Понедельник, 23.10.2017, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 9 » ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ПАДЕНИЕ СЕНАТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
11:50
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ПАДЕНИЕ СЕНАТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

ПАДЕНИЕ СЕНАТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.


Мраморный бюст Помпея из Новой глиптотеки Карлсберга

 Очередной конфликт разгорелся в 70 г до н. э., когда Помпей и сулланец Красс добились консульства. Заинтересованные в поддержке плебса, они отменили законы Суллы, удалили из сената 64 сулланца, восстановили власть народных трибунов и передали суды комиссии из сенаторов, всадников и выбиравшихся по трибам эрарных трибунов из богатых плебеев. Снова оживились популяры. Одним из их вождей стал племянник Мария, возвратившийся из изгнания, Гай Юлий Цезарь. На похоронах своей тётки – жены Мария он произнёс речь о его заслугах, а затем восстановил на Форуме убранные Суллой трофеи Мария. В 63 г. до н. э. Цезарь был избран великим понтификом; в должности претора он щедро угощал народ и выступал на судебных процессах видных сулланцев. Тогда же выступлением против наместника Сицилии Верреса начал свою карьеру Цицерон.


Бюст Цицерона

Но события складывались так, что требовалось примирение сената с Помпеем. В 67 г. до н. э. ему были даны чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами, а затем для окончания войны с Митридатом. В 63 г. до н. э. он победоносно закончил войну и начал устраивать дела на Востоке. Была образована провинция Сирия; царей других восточных областей Помпей самовольно смещал, вместо них назначал новых. Он основал 40 полисов, повысив полномочия их магистратов. В результате завоеваний Помпея доходы римской казны увеличились на 70%. Он стал подлинным героем, в Азии даже его отпущенников чествовали как царей. В 62 г. до н. э. Помпей вернулся в Италию.


Цицерон обличает Катилину. Картина Чезаре Маччари

Между тем здесь было неспокойно. В 64 г. до н. э. консулом стал Цицерон. Его соперник Л. Сергий Катилина, уже раньше подозреваемый в закулисной деятельности, организовал заговор. В него были вовлечены разные слои населения. Задолжавшие ростовщикам аристократы и городские плебеи хотели кассации долгов; крестьяне, организовавшие в Этрурии отряд под командой некоего Манлия, требовали отмены долговой кабалы. Цицерон знал о заговоре, однако не имел достаточно улик, чтобы не только выступать с речами против Катилины, но и перейти к активным действиям. Но в его руки всё же попало письмо катилинарцев к находившимся в Риме послам аллоброгов с призывом к восстанию. Это была уже измена отечеству, и Цицерон приказал арестовать активных вождей заговора. Сам Катилина присоединился к Манлию, но погиб в битве. Дело заговорщиков разбиралось в сенате, и несмотря на протесты Цезаря, они были приговорены к смерти.

О Катилине мы знаем только из речей Цицерона и из сочинения Саллюстия, считавшего Катилину представителем до конца развращённого нобилитета. Поэтому составить истинное представление о нём и его движении трудно. Во всяком случае за ним шла часть плебса, и его неудача свидетельствует скорее всего о слабости последнего. Плебс не смог даже противодействовать предписанному сенатом роспуску коллегий. С другой стороны, ослабела и сила сопротивления сената. Когда Помпею было отказано в наделении землёй его ветеранов и утверждении его распоряжений на Востоке, он вступил в соглашение с Крассом и вернувшемся из своего наместничества в Испании Цезарем.

В этом союзе, получившем впоследствии название первого триумвирата, против сената объединились армия Помпея, близкие Крассу крупные дельцы и популяры, признавшие Цезаря своим лидером. Триумвиры обеспечили избрание на 59 г. до н. э. консулом Цезаря, который, несмотря на оппозицию сената, возглавляемую Марком Катоном, правнуком Катона Цензора, провёл закон о наделении ветеранов Помпея участками из общественных земель. После окончания консульства Цезарю на пятилетний срок предоставлялась наместничество в Цизальпинской Галлии и Иллирике с правом набрать пять легионов.


