Солдаты могли теперь дослужиться до поста центурионов, а особенно отличившиеся центурионы имели доступ в сословие всадников. После отставки солдаты получали земельные наделы. Так «нечестивые войны» превратились в оплот твёрдой власти и порядка.

Начав как преемник Цезаря, Август считал нужным склонить на свою сторону и плебс, хотя народные собрания в Риме фактически утратили своё значение, а затем и вовсе перестали собираться. Правда, народ получал раздачи, для него устраивались зрелища (особенно торжественно были отпразднованы так называемые секулярные игры, которые отмечались раз в сто лет), были также изданы некоторые законы в пользу плебса. Был восстановлен закон Петелия: неоплатный должник, отдав своё имущество кредитору, был свободен от кабалы, и всё им впоследствии нажитое оставалось ему. Вновь было разрешено организовывать в Риме и других городах поквартальные коллегии культа Ларов из плебеев, отпущенников и рабов, с тем, однако, чтобы они также воздавали культ и гению Августа.

Тем самым Август хотел обеспечить поддержку масс. Вместе с тем для создания любых коллегий  требовалось специальное разрешение. Организация недозволенной коллегии приравнивалась к вооружённому захвату общественного здания. Плебс, таким образом, был поставлен под жёсткий контроль. Чтобы пресечь проникновение в его среду «ненадёжных элементов», был нормирован отпуск рабов на волю. Особое место занимали законы Августа о рабах. Согласно так называемому Силанианскому сенатус-консульту, в случае насильственной смерти господина все рабы, находившиеся с ним под одной кровлей или на расстоянии окрика и не пришедшие ему на помощь, подвергались пытке и казни. Понимая, однако, что опасно озлоблять рабов, Август стал проводить новую политику в отношении их: было введено ограничение злоупотреблений властью со стороны господ. Император лично подавал пример мягкого обращения с рабами и осуждал жестокость владельцев к рабам.

Август продвигал во всадническое и даже сенаторское сословия видных у себя на родине землевладельцев италийских городов. Им особенно импонировала его приверженность «нравам предков», выразившаяся, между прочим, и в мерах по укреплению семейных связей.

При Августе претерпела изменения и политика в отношении провинций. Роль публиканов ограничивалась; налоги в соответствии с проведённым по провинциям цензом стали собирать лишь агенты императора; собрания видных провинциалов получили право жаловаться на наместников в случае недовольства их действиями; в провинциях основывались колонии; преданные Августу лица получали привилегии. Так креп класс, способный проводить в провинциях римскую политику и всё более зависящий от милости императора.

Август пользовался огромной популярностью, его воспевали как в надписях городов, так и в стихах поэтов, в трудах историков. По словам Горация, в это время все стали писать стихи, юноши и старцы, в банях и за столом. Творения старых римских поэтов и писателей стали казаться неуклюжими и даже иногда уже малопонятными. И хотя Август подчёркивал своё уважение ко всему исконно римскому, в его правление римская и греческая культура окончательно сливаются в одну, позднеантичную культуру, распространившуюся и на провинции. Римские авторы освоили и совершенствовали эллинистические стили, отрасли литературы, образы, наполняя их содержанием, близким исконно римским ценностям.


Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Философия отступила на задний план перед поэзией. В правление Августа не были созданы новые философские труды, но философские раздумья, заимствованные из разных философских направлений, вплетались поэтами в их произведения. Время принципата Августа было временем расцвета римской цивилизации. Наиболее выдающимися были поэты Вергилий, Гораций и Овидий. Вергилий (70 – 19 гг. до н. э.) родился близ Мантун, при проскрипциях лишился своего имения, но получил от Августа другое и был принят в кружок Мецената, приближённого Августа, собиравшего талантливых авторов. Ещё до битвы при Акции Вергилий опубликовал «Буколики» –  сборник из 10 эклог, посвящённый в основном любви пастухов и пастушек. Но уже в нём отразилось преклонение поэта перед Октавианом как перед благодетельным божеством. Особенно знаменита была его IV эклога, предвещавшая скорое наступление «золотого века». Позже, откликаясь на стремление Августа возродить пострадавшее от войн сельское хозяйство, Вергилий написал поэму «Георгики». Советы земледельцам перемежаются в ней с описанием природы Италии, обращения к сельским богам – с глубокими размышлениями. Особенно интересны мысли Вергилия о смене золотого века Сатурна железным веком Юпитера: при Сатурне, когда природа всё сама давала людям, они жили беззаботно, но Юпитер пожелал, чтобы в тяжёлых трудах люди научились изобретать нужные для жизни ремёсла и искусства. «Всё побеждает труд», – заключил он.

