Пятница, 19.04.2024, 04:52
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 8 » ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ ДЕРЖАВЫ. КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ. Часть II-я.
13:14
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ ДЕРЖАВЫ. КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ. Часть II-я.
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ ДЕРЖАВЫ. КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ. 
Часть II -я.

Гай Гракх

В 124 г. до н. э. народным трибуном был избран брат Тиберия Гай Гракх. Он попытался создать широкий фронт из различных социальных слоёв, противопоставив его сенату. В пользу городского плебса он провёл так называемый фрументарный закон о снижении для бедноты цен на пшеницу; проект нового дорожного строительства должен был дать заработок подрядчикам и наёмным работникам; в пользу откупщиков и всадников проводился закон о сдаче на откуп десятины с новой провинции Азии и об участии всадников в судах. Крестьян должен был удовлетворить и закон, ограничивавший военную службу 17 годами, предоставлявший вооружение за счёт государства и распространявший на солдат право апелляции к народному собранию. Гай предложил также основать колонии в Капуе, Таренте и Карфагене с наделением колонистов участками в 200 югеров.   

Наконец он выступил с предложением дать гражданство союзникам. Но именно это и не понравилось римскому плебсу, не желавшему делить свои права и преимущества с «чужеземцами» – италиками. Оппозиция начала агитацию против Гая, обвиняя его в пренебрежении к проклятию, наложенному на землю Карфагена. На народном собрании произошло столкновение между сторонниками и противниками Гая. Консул Опимий, наделённый чрезвычайными полномочиями, вывел против гракханцев отряд наёмных критских стрелков. Три тысячи сторонников Гая были убиты, сам он приказал своему рабу убить себя.

Комиссия, успев наделить земельными участками от 50 до 75 тыс. семей, была распущена, а по закону 111 г. до н. э. земля, как полученная от комиссии, так и оккупированная к тому времени в Италии и провинциях, была объявлена частной независимо от площади имения, т. е. не обложённой рентой и не подлежащей переделам. Фрументарные и судебные законы сохранились, и участие всадников в судах сделало судебные процессы оружием в борьбе различных групп.

Но восстановить римскую общину крестьян и воинов, на что в конечном счёте были направлены усилия Гракхов, было уже не возможно.


Югурта

Начавшаяся в 111 г. до н. э. война с претендовавшим на нумидийский престол внуком Масинисы Югуртой показала, как далеко зашло разложение римской армии и её командного состава. Во время этой войны выдвинулись Марий и Сулла, которые сыграли огромную роль в судьбах Римской республики. Гай Марий был родом из небольшой деревни у г. Арпина и начал свою военную карьеру под покровительством Цецилия Метелла, клиентом которого состоял его отец. Помощь Метелла, личная храбрость, а затем брак с женщиной из знатного рода Юлиев (сестра отца Юлия Цезаря) – всё это помогло Марию сделать карьеру, казалось бы невозможную для незнатного человека. Пройдя все магистратуры, он в 107 г. до н. э. был избран консулом (затем он избирался консулом ещё 7 раз) и провёл военную реформу. Отныне в армию могли вступать все желающие независимо от ценза, с тем чтобы кроме жалованья и военной добычи солдаты, выйдя после 20 лет в отставку, имели земельный надел. Аграрный вопрос получал новую окраску: за земельные наделы боролась беднота, служившая в армии, а армия гораздо эффективнее, чем народное собрание, отстаивала свои интересы. Вместе с тем ветераны рассчитывали получить земельные наделы от своего командира, а не от римского народа. Связь солдат с гражданской общиной слабела. Зато укреплялась их зависимость от командующего армией, который защищал перед правительством их интересы.

Нарушалась традиционная связь понятий «воин» и «гражданин»: теперь уже не каждый гражданин обязан был быть воином. Всё это свидетельствовало о кризисе Рима как гражданской общины. Единственной реальной силой становилась армия. Прежде она была направлена вовне, реформа Мария делала её способной действовать и внутри Рима.


