Пятница, 29.03.2024, 01:56
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 230
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Июль » 21 » ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (III -Я ЧАСТЬ).
11:57
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (III -Я ЧАСТЬ).

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (III -Я ЧАСТЬ).

Элемент древка секиры. Золото с инкрустацией. Из раскопок в Хэбее. Эпоха Чжаньго

Развитию письменности содействовали переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шёлке и от царапающей палочки к писцовой кисточке. Размер писчего материала переставал лимитировать объём текста, что создавало возможность для собственно письменного творчества. Развивалась математика, физика и особенно механика, вызванная потребностями ирригации, фортификационного и крепостного строительства.

Развитие естественнонаучных знаний способствовало утверждению стихийнодиалектических и наивно-материалистических взглядов. Ранние диалектические идеи получили отражение в натурфилософском сочинении – «Книга перемен» («Ицзин»). Исходя из её постулата об изменчивости всего сущего, авторы философского трактата середины I тыс. до н. э. «Сицычжуань» развивали мысль о движении как неотъемлемом свойстве объективного мира и представляли кардинальное ицзиновское понятие «тайцзи» (великий передел) как первоматерию – некую изначально двойственную сущность, порождающую субстанции ян и инь.

Меч. Бронза. Из раскопок в Хубэе. V в. до н. э.

В эпоху Чжаньго происходило культурное сближение царств, чему способствовало распространение древнекитайской иероглифической письменности. Благодаря отсутствию в ней прямой связи между чтением и графическим начертанием она могла использоваться носителем любого языка. Грамотность охватывала достаточно широкие слои населения и считалось признаком образованности. Показательно, что царские указы не просто оглашались, но и записывались на скрижалях и выставлялись у городских ворот для публичного ознакомления. Перемещение людских масс в ходе непрерывных войн и переселений, вызванных колонизаторской политикой «сильнейших царств», вели к постепенному смешению и нивелировке диалектов, в связи, с чем начинал складываться устный древнекитайский язык.

Эпоха Чжаньго считается «золотым веком» китайской философии. В это время возникают философские учения в собственном смысле слова. Важнейшие из них – конфуцианство, даосизм, моизм и легизм (фацзя) – оказали огромное влияние на все последующие развитие китайской философской и общественно-политической мысли. Конфуцианство возникло на рубеже VIV вв. до н. э. Его основоположником считается Учитель Кун (Кунцзы, в латинской транскрипции – Конфуций, 551 – 479 гг.) – странствующий проповедник из царства Лу, который был впоследствии обожествлён. Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учреждённый в стране в 59 г. н. э., просуществовал в Китае вплоть до 1928 г. Учитель Кун излагал своё учение изустно в форме диалогического собеседования. Изречения Конфуция были затем записаны его учениками и сведены в трактат «Луньюй» («Беседы и суждения»).

На протяжении многих веков «Луньюй» являлся своего рода катехизисом конфуцианства и вплоть до XX в. составлял основу начального обучения в китайских школах, где от учащихся требовалось его зазубривание наизусть. Официальная традиция связывала с именем Конфуция исключительный пиетет в Китае к грамотности, «книжной учёности». Конфуций впервые в истории Китая открыл частную школу. В школе Конфуция преобладала практическая философия, связанная с проблемами нравственности и управления. Конфуций уделял главное внимание не вопросам бытия, а человеку и человеческому обществу. Впоследствии конфуцианцы создали свою каноническую литературу, в которую включили будто бы отредактированные Конфуцием «Книгу перемен», «Книгу песен», «Книгу преданий» и лускую летопись «Чуньцю», якобы им написанную.

На протяжении дальнейшей истории Древнего Китая конфуцианство претерпело существенные изменения. Из религиозно окрашенного, но преимущественно политико-социально-этического учения оно в условиях древнекитайской империи Хань превратилось в философско-теологическую систему и даже заявило свои притязания на роль мировой религии, хотя им и не суждено было сбыться.