Гай Юлий Цезарь

Видимо, к этому времени Цезарь убедился, что опорой политического деятеля может быть только армия, а не плохо организованный плебс. О слабости плебса ещё более, чем неудача Катилины, свидетельствовало движение Клодия, избранного народным трибуном на 58 г. до н. э. Начав свою карьеру подстрекательством к мятежу солдат Лукулла, Клодий вернулся в Рим и примкнул к Цезарю. С его помощью он из патрициев перешёл в плебеи и был избран народным трибуном. По словам Цицерона, Клодий действовал как демагог и кандидат в тираны. Восстановив плебейские коллегии культа Ларов, он набрал в них плебеев, отпущенников и рабов, терроризировал оптиматов и самого Помпея. Он провёл закон, по которому 300 тыс. плебеев должны были получать зерно даром, и добился изгнания Цицерона за незаконную – без апелляции к народному собранию – казнь катилинарцев. Напуганные оптиматы окружали себя стражей из гладиаторов, выборы магистратов часто срывались. Однако Клодий практически ничего не добился. Постепенно  он отошёл от дел и в 52 г. до н. э. был убит рабами своего врага Милона.

Плебс, расколотый на сельский и городской, не мог оправдать надежд, возлагавшихся на него популярами типа Саллюстия. Все эти события и социально-классовые сдвиги отражали изменения во всех сферах жизни. Роскошь достигла предела. В домах знати было по несколько сот рабов – слуг, ремесленников, счетоводов, библиотекарей, секретарей, чтецов, музыкантов. Каждый раб имел свою специальность: один сервировал стол, другой приглашал гостей на пир к господину, третий пёк пироги, четвёртый готовил блюда к столу и т. д. Рабов и рабынь обучали ремеслу цирюльников, банщиков, камеристок и т. п. Дурным тоном считалось поручать одному рабу разные обязанности. На одежду и драгоценности «светских дам» тратились огромные средства. В корне изменились старые нравы. Участились разводы, знатные женщины заводили любовные связи. Ослаб авторитет отцов, сыновья фактически сами распоряжались своим имуществом. Даже рабы, получавшие теперь в пекулии лавки и мастерские, жили самостоятельно, отрывались от фамилий, сближались с городским плебсом.

Греческая культура завоёвывала всё новые позиции. Скульпторы и живописцы, следуя греческим образцам, изображали на фресках сцены из греческих мифов, но выработали свой стиль в области портрета. В отличие от греков, приукрашавших оригиналы, римляне старались точно передать внешний облик и внутреннюю суть того, кого изображали. Цицерон, а затем Гораций в его «Искусстве поэзии» утверждали теорию реалистического искусства, задачей которого было отражение действительной жизни во всём её многообразии, точная обрисовка характеров, привычек, взглядов на жизнь людей разного возраста и общественного положения. Они осуждали отступление от жизненной правды.


Публилий Сир

Между тем магистраты старались превзойти друг друга пышностью устраиваемых ими зрелищ. Наряду с комедиями и трагедиями, которые порой уже казались устарелыми, появляются весёлые сценки-мимы. Особо знаменит был мимограф Публилий Сир. Многие из изречений его персонажей стали популярными пословицами.

За счёт рабов и отпущенников, которым господа считали нужным дать образование, росла интеллигенция. Многие представители «рабской интеллигенции» писали сочинения по истории, языкознанию, литературоведению. Но теперь и знатные, и высокопоставленные люди не считали зазорным заниматься умственным трудом. Греческий язык становился не только литературным, но и разговорным. Греческие и латинские книги находили широкий сбыт. Необходимость образования стала общепризнанной. Так архитектор Витрувий писал, что строитель должен знать не только архитектуру, но и астрономию, медицину, философию, мифологию. Хозяин имения и вилик должны были разбираться в агрономии, ветеринарии, медицине, астрономии.


Динарий с изображением Варрона

Разносторонним учёным был Варрон. Он писал на многие темы, начиная с сельского хозяйства и кончая историей римских культов, гражданских и религиозных институтов, занимался этимологией латинских слов. Выдающимся мыслителем был Лукреций Кар, автор знаменитой поэмы «О природе вещей». Исходя из теории соединения и разъединения вечно движущихся атомов, он писал о естественном, без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, растений, животных и людей. Человеческое общество, по его мнению, складывалось и развивалось не по воле высших сил, а благодаря наблюдению за природой и разумно понятой общей пользе, оформленной обычаями и законами, которые могут изменяться, если изменится понимание общей пользы.  

