Пятница, 19.04.2024, 07:04
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 22 » ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
13:49
ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Женщина с ларчиком драгоценностей. Фрагмент Фрески. Начало IV в. н. э.

    Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло всё созданное Римом, а дальнейшее развитие началось, чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных «варварских королевств» было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, много ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь по существу, никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам «отцов церкви» грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

    Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки ещё много столетий после падения Рима. В монастырях переписывались рукописи античных авторов, благодаря чему они и дошли до нас. Архитектура церквей воспроизводила римскую архитектуру (в частности римских базилик), хотя и со значительными вариантами в разных странах и областях.

    Жила и сама идея Рима как политического и духовного центра, объединяющего народы, Константинополь назывался «вторым Римом», византийцы именовали себя римлянами – «ромеями», а своего императора – «римским кесарем». На Западе продолжателями, наследниками Рима считали себя Карл Великий, а затем государи «Священной Римской империи». После падения Константинополя на Руси укрепилось представление о Москве как «третьем Риме», наследнице православного Рима – Константинополя, и это сыграло немалую роль в идеологии XV – XVI вв., в изучении истории и литературы Рима, из которых черпался материал для оправдания политических концепций (как например, в переписке Грозного с Курбским).

    И на Востоке, и на Западе в центре внимания стояла философия Аристотеля, приспособленная к христианской философии. Его труды, как и другие античные сочинения, были переведены, например, на арабский язык. Опираясь на наследие александрийских математиков, арабы создали алгебру, знали они и Галена, и греческих астрономов. Именно с арабского языка сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Непререкаемыми авторитетами вплоть до Нового времени оставались Птолемей и Гален, а когда встала возможность отвергнуть их санкционированную церковью непогрешимость, Коперник, создавая свою гелиоцентрическую систему, опирался на Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг солнца. Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества.

    Если восточноевропейские славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только с наступлением турок на Византию многие Византийские учёные стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объёме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды и римских и греческих авторов извлекались из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались, становились оружием в борьбе с властью церковной догмы над умами людей, в пропаганде новых идей гуманизма, просвещения, свободы мыслей, гармоничного развития личности, величия науки. Велико было в то время влияние античного искусства. Извлечённые при раскопках статуи служили образцом великим творцам Возрождения, воплощая идеал прекрасного, но земного человека в противоположность средневековым изображениям святых. За образцы бралась и римская архитектура, основы её осваивались и развивались далее. Знаменитый тогда автор труда по архитектуре Палладий во многом основывался на Витрувии. В обращении к античности современники Возрождения видели путь к духовному освобождению от засилья догмы, к утверждению науки, творчества, исканий во всех сферах жизни.

    С течением времени влияние античного наследия всё более крепло. Латынь продолжала оставаться языком учёных всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XVIII в. сложилась теория «греческого чуда» – абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которым искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством¹. Развитие книгопечатания стимулировало издание греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского, Диофанта способствовали развитию тригонометрии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновили философов Нового времени. В XVIII в., в преддверии Великой французской революции, философы-материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не Бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестаёт удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами XVIII в., они понимались гораздо шире, чем в античности.

    Европейские театр и литература постоянно обращались к античности, и всё более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Цина», «Помпей» у Корнелия. Воспроизводились целые пьесы: например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера – плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов – богов, богинь, героев, битв и празднеств – служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев, 1784 г. Холст, масло. 330×425 см Лувр, Париж

    Так активный участник Великой французской революции художник Давид в противоположность художникам, угождающим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», Леонид у Фермопил». Римское право легло в основу права других государств.

Жак Луи Давид. Смерть Сократа, 1787 г. холст, масло. 130×196 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

    В Новое и новейшее время античный мир сохранил своё значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл, известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов, как придерживающихся концепции цикличности человеческой истории, так и многих иных, стремящихся видеть некие общие закономерности развития общества, соотношения в его истории тех или иных факторов, процессов, условий.

Жак Луи Давид.Леонид в Фермопилах, 1814 г. Холст, Масло. 395×531 см Лувр, Париж

    Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России ещё в XVIII в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А. С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д.С. Мережковский («Юлиан Отступник»), В. Я. Брюсов («Алтарь Победы»), Л. Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»).

    Основоположники марксизма высоко ценили наследие древности. К. Маркс в «Капитале» неоднократно ссылаясь на греческих и римских авторов, сравнивая их понимание экономических процессов, обусловленных господством простого товарного производства, с экономическими теориями эпохи капитализма. Он считал, что греческое искусство дало миру непревзойдённые шедевры. В значительной мере на античном материале построил свою работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс, посвятивший также три статьи раннему христианству. Ф Энгельс в «Диалектике природы» и В. И. Ленин в «Философских тетрадях» анализировали сущность и значение греческой философии. В. И. Ленин отмечал, что перед греческими философами стояли по существу те же вопросы, что и перед философами Нового времени. Сходны были и некоторые ответы на них, хотя и не правомерно (как это делают многие западные историки философии) отождествлять системы современных философов с «пробными системами» мыслителей древности. Большую заслугу последних В. И. Ленин видел в открытии и применении ими диалектического метода. Ф. Энгельс же подчёркивал, что при недостаточности познаний античных философов и учёных, при слабости их методов они стояли выше многих современных деятелей науки, так как воспринимали мир в его целостности.

    Таким образом, тысячи нитей связывают культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима. «…Без того фундамента, который был заложен в Греции и Риме, не было бы и современной Европы», – писал в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельс.                   

¹Эпигонство – в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого-либо направления или стиля: его ходовые образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители якобы "уже готовой" поэтичности.                  

 

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ» 

Просмотров: 2526 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930