Суббота, 20.04.2024, 16:49
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 231
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Июль » 28 » ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (IV -Я ЧАСТЬ).
14:34
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (IV -Я ЧАСТЬ).

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (IV -Я ЧАСТЬ).

Бронзовый сосуд с драконами. Из раскопок в Хэбее.IV в. до н. э.

Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления неба. Они учили, что небо, как и земля, – всего лишь часть природы. Мир в их представлении состоял из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находился в постоянном изменении, где всё бесконечно переходило в свою противоположность: «Неполное становится полным, кривое – прямым, пустое – наполненным, ветхое – новым. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горам и другим обожествлённым явлениям природы.

Идеи древнего даосизма получили развитие у философа Лецзы (VIV вв. до н. э.). Лецзы по прозвищу Защита Разбойников, родом из царства Чжэн, вышел из среды ремесленников. Трактат, названный его именем, дошёл в поздней записи, однако, по мнению учёных, в нём достоверно изложены взгляды мыслителя. Лецзы был выдающимся материалистом и диалектиком древности, трактуя категорию дао как «вечное самодвижение материи». Он заявлял: Вещи сами рождаются, сами развиваются, сами формируются, сами окрашиваются, сами познают, сами усиливаются, сами исчезают. Неверно говорить, будто кто-то намерено порождает, развивает, формирует, окрашивает, даёт познание, силу, вызывает истощение и исчезновение».

Теория материи Лецзы близка к представлению об атомистическом строении вещества. В качестве материальной субстанции в его учении выступают два первоэлемента: ци (эфир, воздух) и цзи (семена). «Вся тьма вещей выходит из семян и в них возвращается», – говорил он. Философ рассматривал небо как «скопление воздуха», а землю как «скопление твёрдого вещества». Он развивал материалистическую концепцию о вечности и бесконечности Вселенной, о множественности миров, одним из которых является земной мир. Лецзы принадлежит научно-материалистическое, атеистическое по своей принадлежности учение об эволюции жизни на Земле от простейших организмов до человека. Лецзы отвергал идею о предопределённом свыше предназначении человека, о загробной жизни и бессмертии души. Мыслитель утверждал, что душа человека состоит из тех же частиц, что и тело, но только более лёгких и тёплых.

Крупнейшим представителем классического даосизма являлся блистательный художник слова, занимающий уникальное место в китайской культуре, Чжуанцзы (около 369 – 286 гг. до н. э.). Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что родился он в царстве Сун. Философия Чжуанцзы противоречива, наряду с идеалистическими положениями она содержит глубокие материалистические идеи и гениальные догадки о мироздании. Основой учения мыслителя является концепция дао. Дао (истинный властелин, великий учитель) выступает в его доктрине как сущность бытия, субстанциальная основа мира, абсолютное единое начало, от которого происходят все вещи, постоянно изменяющиеся вечном круговороте мироздания. Жизнь – непрерывный поток движения. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.

Чжуанцзы утверждал природное равенство людей, отстаивал право на индивидуальную мораль, отрицал деление на «благородных» и «ничтожных», сочувствовал рабской доле, страстно обличал стяжательство и лицемерие власть имущих. Среди его героев много тружеников, искусных умельцев. Чжуанцзы заявлял, что этические принципы конфуцианства «гуманность», «справедливость», «долг» чужды истинной природе человека и так же не нужны ему, как «шестой палец на руке». Его особенно занимала проблема жизни и смерти. Решая её материалистически, философ утверждал: «Со смертью тела исчезает душа человека». Чжуанцзы развенчивал постулат о целенаправленной «Воле Неба». Мировую стихию мыслитель уподобил «огромному плавильному котлу», в котором непрестанно и вечно переплавляется вся «тьма вещей».

Общая идейная направленность древнего даосизма, осуждение им социальной несправедливости отвечали настроениям  общинных масс, в чём и крылась причина его популярности. В нём получил отражение пассивный протест общественных низов против эксплуатации. Вместе с тем натурфилософские воззрения и широта этических принципов привлекали к даосизму представителей господствующего класса, однако в их интерпретации доктрина недеяния приобретала нередко ярко выраженный индивидуалистический характер.