Многочисленные бедствия от внешних и гражданских войн толкали людей на поиски путей выхода из тупика, они искали ответ в учениях, предлагавших самые различные рецепты в соответствии со взглядами различных греческих философских школ.

Так, стоики учили, что человек будет счастлив, если превыше всего будет ценить добродетель, исполнить свой долг перед обществом, но не придавать значения таким мирским обстоятельствам, как богатство, знатность, почести, здоровье. По словам Цицерона, распространялись сочинения, доказывавшие, что ни рабство, ни даже гибель родины ещё не зло само по себе. Среди высших сословий было популярно пифагорейство, в котором было немало заимствованной с Востока мистики, тайных обрядов. Многие принимали посвящения в Элевсинские и Самофракийские мистерии. Вместе с тем в той же среде росло пренебрежение к традиционной римской религии. Цицерон в своём трактате «О дивинации» высмеивал традиционные способы узнавать волю богов, а в трактате «О природе богов» в уста великого понтифика Аврелия Котты вложил  рассуждения о сомнительности существования богов: религия обязательна для простых людей, образованный же человек может в неё верить или не верить.

Таким же было мнение Варрона, делившего религию на религию поэтов, религию философов и религию, обязательную для граждан. Эпикурейцы признавали существование богов, ведущих блаженную жизнь и не вмешивающихся в дела мирские. Стоики исходили из пронизывающего всё сущее божественного начала. В человеке такая «божественная искра» – его душа, дух, разум, сближающий его с божеством. Иногда они отождествляли бога с природой, иногда говорили о едином боге, тогда как другие почитаемые народом божества – это его отдельные силы и свойства или его помощники. Исходя из единства мира и взаимовлияния всех его частей, стоики обосновывали достоверность астрологии и возможность магии. Старую веру заменяла вера в судьбу. Астрономические сведения в смешении с астрологическими изложил в поэме «Астрономикон» Манилий. В астрологию верили все, начиная с рабов и кончая Марием, Суллой и Помпеем, гороскопы которым составляли учёные астрологи.


Гай Валерий Катулл

Укреплялся индивидуализм. Показательно в этой связи творчество так называемых неотериков, к которым принадлежал один из лучших римских поэтов – Катулл. «Неотерики» следовали эллинистическим образцам, писали для элиты вычурные поэмы на мифологические темы и, с точки зрения Цицерона, были бесполезны для общества. Для Катулла главной темой была его любовь к сестре Клодия, «светской львице», названной в его стихах Лесбией. С необычайной силой переданы радости и страдания этого высокого чувства, в значительной мере оттеснившие от него события окружающего мира. Развитие индивидуализма сказывалось и в появлении мемуаров таких людей, как Сулла и Цезарь.

Для развития культуры своего времени много сделал Цицерон. Его речи, письма к друзьям, философские трактаты, в которых он старался познакомить римских читателей с греческой философской и политической мыслью, сочинения по ораторскому искусству служат источником не только по истории, но и по идеологии и культуре тех лет.

Ученик стоиков Панетия (под его влиянием он написал свой трактат «О долге») и Посидония Цицерон, заимствуя кое-что из их положений, вместе с тем склонялся и к скептицизму Новой Академии. Свои в общем эклектические воззрения он излагал в трактатах «Парадоксы», «Академики», «Тускуланы», а также в таких произведениях, как «О республике», «О законах»,  «О долге», увязывая политику и философию. Цицерон стремился сочетать греческие теории с исконно римскими. Как и Катон, он подчёркивал, что величие Рима создавал римский народ. Идеалом для него был римский политический строй, установленный «предками», Римская республика с её «смешанной формой правления», охарактеризованной Полибием.

Жизнь республики управляется неким высшим законом, установленным не людьми, как считали эпикурейцы, а самой природой, «божественным разумом», который и создал закон. Ему подчиняется вся природа, весь космос, ему повинуются даже боги, и люди, невежественные и порочные, не должны изменять его по своему усмотрению. Такое преклонение перед законом навсегда осталась характерной чертой идеологии римлян – создателей разработанного права. И позже основное отличие хорошего императора от «тирана» они видели в том, что первый ставил закон выше собственной воли, второй же его попирал. Римляне никогда не разделяли концепцию греческих софистов, считавших, что закон создан слабыми людьми и не обязателен для сильных. Для них высшей ценностью была республика, первичное, вечное единство с цементирующим её законом, общество граждан – же вторичное, преходящее множество.