Марий

Марий ввёл в армии железную дисциплину и изменил её строй, разбил Югурту, бежавшего к мавританскому царю Бокху. Договариваться о выдаче Югурты был послан квестор Мария, потомок знатного рода Корнелиев Сулла. Он добился выдачи Югурты, положив тем самым начало своей головокружительной карьере. Армия Мария с честью выдержала и другое испытание – войну с вторгшимися в Галлию и Северную Италию германскими племенами кимвров и тевтонов, нанёсших римлянам ряд поражений, но в конце концов разбитых Марием, взявшим 150 тыс. пленных.

В 101 г. до н. э. коллега Мария по консульству Аквилий подавил новое, длившееся три года восстание рабов в Сицилии.

Как и первое, новое восстание в Сицилии привело к оживлению движения плебса. В I в. до н. э. складываются два направления в политической жизни Рима, именовавшиеся оптиматы (аналог греческого термина «аристой» – наилучшие) и популяры (соответствовавшие греческому понятию «вожди народа»). Оптиматы защищали власть сената и нобилитета, популяры ратовали за аграрные и другие законы в пользу плебса, за усиление власти народных трибун и народного собрания. Речи популяров нашли отклик в различных слоях. В среде плебса оживали легенды о римских царях-народолюбцах, и особенно о Сервии Туллии, освобождавшем народ от зависимости; стали особо почитаться Фортуна, унижающая высокопоставленных и возвышающая простых людей, и Лары – гаранты справедливости, защитники маленького человека и рабов. В посвящённых их культу поквартальных коллегиях объединялись плебеи и рабы.

В конце II и начале I в. до н. э. вождём популяров был Марий. Его требование наделить землёй ветеранов натолкнулось на противодействие сената, что грозило свести на нет его военную реформу и подорвать его личный авторитет. Вспыхнули новые волнения. Благодаря голосам ветеранов в 100 г. до н. э. народное собрание приняло закон об основании для них колоний в Галлии, Сицилии, Македонии и Африке. Но участие Мария в подавлении волнений подорвало его популярность, и ему пришлось удалиться в Азию.

Оптиматы временно одержали победу, но напряжённая обстановка сохранилась. Италики стали требовать римского гражданства. Получив отказ сената, они восстали. Началась так называемая Союзническая война, длившаяся с 91 по 88 гг. до н. э. На стороне повстанцев выступили бедные племена Италии; Риму оставались верными крупные землевладельцы, граждане колоний и греческих городов. Повстанцы овладевая колониями, убивали римлян и местную знать; простой народ и освобождённых рабов зачисляли в свою армию, которая насчитывала уже до 100 тыс. человек. Риму приходилось прибегать к найму отрядов испанцев, галлов, нумидийцев. Римской армии не удалось добиться успеха, и Риму пришлось пойти на уступки. В 89 г. до н. э. вся Италия к югу от По получила римское гражданство.

Римскими гражданами стали теперь все жители Италии, а это значило, что практически утратило свою роль народное собрание Рима. Исчезла и связь гражданства в общине с правом владеть землёй на её территории. Теперь каждый житель Италии мог владеть землёй где угодно. Новым гражданам стала доступна служба в легионах, за которую они получали землю, а влияние главнокомандующих распространилась на всю Италию. Она полностью романизировалась.


Мраморный бюст Митридата VI в образе Геракла
Лувр, Париж

Но в провинциях сохранялось сложное положение. Началась война с царём Понта Митридатом Евпатором. Он захватил всё Черноморское  побережье и значительную часть Азии. В провинциях Митридата принимали как освободителя. По его призыву жители Малой Азии в один день перебили 80 тыс. проживавших там римлян, италиков, их отпущенников и рабов.

Вопрос о том, кто будет командовать в войне с Митридатом, привёл к гражданской войне в самом Риме. Сенат желал поручить командование Сулле, уже зарекомендовавшему себя талантливым полководцем. Популяры уже выставляли кандидатуру Мария. Между сторонниками и армиями того и другого началась война, в ходе которой Рим многократно переходил из рук в руки, и каждый раз взятие города сопровождалось расправой с противниками. Наконец Сулла добился командования в войне с Митридатом, разбил его армию, вернул потерянные провинции, заключил с Митридатом мир, вернулся в Италию и захватил Рим.