Украшение дышла колесницы. Позолоченная бронза с серебром. Из раскопок в Хэнани. V – III вв. до н. э.

В идеологическую борьбу активно включилась школа моистов, выступавшая против конфуцианства. Название этой школы идёт от имени её основателя Мо Ди, или Учителя Мо (около 468 – 376 гг. до н. э.).  Место его рождения не установлено, возможно, он жил в Чу, где его учение  получило широкое распространение. Учение Мо Ди было направлено против засилья наследственной аристократии, её привилегированного общественного и политического положения. Мо Ди обличал паразитизм родовитой знати, её моральное вырождение, роскошь её дворов, противопоставлял ей тяжёлую трудовую жизнь простолюдинов и требовал облегчения положения народных низов.

Мо Ди выдвинул утопическую программу переустройства общества на основе принципа «всеобщей любви и взаимной пользы». Он предлагал отменить систему наследования должностей и рангов знатности, лишить власти «ничтожную родню» правителей и придворной знати, «подобную глухим, которых поставили музыкантами». Мыслитель предлагал  формировать аппарат управления сверху донизу, выдвигая мудрых людей из народа, независимо от происхождения и характера занятий. «Если земледелец, ремесленник или торговец проявит недюжинные способности, то следует поручить ему дела управления соразмерно способностям», – заявлял он.

Учение моистов отличалось противоречивостью. Во многом оно было близко интересам основной массы свободных производителей. Заметный контингент в его школе составляли городские низы, из этой среды вышел и Мо Ди. Вместе с тем доктрина, выдвинутая им, не была направлена против эксплуататоров  как таковых. Будучи нацелена на борьбу с правящей потомственной аристократией и её идеологами-конфуцианцами, она не только не ущемляла новую, имущественную рабовладельческую знать, вышедшую из недр общины и рвущуюся к политической власти, но и объективно была в значительной мере выражением её идеологии. Показательно, что богатство выступает в учении моистов как добродетель, а нищета осуждается как явление аморальное. «Богатство происходит от трудолюбия, а бедность от нерадивости», – утверждал Мо Ди.  

В моизме, видимо, нашли отражение интересы городской самоуправляющей общины. Моисты были защитниками городов, подвергавшихся агрессии, и значительная часть трактата Мо Ди посвящена искусству их обороны. Мо Ди выдвинул внешнеполитическую доктрину равенства государств как основу мирных межгосударственных отношений. Он требовал прекращения междоусобных войн, которые считал бедствием для народа и нарушением Воли Неба. «Когда войска вторгаются на чужую территорию, они вытаптывают посевы, разрушают города, засыпают каналы, сжигают храмы предков, забивают скот, непокорных убивают, а захваченных в плен связывают и уводят с собой… мужчин превращают в рабов, женщин – в рабынь», – писал он. Мыслитель разделял войны на захватнические, которые осуждал, и оборонительные, которые оправдывал.

Мо Ди выдвинул идею о социальной роли труда. В способности к целенаправленной деятельности философ видел основные отличия людей от животных. Защищая тезис о великом значении активного начала, Мо Ди выступал против как учения Конфуция с его презрением к физическому труду, так и теории недеяния Лаоцзы.

Моисты внесли вклад в развитие стихийно-научного мировоззрения. Последователи Мо Ди («поздние моисты») отбросили его теистические положения, подошли к выявлению законов формальной логики, в частности противоречия. Первыми в истории китайской философии они стали изучать процесс познания, объявляли предметом познания внешний мир как объективную реальность; считали трудовой коллективный опыт людей источником и критерием достоверности знания. У моистов получили развитие математика, физика, инженерное дело. Их учение отличалось практической целеустремлённостью. В царствах Чу и Цинь они выступали за реформы, направленные против наследственной аристократии.            

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Просмотров: 1044 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031