Даже самый сильный город, если он не управлялся справедливым законом, не мог считаться республикой, т. е. наивысшей формой общности людей. Так и в политических учениях коллективизм противостоял эллинскому индивидуализму. Соответственно Цицерон приспосабливал образ безразличного ко всему стоического мудреца к идеалу римскому – «достойного мужа», которому не может быть чуждо благо родины. Свой трактат «О республике» он заканчивает рассказом о «сне Сципиона». Юному Сципиону Эмилиану явился во сне его дед Сципион Африканский. Он показал и разъяснил внуку божественное устройство космоса и возвестил о блаженной посмертной судьбе героев, возвеличивших Рим. Заимствованная из эллинистических учений идея бессмертной души сочеталось, таким образом, с идеей высшего долга выдающегося гражданина, а служение Риму становилось служением божественному вселенскому принципу.

Огромное влияние на современников и потомков оказало ораторское искусство Цицерона. Ему он посвятил несколько теоретических сочинений, иллюстрировалось оно блестящими речами. Цицерон выступал в судебных процессах, в сенате за своих единомышленников и против своих врагов. Наиболее знамениты его речи против наместника Сицилии Верреса, против Катилины и филиппики против Антония. Он призывал к сплочению «всех лучших», другими словами – лояльных существующему строю, людей – сенаторов, всадников, просто состоятельных граждан – против популяров и «мятежной черни». Однако (хотя вопрос этот спорен) не исключено, что он готов был признать и единоличное правление некоего «принцепса», совершенного оптимата, подобного врагу Гракхов Сципиону Эмилиану, поскольку с республикой были в его понимании совместимы и монархия, и аристократия, и демократия, если они действовали законно и для общей пользы.

С торжеством возвратившись из изгнания в сентябре 57 г. до н. э., он активно занялся литературной деятельностью, которую продолжал и в последующие годы.

Между тем переход к единовластию практически был подготовлен диктатурой Суллы, чрезвычайными полномочиями Помпея, хозяйничаньем триумвиров. Для Цицерона и оптиматов таким единоличным правителем мог выступить некий «принцепс» – защитник интересов знати; для плебеев – преемник царей-народолюбцев, освобождавших плебс от власти «отцов»; для армии – победоносный, любимый ею командир. Вопрос шёл лишь о том, кто станет таким главой республики. Общая ситуация подсказывала, что им станет тот, кого поддержит армия.

Кандидатом в правители мог выступить Помпей, начавший снова сближаться с сенатом, особенно после того как Красс погиб в войне с Парфией и распался триумвират. Но именно это сближение подорвало его популярность. Возрастала роль Цезаря. Он обладал исключительным личным обаянием, которое признавал даже его противник Цицерон. Но главными были его военные и дипломатические таланты, обеспечивающие его успехи в Галлии, которая была покорена за 10 лет. Цезарь обратил Галлию в провинцию, взял богатейшую добычу и 1 млн. пленных. Благодаря таланту полководца, вниманию к нуждам солдат, с которыми он делил тяготы походов, ораторскому дарованию Цезарь создал дисциплинированную и, главное, преданную ему армию.

В глазах римлян он был теперь не только завоеватель обширной и богатой области, но и мститель за унижение Рима во время галльского нашествия 390 г. до н. э. Сенат, возглавляемый крайними оптиматами, в том числе правнуком Катона Катоном Младшим, был недоволен возвышением Цезаря и требовал, чтобы тот распустил свою армию. Сенат возлагал надежду на Помпея, назначенного консулом без коллегии. Война становилась неизбежной. Цезарь перешёл с войском Рубикон, отделявший Цизальпинскую Галлию от Италии. Италийские города переходили к нему; даже стоявшие в Италии солдаты Помпея перешли на сторону Цезаря. Помпей со своими сторонниками, среди которых был и Цицерон, переправился в Грецию.