Самым знаменитым творением Вергилия, принесшим ему мировую славу, стала поэма «Энеида», посвящённая странствованиям Энея, его любви к царице Карфагена Дидоне, его разрыву с нею по приказу Юпитера, предназначившего ему стать предком основателей Рима, его прибытию в Италию, войне с племенами Италии за брак с дочерью царя Латина Лавинией. В «Энеиде» сочетались любовь автора к древним верованиям, обычаям, преданиям Италии с греческими философскими теориями о строении космоса, с учением о мировой душе и бессмертии человеческих душ, о посмертной судьбе душ, о награде в «полях блаженных» тем, кто служил родине делом и словом, и каре предателям нарушителям римской верности, тиранам. Но главным в поэме было соединение «римского мифа» с рождавшимся «мифом Августа». Эней, с помощью пророчицы Сивиллы, спускается в царство мёртвых, чтобы спросить своего отца Анхиза о будущем: Анхиз открывает ему его судьбу и судьбу Рима, который будет основан потомками Энея и которому предназначено править всеми народами, «милуя покорных и укрощая надменных». Анхиз показывает Энею ожидающие воплощения души царей и героев Рима и самого великого из них, исполнившего и завершившего миссию Рима, потомка Юла – Августа. Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду». Но и это незавершённое произведение стало самым популярным памятником римской литературы.            


Изображение древнеримского поэта Горация

Гораций (65 – 8 гг. до н. э.), будучи сыном небогатого вольноотпущенника, получил между тем прекрасное образование. За участие в войне на стороне Брута и Кассия он долго пребывал в немилости, но затем по ходатайству Вергилия был принят в кружок Мецената и получил небольшое имение в Сабинских горах. Творчество Горация многообразно по тематике, стилю, размерам стихов. Он считал, что римляне превзошли своих учителей-греков. В своём творчестве поэт отразил сложность и противоречивость современной ему эпохи. Воспевая старину и простую жизнь на лоне природы, он, однако, признавался, что не может жить без Рима Августа, столь непохожего на Рим Ромула. В его стихах эпикурейские призывы сливаются со стоическими проповедями суровой добродетели. Писал он и любовные стихи, и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Гораций видел в поэзии высокую миссию её творца, призванного не только развлекать своих читателей, но прежде всего учить. Он должен совершенствовать своё мастерство, ибо посредственности «не терпят ни боги, ни люди, ни книгопродавцы».  Как и другие поэты, Гораций восхищался Августом, называл его божеством. Для секулярных игр он написал исполнявшийся хорами юношей и девушек гимн в честь исконных богов Рима и пользовавшегося почитанием Августа Аполлона. В нём он обращался к богам с мольбой даровать Риму и Августу вечное счастье.

Овидий (43 г. до н. э. – 17 г н. э) прославился своими любовными стихами и особенно поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов о превращении людей в растения и животных и завершающейся мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду. В поэме содержалось и учение о смене веков и защищались некоторые идеи пифагорейцев и т. п. Поэма Овидия «Фасты» была посвящена праздникам римского календаря (он успел довести её только до июня). И здесь римская традиция постоянно сочетается с греческими мифами, перенесёнными на римскую почву. Неудовольствие Августа вызвала поэма Овидия «Наука любви», поучавшая, как найти любовницу и обмануть мужа. Август увидел в ней насмешку над своим законодательством о браке, но знатной молодёжи поэма нравилась. Несмотря на популярность, Август сослал Овидия в г. Томы (совр. Констанца) на Черноморском побережье. Там поэт писал «Скорбные послания» в Рим, описывая свою тяжёлую жизнь среди варваров, моля о прощении, но так его и не обрёл.


Овидий

«Римский миф» нашёл своё завершение и в римской истории, написанной Титом Ливием. Последние части сочинения не сохранились. Но и по известным нам текстам ясна цель автора – показать, как доблесть, патриотизм, почитание богов возвысили маленький городок на Тибре до положения владыки мира. Живший в Риме грек Дионисий Галикарнасский в своей книге «Римские древности» изложил первые этапы истории Рима, общность римских институтов, культов, верований с греческими.