Сулла

Назначенный диктатором, он обнародовал списки лиц, которые подлежали казни, а их имущество – проскрипции. Донесшие на скрывавшегося проскрипта получали награду, а рабы свободу. Из 10 тыс. таких освобождённых Суллой рабов (они получали имя Корнелий) он организовал свою личную гвардию. Конфискованное имущество с аукциона продавалось сторонникам Суллы (между ними были также Красс и Помпей), сколотившим себе огромные состояния. Сторонники Мария (сам он к тому времени умер) были казнены на Марсовом поле, многие города разрушены. 120 тысяч ветеранов Суллы получили земли репрессированных лиц и городов. Число сенаторов возросло за счёт сулланцев с 300 до 600. Власть народных трибунов ограничивалась, зато власть провинциальных наместников становилась абсолютной. Всадники были отстранены от участия в судах. Сулла ввёл чрезвычайные суды, рассматривавшие и каравшие тяжёлые преступления. Диктатура Суллы была шагом на пути создания государственного аппарата. Но социальная база диктатуры Суллы была узкой: против него были настроены всадники, дельцы, плебеи, лишившиеся своих имений, землевладельцы, провинциалы. По словам Цицерона, в провинциях ненавидели даже самое имя «римляне». Война с Митридатом показала, что население провинции готово восстать при первой же возможности.

Не случайно сразу же после смерти Суллы в 79 г. до н. э. начались новые смуты. В Испании утвердился марианец Серторий, пользовавшийся популярностью среди испанских племён. С войском, состоявшим из испанцев и бежавших к нему марианцев, Серторий нанёс ряд поражений Помпею. Только после предательского убийства Сертория его армия была наголову разбита. Но в 73 г. до н. э. началась новая война с Митридатом. Командовавший римским войском Л. Лукулл первоначально одержал ряд побед, взял столицу Митридата Синопу и огромную добычу. Однако дальнейшее передвижение было остановлено из-за начавшихся мятежей в его армии.


«Гибель Спартака» (Николо Санези)

В 74 г. до н. э. во время неудач на внешних фронтах и в разгар внутренних смут вспыхнуло восстание рабов под руководством Спартака, фракийца, отданного в гладиаторы за отказ служить в римских вспомогательных войсках, которые поставляли Риму цари Фракии. Античные писатели характеризовали Спартака как талантливого полководца и блестящего организатора. С семьюдесятью  товарищами он бежал из гладиаторской школы в Капуе; вскоре к нему начали стекаться сельские рабы из Кампании, а затем и из других областей Италии. Армия Спартака быстро росла, достигнув огромной численности – 80, а по другим подсчётам, даже 100 тыс. человек. Римские войска терпели одно поражение за другим. Римские историки считали, что целью Спартака было вывести рабов за Альпы, в свободную Галлию.

И действительно, поначалу Спартак победоносно пробивался на север Италии. При городе Мутине (совр. Модена) он разбил войско наместника Цизальпинской Галлии, открыв себе путь к Альпам. Но затем, вместо того чтобы их перейти, повернул обратно. Причины этого решения неясны. Некоторые современные историки считают, что среди повстанцев начались разногласия, другие полагают, что Спартак с самого начала намеревался взять Рим. Во всяком случае, он двинулся на юг и в Пицене разбил армию обоих консулов. Тогда сенат выслал против него наделённого чрезвычайными полномочиями претора М. Лициния Красса, на помощь которому были вызваны Лукулл и Помпей из Испании. Спартак пошёл дальше на юг, надеясь с помощью пиратов переправиться в Сицилию и поднять там рабов. Однако пираты его обманули, и весной 71 г. до н. э., несмотря на мужественное сопротивление в Апулии, повстанцы были разгромлены армией Красса. Сам Спартак погиб в бою, остатки его войска были добиты солдатами Помпея, 6 тыс. человек было распято вдоль Аппиевой дороги. Восстание Спартака показало, что рабы, в первую очередь сельские, превратились в многочисленный и враждебный господам класс, для подавления которого требуется сильная государственная власть.