Таким образом, война перекинулась на провинции и вассальные царства. Главным театром военных действий были Испания, Греция, Африка, Египет. Исход во многом решался позицией провинциалов. Помпея (а в его лице – партию сената) поддерживала в основном верхушка светской и жреческой знати. Цезаря – городские слои старых и новых, романизировавшихся полисов, страдавших от сенатских ставленников и получивших от Цезаря различные привилегии и римское гражданство, дававшееся отдельным людям или целому городу.

В результате Цезарь одержал полную победу. Разбитый в Фессалии при Фарсале Помпей бежал в Египет и был там убит.

Цезарь стал единоличным главой Римской державы. Ему была предоставлена бессрочная диктатура, пожизненная власть трибуна, к его имени был прибавлен титул «император», обычно дававшийся на поле боя солдатами полководцу, он был провозглашён «отцом отечества», мог самостоятельно решать вопросы войны и мира, ведать казной, выдвигать кандидатов в магистраты и наблюдать за нравами. К внешним атрибутам власти относились пурпурная тога, лавровый венок. Противники Цезаря обвиняли его в намерении принять титул царя, традиционно вменявшемся всем активным противникам власти сената.

Цезарь, столь талантливо, решительно, иногда жестоко действовавший на путь к власти, обретя её, не сумел ею воспользоваться. Прощённый Цезарем и вернувшийся в Рим Цицерон, продолжая в душе ненавидеть Гая Юлия, писал: «Все мы рабы Цезаря, а Цезарь – раб обстоятельств». В своей политике Цезарь не был последователен. Он ограничился полумерами, чем оттолкнул от себя многих бывших соратников, но не снискал симпатий сената. Отказавшись от проскрипций и конфискации земель крупных собственников, он не смог удовлетворить притязания ветеранов; плебс был недоволен сокращением хлебных раздач, новым запрещением коллегий.

Более последовательны были меры Цезаря по расширению социальной базы в провинциях. Цизальпинская Галлия получила римское гражданство и перестала считаться провинцией. Особый муниципальный закон унифицировал строй колоний и муниципий, воспроизводивший с модификациями строй римской гражданской общины (он известен нам по надписям, содержащим городские уставы). Народное собрание граждан избирало магистратов: дуумвиров, квесторов, судей – из тех, кто обладал недвижимостью и установленным цензом. После отправления должности они входили в городской сенат – совет декурионов. Город получал территорию, разделённую на частные наделы и общественные земли. Если город основывался в провинции, земля для него отбиралась у местного населения, некоторые из членов которого могли быть поселены на городской территории (они назывались инколы), другие оттеснялись на худшие земли.

Общественные земли, как и городская казна, управлялись магистратами, отвечавшими своим имуществом за ведение дел. Они же сдавали в аренду участки на земле города, принадлежавшие ему мастерские, подряды и разные работы, командовали городским ополчением, в случае грозившей опасности могли налагать на граждан трудовые повинности. В их обязанности входило наблюдение за отправлением жрецами культа богов – покровителей города, они следили за снабжением граждан продовольствием, устройством игр и т. д. Впоследствии декурионы стали наряду с всадниками и сенаторами привилегированным сословием, состоявшим из городских земле- и рабовладельцев. Они были проводниками римской культуры.

Во время диктатуры Цезаря этот слой ещё только складывался и не мог служить ему достаточно прочной опорой. Половинчатой политикой Цезаря воспользовался нобилитет, ведя против него усиленную агитацию. Цезаря называли тираном, душителем свободы, вспоминали древнего Брута и апеллировали к его потомку, другу Цицерона Юнию Бруту, призывая последнего восстановить «свободу». Брут, пользовавшийся покровительством Гая Юлия, долго колебался, но в конце концов был вовлечён в заговор, организованный помпеянцем Кассием. Заговорщики спешили, ибо знали о намерении Цезаря покинуть Рим и начать войну с Парфией. 15 марта 44 г. до н. э. Цезарь был убит около курии сената.

