Суббота, 27.04.2024, 03:58
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Сентябрь » 8 » ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (VIII – Я ЧАСТЬ).
13:54
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (VIII – Я ЧАСТЬ).

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (VIII – Я ЧАСТЬ).

Лошадь в галопе. Бронза. Из погребений полководца. Ганьсу. Эпоха Хань.

В период Хань производится сбор, систематизация и комментирование древних памятников. По сути всё, что осталось от древнекитайского наследия, дошло до нас благодаря записям, осуществлённым в это время. Тогда же зародились филология, поэтика, были составлены первые словари. Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всего исторической. Кисти «отца китайской истории» Сыма Цяня принадлежит фундаментальное произведение «Исторические записки» («Шицзи») – 130 томная история Китая от мифического первопредка Хуанди до конца правления Уди.

Сыма Цянь стремился не только отразить события прошлого и настоящего, но и осмыслить их, проследить в них внутреннюю закономерность, «проникнуть в сущность перемен». Труд Сыма Цяня подводит итог предшествующему развитию древнекитайской историографии. Вместе с тем он отступает от традиционного стиля погодного летописания и создаёт новый тип исторического сочинения. «Шицзи» являются единственным источником по древнейшей истории соседних с Китаем народов. Выдающийся стилист, Сыма Цянь ярко и сжато давал описания политической обстановки, быта и нравов. Он впервые в Китае создал литературный портрет, что ставит его в один ряд с крупнейшими представителями ханьской словесности. «Исторические записки» стали образцом для последующей древней и средневековой историографии в Китае и других странах Дальнего Востока.

Бык с повозкой. Крашенное дерево. Ганьсу. Эпоха Хань.

Метод Сыма Цяня получил развитие в официальной «Истории Старшей династии Хань» («Хань шу»). Основным автором этого труда считается Бань Гу (32 – 93 гг.). «История Старшей династии Хань» выдержана в духе ортодоксального конфуцианства, изложение строго придерживается официальной точки зрения, зачастую расходясь в оценках одних и тех же событий с Сыма Цянем, которого Бань Гу критикует за приверженность к даосизму. «Хань шу» открыла собой серию династийных историй. С тех пор по традиции каждая из пришедших к власти династий составляла описание своей предшественницы.

Как самый блестящий поэт среди плеяды ханьских литераторов выделяется Сыма Сянжу (179 – 118 гг. до н. э), воспевающий могущество империи и самого «великого человека» – самодержца Уди. Его творчество продолжало традиции чуской оды, что характерно для ханьской литературы, впитавшей в себя песенно-поэтическое наследие народов Южного Китая. Ода «Красавица» продолжает поэтический жанр, начатый Сун Юем в «Оде о бессмертной». Среди произведений Сыма Сянжу есть подражания народным лирическим песням, такие, как песенка «Удочка».

Ритуальная утварь из раскопок в Хэбее. 

В систему имперского управления входила организация общегосударственных культов в противовес аристократическим местным. Эту задачу преследовала созданная при Уди Музыкальная палата (Юэфу), где собирались и обрабатывались народные песни, в том числе «песни дальних варваров», создавались обрядовые песнопения. Несмотря на утилитарный характер, Музыкальная палата сыграла важную роль в истории китайской поэзии. Благодаря ей сохранились произведения народного песенного творчества эпохи древности. Авторские песни в стиле юэфу близки к фольклору, для них предметом подражания служили народные песни разных жанров, в том числе трудовые и любовные. Среди любовной лирики выделяются творения двух поэтесс – «Плач о седой голове» Чжао Вэньцзюнь (II в. до н. э.), где она упрекает в неверности мужа – поэта Сыма Сянжу, в «Песни о моей обиде» Бань Цзеюй (I в. до н. э.) в которой в образе брошенного белоснежного веера представлена горькая участь покинутой возлюбленной. Особого подъёма лирика юэфу достигла в период Цзяньань (196 – 220 гг.), который считается золотым веком китайской поэзии. Лучшие из литературных юэфу этого времени созданы на основе народных произведений.