Страбон на гравюре XVI века

Современниками Августа были и многие другие поэты, историки и писатели. Сам он написал краткое изложение своих «деяний» (оно дошло до нас в латинском и греческом вариантах). Множились и научные сочинения. Географ Страбон дал описание многих стран и народов. Агриппа, ставший зятем Августа, принимал участие в составлении карты империи. В связи с межеванием земель, отводившихся колониям, начали составлять свои труды землемеры, указывая способы межевания и измерения участков, правила наделения землёй городов, сёл, пагов. Витрувий написал трактат по архитектуре. В нём он дал правила основания городов с центральным форумом, где сосредотачивались храмы наиболее чтимых богов, с мощеными улицами, рынками, с храмом Меркурия; перечислил правила постройки зданий общественных – цирков, театров, амфитеатров – и частных – вилл, городских домов, методы сооружения механизмов для переноски тяжестей и т. д.

Известно, что Август принимал у себя писателей и учёных, даже если они были отпущенниками, как например, Гигин, автор сочинения по грамматике, литературоведению, и т. п. Август сделал его заведующим учреждённой в Риме общественной библиотекой, где не только хранились книги, но и авторы читали свои сочинения и велись споры.

Однако, признавая необходимость образования, римляне больше интересовались практическим приложением наук, а не их теорией. Как однажды образно заметил Цицерон, греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же – чтобы измерить земельные участки.

Быстро развивалась техника, особенно строительная. Необходимость соединить разные части империи для военных и торговых нужд стимулировало строительство дорог, а потребность в воде – сооружение акведуков, часть из которых сохранилась до наших дней. Для постройки и ремонта водопроводов Август выделил рабов, специально обучавшихся водопроводному делу, а во главе их поставил начальника из числа сенаторов. Один из них Фронтин написал сочинение «О водопроводах». Новый водопровод для Рима соорудил Агриппа. Вода подавалась в общественные фонтаны, бани, частные дома знати, где комнаты и бани обогревались горячим воздухом, поступающим из подвалов по трубам. Август говорил, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Помимо реставрации 84 старых храмов были воздвигнуты новые, из которых особенно славились храмы Аполлона и Весты на Паллатине, включенные в комплекс дворца Августа, храм «божественного Цезаря», храм Марса Мстителя на новом Форуме Августа, продолжившем Форум Цезаря, и Пантеон Агриппы с куполом – замечательным достижением римской техники. Не только в Риме, но и в италийских и некоторых провинциальных городах строились театры и цирки для гладиаторских игр, травли зверей, инсценировки сухопутных и морских сражений, для чего арена на время затоплялась водой.

Развитие архитектуры вело к развитию настенной живописи, лучше всего известной из раскопок домов в Помпеях. Стиль фресок варьировался, но обычно они состояли из красочных картин на мифологические, исторические, бытовые темы, часто с пейзажами, видами садов, сельских вилл. Остальные части стен покрывались изображениями цветочных гирлянд, светильников, колонн и т. п. Выполнялись они греческими и римскими мастерами, подражавшими греческой живописи. Греческие образцы воспроизводились и скульпторами (большинство творений великих греческих мастеров известно нам именно в римских копиях). Знаменитейшим их творением был посвящённый сенатом Августу «алтарь Мира», со всех сторон украшенный барельефами.

На переднем его фасаде была изображена богиня Земли с символами изобилия и плодородия – двумя детьми, колосьями, лежащими у её ног быком и овцой; на боковых – богиня Рома, Ромул, Рем и Эней, приносящие жертву, торжественные процессии. Многочисленные статуи Августа изображали его как полководца в панцире и как великого понтифика. Скульптурные портреты частных лиц отличались точной передачей черт, и в этом они расходились с греческими, идеализировавшими оригиналы. Интерес к психологии человека был отличительной чертой римского искусства и литературы. И Цицерон, и Гораций требовали от оратора, драматурга, художника знания характера и психологии изображаемых ими персонажей, соответствия их полу, возрасту, социальному положению, занятиям. В речах Цицерона, в «Сатирах» Горация – целая галерея современников с их достоинствами, пороками, причудами, убеждениями. Такую же галерею дают нам римские портреты.

Принципат Августа казался современникам золотым веком. Одной из основных стала идея «вечного Рима». Но в этой умиротворённости таилась опасность, которая ярко проявилась при приемниках Августа. Казалось, что все желания общества удовлетворены, лозунги, за которые боролись разные его слои, стали лозунгами официальной пропаганды. Мысль о незыблемости существующего порядка становилась модной. Но это сопровождалось утратой коллективистских, общественных целей, вело к отчуждению, разрыву связей между человеком и обществом.

 

(Продолжение следует)

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ» 

Просмотров: 417 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
Очень хорошая статья. Большое спасибо!!!
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930