Однако этот террористический акт уже не мог спасти республику нобилитета. Заговорщики рассчитывали на то, что, когда они объявят о смерти «тирана» и восстановлении свободы, народ провозгласит их своими спасителями и бросит труп убитого в Тибр. Но для ветеранов и плебса Цезарь, несмотря на непоследовательность проводимой им политики, оставался победоносным императором, вождём популяров, героем, погибшим от рук сената. Возмущённый плебс бросился громить дома оптиматов, а на месте погребального костра Цезаря ему стали приносить жертвы как богу, веря, что появившаяся в эти дни комета – душа Цезаря, вознёсшаяся на небеса.


Марк Антоний.Мелкозернистый желтоватый мрамор.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло.

Напуганные оптиматы заперлись в домах, заговорщики укрылись на Капитолии. В Конце концов, они вынуждены были договориться с Антонием. На заседании сената было достигнуто компромиссное соглашение: Антоний и его коллега Долабелла восстанавливают в городе порядок; Цезарь не объявляется тираном, его распоряжения остаются в силе, но его убийц не карают – Брута и Кассия выпроводили из Рима, дав им провинции Крит и Киренаику. Сыну Помпея Сексту позволялось вернуться в Италию и получить имущество отца. Диктатура отменялась на вечные времена.


Октавиан

В это время выдвинулся усыновлённый и назначенный Цезарем наследником его внучатый племянник Октавий, принявший имя Гая Юлия Цезаря Октавиана. 18-летний Октавиан проходил со своим другом Випсанием Агриппой обучение военному делу в эпирском г. Аполлонии, когда получил известие о событиях в Риме.

Стоявшие в Аполлонии солдаты Цезаря и сам Агриппа уговорили Октавиана принять наследство Цезаря и двинуться в Италию. Когда Октавиан прибыл туда, к нему стали стекаться ветераны и богатые отпущенники Цезаря, призывая отомстить за отца. В Риме Октавиан явился к Антонию и потребовал отдать ему казну Цезаря, дабы он мог выполнить его завещание. Антоний грубо ответил, что казна Цезаря пуста, а Октавиану следует не требовать, а радоваться, что он благодаря Антонию теперь не сын обесславленного тирана. Тогда Октавиан начал вести удивительно тонкую для юноши его лет игру. Он начал переговоры с Цицероном, называл его «отцом», просил советов. Цицерон, понимая что Октавиана можно противопоставить Антонию, расхваливал юношу, якобы посланного самим Юпитером для спасения Рима от тирании Антония. На встречах же со своими сторонниками Октавиан признавался, что его отношения с Цицероном только хитрость, к которой принудило поведение Антония, и что, обретя силу, он отомстит за смерть Цезаря. На деньги, полученные от сената при посредничестве Цицерона, он переманивал солдат Антония, выплачивая им более высокое жалование.

В конце 44 г. до н. э. Антоний отбыл в Галлию. Сенат выслал против него войско, с которым отправились и солдаты, набранные Октавианом. Близ Мутины Антоний был разбит. Сенат решил, что может теперь обойтись без Октавиана, и отказал в обещанном ему консульстве. Тогда Октавиан объединился с Антонием и наместником Нарбоннской Галлии цезарианцем Эмилием Лепидом. Они заключили так называемый второй триумвират и без труда взяли Рим. Октавиан был избран консулом, триумвиры решением народного собрания наделены чрезвычайными полномочиями «для восстановления республики». Было отменено постановление об амнистии убийцам Цезаря, собиравшим тем временем войска и средства в восточных провинциях, и решено начать с ними войну.

Для наказания убийц Цезаря, объявленных врагами отечества, и тех кто их поддерживал, были составлены проскрипционные списки, в которых одним из первых по требованию Антония был назван Цицерон. 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит командовавшим военным отрядом центурионом. Началось наделение землёй ветеранов: было выделено 18 городов Италии, жители которых лишались земли, рабов и инвентаря в пользу новых владельцев, им же раздавались земли, конфискованные у проскрибированных. Погибло более 300 сенаторов, 2 тыс. всадников, за вознаграждение жёны доносили на мужей, дети – на родителей, рабы на господ. Время это осталось в памяти римлян как время ужаса и хаоса. Лишённые земли горожане проклинали обездоливших их «нечестивых воинов». Не лучше было положение и в восточных провинциях, где Брут и Кассий требовали людей и денег. Но война кончилась их поражением.


Лепид на Римском денарии.