Лаковая утварь с надписями : "Господин отведайте блюдо", "Господин отведайте вина". Хунань. Середина II в. до н. э.

Лишь в редчайших случаях сохранились песни, выражавшие бунтарский дух народа. Среди них – «Восточные ворота», «К востоку от кургана Пинлин», а также четверостишия-частушки жанра яо, в которых звучит социальный протест вплоть до призыва свергнуть императора (особенно в так называемых туньяо, очевидно рабских песнях). Одна из них, приписываемая вождю «Жёлтых повязок» Чжан Цзяо, начинается воззванием: «Да сгинет Синее Небо!», другими словами династия Хань.

Керамический сосуд в форме утки. Из раскопок в Хэбее.

К концу империи Хань содержанием светских стихов всё больше становится анакреонтическая1 и сказочная тематика. Распространяется мистическая и фантастическая литература. Власти поощряют театрализованные обряды и светские представления. Организация зрелищ становится важной функцией государства. Однако зачатки сценического искусства не привели к развитию в Древнем Китае драмы как рода литературы.

В Цинь-Ханьскую эпоху сложились основные особенности традиционной китайской архитектуры. Судя по фрагментам фресок из ханьских погребений, в этот период появляются зачатки портретной живописи. Сенсацией стало открытие циньской монументальной скульптуры. Недавние раскопки могилы Цинь Шихуанди обнаружили целое «глиняное войско» императора, состоящее из трёх тысяч пехотинцев и всадников, выполненных в натуральную величину. Эта находка позволяет говорить о появлении в раннеимперское время портретной скульптуры.

Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди  

Со времени Уди официальной идеологией Ханьской империи становится трансформированное конфуцианство, превращавшееся в своеобразную государственную религию. В конфуцианстве усиливаются идеи о сознательном вмешательстве Неба в жизнь людей. Основоположник конфуцианской теологии Дун Чжуншу (180 – 115 гг. до н. э.) развивал теорию божественного происхождения императорской власти, провозглашал Небо верховным, почти антропоморфным божеством. Он положил начало обожествлению Конфуция. Дун Чжуншу требовал «искоренить все сто школ», кроме конфуцианской.

Религиозно-идеалистическая сущность ханьского конфуцианства нашла отражение в вероучении Лю Сяна (79 – 8 гг. до н. э.), который утверждал, что «дух есть корень неба и земли и начало всех вещей». Под влиянием социальных и идеологических процессов, происходящих в империи, конфуцианство на рубеже нашей эры раскололось на два основных толка: мистическое, продолжающее линию Дун Чжуншу (школа Новых текстов), и противостоящее ему, носящее более рационалистический характер (школа Старых текстов), приверженцем которого выступал Ван Ман.  

Фрагмент похоронного шёлкового стяга с изображением супруги императора Цзинди. Хунань. Середина II в. до н. э.

Государство всё активнее использует в своих интересах конфуцианство, вмешивается в борьбу различных его толков. Император выступает инициатором религиозно-философских диспутов, добиваясь прекращения раскола конфуцианства. Собор конца I в. н. э. формально положил конец разногласиям в конфуцианстве, признал ложной всю апокрифическую литературу и утвердил доктрину школы Новых текстов в качестве официальной религиозной ортодоксии. В 195 г. н. э. на камне был высечен государственный экземпляр конфуцианского «Пятикнижия» в версии школы Новых текстов. С этого времени нарушение конфуцианских заповедей, инкорпорированных в уголовное законодательство, каралось вплоть до смертной казни как «наитягчайшее преступление».

С начавшимися гонениями на «ложные учения» в стране стали распространяться тайные секты религиозно-мистического толка. Несогласных с правящим режимом объединял оппозиционный конфуцианству религиозный даосизм, который отмежевался от философского даосизма, продолжавшего развивать древние материалистические представления. В начале II в. оформилась даосская религия. Её основателем считался Чжан Даолин из Сычуани, которого называли Учителем. Его пророчества о достижения бессмертия привлекали толпы обездоленных, которые жили замкнутой колонией под его началом, заложив основу тайным даосским организациям. Проповедью равенства всех по признаку веры и осуждением богатства даосская «ересь» привлекала массы. На рубеже IIIII вв. движение религиозного даосизма, возглавляемая сектой «Пять мер риса», привлекло к созданию в Сычуани недолговечного теократического государства2.