Дух – хранитель могилы. Из раскопок в Хэнани. V –  III вв. до н. э.
 

В целом древнее конфуцианство поражает своей архаичностью, огромной ролью в нём культа предков, сильными пережитками мифологического, социоантропоморфического сознания, неотделённостью физического от морального. Оно восприняло традиционные древние верования в сверхъестественную силу Неба как верховного божества, развивало учение о сознательной Воле Неба и о священном характере власти земного правителя как Сына Неба.  

По конфуцианскому учению, общественная структура, как и устройство мира, вечна и неизменна, каждый в ней по Воле Неба занимает строго определённое место. Небом предопределено деление людей на «управляющих» – «благородных мужей», «способных нравственному самоусовершенствованию» (Конфуций относил к ним лишь аристократов по рождению) – и «управляемых» – «низкий, презренный люд», аморальный по природе, которому предначертано свыше заниматься физическим трудом, «кормить и обслуживать» правящую элиту. Кредо Конфуция: «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». Конфуций был противником введения писаного права, призывая к возрождению древних обычаев и методов управления. Идеалом его была эпоха Западного Чжоу.

Религиозно-философские проблемы конфуцианства разрабатывал Мэнцзы (372 – 289 гг. до н. э.), теоретически обосновывая постулат о Воле Неба, осуществляемой через «гуманное правление» высоконравственного государя. Основу «гуманного правления» составляло беспрекословное следование традиции, не допускающее отступления от заветов божественных предков – правителей «золотого века» древности во главе с Яо и Шунем. Мэнцзы выдвинул концепцию Кары Небес – Гэмин (Изменения Воли Неба), пытаясь представить насильственную смену власти как возмездие, ниспосланное свыше, но отнюдь не как бунт снизу.

Конфуцианство освящало общественное неравенство, стояло на страже монархии, представляя её единственно угодной Небесам формой правления. «Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей», – провозглашал Мэнцзы. Учение Конфуция и Мэнцзы о «гуманном правлении» было призвано обосновать право потомственных знатных родов на политическое господство, возведённое к Воле Неба.

Аристократическая мораль раннего конфуцианства ярко проявилась в учении Сюньцзы (313 – 238 гг. до н. э.)  о ритуале. Заключающий в себе этические, политические и правовые нормы, ритуал выступает у него высшей формой различий между «теми, кто наверху» и «теми, кто внизу». Господство одних над другими Сюньцзы объявлял извечным состоянием общества. Он утверждал (в отличие от Мэнцзы), что натура людей изначально зла, что социальное и имущественное неравенство коренится в природе человека, требовал соблюдение сословных различий между знатью и народом.

Знаменитая фраза Конфуция: «Я передаю, а не создаю» – стала основополагающей для теории и практики ортодоксального конфуцианства, противящегося новому, осуждающего всякий намёк на свободомыслие. Идеи конфуцианства о независимости знания от практической деятельности стали препятствием развитию естественных и прикладных наук. Несмотря на некоторые элементы наивно-материалистического мышления в раннем конфуцианстве, в дальнейшем оно развивалось в русле идеалистической философии.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства Чу, будто бы старшего современника Конфуция, Лаоцзы, который считался автором натурфилософского трактата «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»; записана, по-видимому, в IV III вв. до н. э.). В отличие от метафизического в целом конфуцианства даосское мировоззрение проникнуто яркими чертами стихийно-диалектического мышления. Основная категория учения дао трактовалась как «путь природы», «мать всех вещей». Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к «естественному», первобытному состоянию и внутриобщинному равенству – «золотому веку» даосской утопии. Даосы резко порицали социальный гнёт. Они осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей и самочинство сановной элиты. Лаоцзы выдвинул теорию недеяния, которая в плане социологическом, с одной стороны, была направлена на ограничение произвола власть имущих, а с другой – проповедовала пассивность как принцип жизни, обрекая массы на следование дао – естественному ходу вещей.                         

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Просмотров: 1067 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031