Борьба шла не только между рабовладельцами и рабами, но и между крестьянами и крупными землевладельцами, объединёнными в сословия сенаторов и всадников. В центре внимания снова был аграрный вопрос, принявший в это время несколько иные формы. Ветераны и беднота требовали наделов и гарантии от захвата их участков. Крупные собственники выступали против переделов земли. Их имения во много тысяч югеров возделывались в основном арендаторами-колонами, состоявшими у них в клиентеле, кабальными должниками, закованными рабами.

Из посвящённого сельскому хозяйству труда римского учёного Варрона мы знаем, насколько усложнилась его организация по сравнению со времён Катона. Сказались накопление опыта, знаний, разделение труда в разных отраслях сельского хозяйства, система наказаний и поощрений, обособление функций значительно возросшего административного персонала виллы.

В городах, особенно в Риме, росло число ремесленников разных специальностей, работавших на заказ и на продажу, множились ремесленные коллегии, возникали довольные крупные мастерские. Спрос на предметы роскоши удовлетворяли ювелиры, чеканщики, парфюмеры, красильщики тканей. В этих отраслях работало много рабов и отпущенников, часто греков. В исконных ремеслах – кузнечном, плотничьем, сукновальном – трудились свободнорожденные плебеи. На постройках общественных и частных зданий были заняты многочисленные архитекторы, живописцы, строительные рабочие из свободных и рабов.

Строительная техника значительно усовершенствовалась. Римляне научились воздвигать своды и купола, что позволило увеличить размеры зданий. Открытие способа изготовления бетона дало возможность придавать стенам гладкую поверхность и расписывать её фресками с монументальными фигурами и пейзажами. Специально обученные рабы окружали дома богатых людей садами. Строились и многоэтажные дома. Торговали не только предметами роскоши, но и продуктами питания, одеждой, обувью, изделиями из дерева и металла. Достигнутый уровень социально-экономического развития стал несовместимым с порядками старого, крестьянского Рима, превратившегося в центр огромной державы.

Республика, управляемая богатевшим за счёт ограбления провинций нобилитетом и немногочисленными посетителями народных собраний, не могла ни решить насущные вопросы времени, ни создать более широкую базу римской власти в провинциях. Не могла она и включить в старую систему новую армию. Сенат, понимая, что она необходима для удержания в повиновении старых и покорении новых земель, вместе с тем постоянно вступал в конфликты с главнокомандующими, а следовательно, и с армией, когда дело доходило до наделения землёй ветеранов. Главнокомандующему же, чтобы не потерять свой авторитет, приходилось в этом вопросе опираться на народное собрание, а значит идти на уступки плебсу.                                                                        

¹Перегрины (от лат. peregrinus — иностранец, чужеземец) — категория населения Римского государства.

 

Перегринами назывались лично свободные, но не имеющие римского гражданства лица, в основном — обитатели покоренных Римом областей. После Латинской войны 340—338 гг. до н. э. из числа перегринов были исключены также лица, имеющие латинское гражданство. Вначале это были жители союзных Риму, а позднее и подчинённых римлянами городов Средиземноморья, то есть италики до Союзнической войны 90-88 годов до н. э. и провинциалы. После эдикта Каракаллы в 212 году количество перегринов значительно сократилось. При Юстиниане же на положении перегринов остались лишь жители отдалённых пограничных районов Римской империи.

 

Перегрины были лишены права пользоваться jus civile, но могли завязывать юридические отношения с римскими гражданами, то есть могли пользоваться jus gentium. Соответственно, перегрины получали юридическое признание, которого не имели чужестранцы (не подданные). Кроме того, в своих внутренних частных отношениях, они продолжали пользоваться своим национальным правопорядком.

 

²Карнеад (род. 214 до н. э., Кирена, Сев. Африка — ум. 129 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель новой, или третьей, Академии. Приехал в Афины в 185/180 до н. э. Изучал диалектику. Его наставником в этой области был стоик Диоген Вавилонский. Позднее Карнеад перешел на позиции скептической Академии. Развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Как первый теоретик понятия вероятности, он различает три её степени:

1.представления вероятны только для того, кто их придерживается;

2.представления вероятны и не оспариваются теми, кого они касаются;

3.представления абсолютно бесспорные.