Тенденция к превращению древних философских учений в религиозные доктрины, проявившаяся в трансформации конфуцианства и даосизма, являлась признаком глубоких социально-психологических перемен. Однако не этические религии Древнего Китая, а буддизм, проникнув в Китай на рубеже нашей эры, стал для агонизировавшего позднеханьского мира той мировой религией, которая сыграла роль активного идеологического фактора в процессе феодализации Китая и всего восточноазиатского региона.

Достижения в области естественных и гуманитарных наук создали основу для того взлёта материалистической мысли, который проявился в творчестве самого выдающегося ханьского мыслителя Ван Чуна (27 – 97 гг.). В атмосфере идеологического нажима Ван Чун имел смелость бросить вызов конфуцианским догмам и религиозной мистике.

В его трактате «Критические рассуждения» (Луньхэн) изложена стройная система материалистической философии. Ван Чун с научных позиций критиковал конфуцианскую теологию. Обожествлению неба философ противопоставлял материалистическое и атеистическое в своей основе утверждение, что «небо есть тело, подобное земле». Свои положения Ван Чун подкреплял доходчивыми примерами «понятными каждому». «Некоторые полагают, – писал он, – что небо рождает пять злаков и производит на свет шелковицу и коноплю лишь для того, чтобы людей накормить и одеть. Это значит уподоблять небо рабу или рабыне, чьё назначение – возделывать землю и выкармливать шелкопрядов на пользу людям. Такое суждение ложно, оно противоречит естественности самих вещей».

Ван Чун провозглашал единство, вечность и материальность мира. Продолжая традиции древнекитайской натурфилософии, он признавал источником бытия тончайшую материальную субстанцию ци. Всё в природе возникает естественно, как результат сгущения этой субстанции, независимо от какой либо надмировой силы. Ван Чун отрицал врождённое знание, мистическую интуицию, которой конфуцианцы наделяли древних мудрецов, видел путь познания в чувственном восприятии реального мира. «Среди существ, рождаемых небом и землёй, человек является наиболее ценным, и эта ценность определяется его способностью к знанию», – писал он. Ван Чун развивал мысль о диалектическом единстве жизни и смерти: «Всё имеющее начало должно иметь свой конец. Всё имеющее конец должно иметь своё начало… Смерть есть результат рождения, в рождении заключена неизбежность смерти».

Он выступал против конфуцианской концепции культурной исключительности древних китайцев, их нравственного превосходства над якобы этнически  неполноценными «варварами».

На многих конкретных примерах Ван Чун доказывал, что обычаи, нравы и человеческие качества не определяются неизменными врождёнными свойствами. В этом он солидаризировался с другими ханьскими мыслителями, отрицавшими принципиальные различия между «варварами» и древними китайцами. Ван Чун был одним из образованнейших людей своего времени. Он ставил широкие просветительские задачи, разоблачая с рационалистических позиций распространённые в народе предрассудки и суеверия.

Материалистическое мировоззрение Ван Чуна, особенно его учение о «естественности» (цзыжань) – естественно-необходимом процессе развития объективного мира, сыграло важную роль в истории китайской философии. Но в современной ему действительности философия Ван Чуна не могла получить признания.

Его творения даже подвергалось преследованию  за критику Конфуция. Лишь спустя тысячелетие его рукопись была случайно обнаружена, подарив миру наследие одного из самых выдающихся материалистов и просветителей глубокой древности.

Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для исторического развития Китая и всей Восточной Азии  в принципе имела то же значение, что и греко-римский мир для Европы. Древнекитайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и новейшего времени.                                         

1АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ вид лирической поэзии, воспевающей радость жизни, веселье и чувственные наслаждения. 

 

2ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО – форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

 

Просмотров: 1117 | Добавил: flirt | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930