Наводить порядок на Востоке отправился Антоний. Лепид вскоре был отстранён от дел. Октавиан, получивший западные провинции, остался в Италии. Секст Помпей укрепился в Сицилии, зачисляя в свой флот оптиматов и рабов. Его суда мешали подвозу зерна в Италию; парфяне, используя ослабление Рима, захватили Сирию, и только с большим напряжением сил их оттеснил Вантидий Басс. В 36 г. до н. э. Агриппе удалось покончить с Секстом Помпеем. Октавиан обещал сохранить свободу сражавшимся на стороне Секста Помпея рабам, но затем, разослав их по провинциям, в тайных письмах приказал наместникам их разоружить и захватить. 30 тыс. рабов были возвращены владельцам, а если не могли установить, чей раб, его казнили. Этим актом Октавиан начал примирение с имущими классами. С сенатской знатью его сблизил и брак с Ливией, разведённой женой врага триумвиров Тиберия Клавдия Нерона. Проскрипции были прекращены, конфискации прекратились. Популярность Октавиана росла: вся Италия присягнула ему на верность.


Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире (Берлинское античное собрание). На Клеопатре царская диадема и повязка на волосах.

Однако на Востоке правителем продолжал оставаться Антоний. Он сблизился с Клеопатрой, провозгласил себя новым богом – Дионисом, её богиней Изидой и «царицей царей», возводил на престол и смещал вассальных царей, раздавал провинции своим детям от Клеопатры. В Риме против него велась усиленная кампания, его поведение расценивалось как недостойное римлянина, ему инкриминировалась и приверженность «тёмным» богам Египта.

Война с Антонием становилась неизбежной. Она началась в 31 г. до н. э. и окончилась 2 сентября того же года поражением флота Антония и Клеопатры в битве при мысе Акции в Западной Греции. Антоний и Клеопатра бежали в Египет, а солдаты Антония перешли к Октавиану, обещавшему наградить их наравне со своими воинами. В 30 г. до н. э. Октавиан прибыл в Египет, завоевал его без труда и обратил в римскую провинцию, подчинявшуюся лично ему. Антоний и Клеопатра покончили с собой.

Египетская добыча дала Октавиану возможность уже не отбирать, а покупать наделы для ветеранов. Примерно 300 тыс. человек получили их. Командирам и приближённым Октавиана раздавались имения в сотни югеров, что способствовало распространению латифундий. Укрепилось также частное мелкое и среднее землевладение, зиждившиеся на труде рабов. Верховное право на распоряжение землёй перешло к главе государства, и собственники уже не опасались новых аграрных законов, принятых плебсом. Их собственность на землю стала такой же прочной, как собственность господина на раба.

Так начался в истории Рима новый период – период единоличного правления, эпоха империи. В современной научной литературе нередко дискутировался вопрос о существе этого перехода, о том, можно ли назвать его революцией. Одни историки считают, что тогдашние события следует рассматривать как признаки революции. Другие возражая, приводят различные аргументы и подчёркивают, что общество не изменило свою структуру, осталось рабовладельческим. Однако, как отмечал С. Л. Утченко, революции происходят и в обществах без коренного преобразования господствующего способа производства (например, революция 1848 г. во Франции). Вместе с тем в результате широких движений в структуре правящего класса, в политическом устройстве, в общем направлении политики происходят значительные перемены.

В этом смысле можно говорить о коренных по характеру изменениях по сравнению со старой структурой. Установление империи было победой муниципальных земле- и рабовладельцев (Италии и отчасти провинций) над верхушкой крупной земельной аристократии, хищническое господство которой губило экономику провинций, тормозило развитие мелкого и среднего землевладения в Италии, условия которого были наиболее благоприятны для прогресса основанного на рабском труде сельского хозяйства и соответственно связанных с таким типом сельского хозяйства ремесла и торговли. Поэтому, характеризуя переход к империи, процесс, который сопровождался коренными изменениями в отношениях собственности, острой борьбой между представлявшей интересы плебса армией и сторонниками сената, вовлечением рабов в борьбу между разными сословиями, можно условно применять термин «революция», имея в виду революционные сдвиги в общей структуре римского общества и «климате» той эпохи.

(Продолжение следует)

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ» 

Просмотров: 302 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930