 

В составе знаменитого афинского посольства вместе со стоиком Диогеном Вавилонским и перипатетиком Критолаем посетил Рим в 155 году до н. э. Карнеад излагал свои философские воззрения устно, поэтому содержание его взглядов сохранилось в трудах других мыслителей — Цицерона, Евсевия. Так же популяризации скептицизма Карнеада способствовала литературная деятельность его учеников — Клитомах, Хармад, многочисленные труды которых не сохранились, однако имеются многочисленные ссылки на них.

 

³Пифагорейство  – религиозно-философская система, созданная древнегреческим мудрецом Пифагором и его последователями в VI в. до н.э., в которой заметно влияние орфизма. Пифагорейство включило в себя все основные тезисы орфизма: о метемпсихозе (переселении душ); о том, что плоть – тюрьма для души; и о том, что каждая душа стремится к слиянию с божеством. Вместе с тем, Пифагор выдвинул принципиально новый тезис: «все вещи суть числа», иными словами – всякая материальная вещь есть не более чем форма, скрывающая в себе Божественное число. Вследствие этого душа воспринималась пифагорейцами как некое «странствующее число», переходящее из одной оболочки в другую; её вместилищем считался мозг. Другое важное следствие из этого тезиса состояло в том, что истинные законы Вселенной – это законы математики. Пифагорейцы рассматривали нечетные цифры как мужские (неделимые) и позитивные, а четные (делимые) – как женские и негативные. На пифагорейских взглядах частично основана каббала. Пифагорейство считает монаду Богом или единым, которое есть всё. Бог описывается как верховный ум, рассредоточенный по всем частям Вселенной, как причина всех вещей и сила всех вещей.

 

 

 Математическое исследование мира было основным занятием большинства философов пифагорейской школы. Им принадлежат важнейшие открытия в области геометрии, теории музыкальной и архитектурной гармонии, астрономии и механики. Однако в античной Греции пифагорейство было не просто философской школой, но особой религией с мистериальными обрядами, несколькими степенями посвящения и сложной системой ритуальных предписаний и запретов. Религиозные обычаи пифагорейства представляли собой причудливую смесь древних табу и вполне рациональных самоограничений, которые помогали пифагорейцам легко узнавать друг друга в любой ситуации и при необходимости получать своевременную помощь.

 

 Как и в других тайных мистериях, пифагорейцы обставляли вступление в свой союз различными предварительными испытаниями, из которых самым тяжелым был обет молчания, длившийся от двух до пяти лет.

 

Югер (лат. jugerum) — у древних римлян мера поверхности, служившая для измерения поля и составлявшая собственно площадь, которую можно вспахать в день парой (uno jugo) волов, впряженных в ярмо. Причём под словом jugerum подразумевается то же, что под словом jugum (ярмо, запряжка).

 

Первоначально длина борозды, которую вол может пройти в один раз не утомляясь, называлась актус (actus; срав. верста), это понятие перешло и на площадь, которая у римлян вмещала 120х120 футов (ок. 2500 кв. м) поверхности. Для запашки такого квадратного актуса требовалось полдня, меру же поверхности поля, для запашки которого потребовался бы день, составлял югер, равнявшийся двум актусам и представлявший собой прямоугольную площадь в 240 футов длины и 120 футов ширины (28800 кв. римских футов = 2518,2 кв. метра = около 554 кв. саженей).

 

Кроме актуса, в употреблении была ещё дробная часть югера — скрупул или кв. децемпеда (10x10 футов) и clima (60x60 футов = 1/4 actus). Кратными обозначениями югера служили:

heredium (семейный надел), составлявший 2 югера;

centuria = 100 heredia;

saltus = 4 центурии.

 

Вообще из римских мер поверхности только один югер представлял собой удлинённый прямоугольник, остальные же меры были квадратные, причём наименьшую дробную часть югера составлял скрупул (Scripulum) = 100 кв. футов, то есть 1/288 часть югера.

 

(Продолжение следует)

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ» 

Просмотров: 906 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930