Понедельник, 23.10.2017, 19:51
Приветствую Вас Гость | RSS

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 158
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Июль » 10 » ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (II -Я ЧАСТЬ).
16:50
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (II -Я ЧАСТЬ).

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (II -Я ЧАСТЬ).

Ритуальный сосуд. Бронза. Западная часть Чжоу. XI  IX вв. до н. э. 

В крупных царствах постепенно вводилась централизованная политико-административная система. Основными производителями в сельском хозяйстве являлись свободные земледельцы-общинники. К концу первой половины I тыс. до н. э. во многих царствах прекращаются общинные переделы, земля переходит во владение отдельных больших семей. Усиливается процесс имущественной дифференциации общинников. В конце Чуньцю распространяется практика залога и отчуждения частных усадеб, садов и огородов, хотя сколько-нибудь заметного развития сделки с землёй не получают. Появляется долговое рабство, сначала под видом «усыновления» и «залога детей». И что показательно, при множестве обозначений форм патриархальной зависимости рабского типа в середине I тыс. до н. э. утверждается обобщающий термин для обозначения рабов – нубэй, ставший затем стандартным на века.

При всём множестве и разноэтничности государственных образований эпохи Чуньцю, их культурно-исторической специфике и неравномерности развития все они по характеру классовых отношений в целом принадлежали к одному и тому же раннему этапу развития древнего общества.

Сосуд на трёх ножках в виде носорогов. Бронза. IV в. до н. э. Из раскопок столицы Чжуншань в Хэбее. 

К середине I тыс. до н. э. политическая карта Древнего Китая по сравнению с началом Чуньцю существенным образом меняется: от почти двухсот государственных образований остаётся менее трёх десятков. Среди них выделяются «семь сильнейших» – уже упомянутых Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу периферийных, и крупнейшие из срединных царств – Вэй, Чжао, Хань и Ци. Борьба между ними за господство в Поднебесной становится определяющим фактором политической истории в последующей двухвековой период Чжаньго.

С середины I тыс. до н. э. наступает эпоха глубоких изменений древнекитайского общества. Кардинальные сдвиги в развитии производительных сил были связаны с освоением плавки железа, что создавало условия для быстрого подъёма ремесла и земледелия. Распространение железных орудий позволило выйти за пределы речных пойм, расширить площадь обрабатываемых земель. На начало второй половины I тыс. до н. э. падает активная деятельность по созданию гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхэ, Хуайхэ и верховьях Янцзы.

Ритуальный колокол. Бронза. IV в. до н. э. Из раскопок столицы царства Чжуншань в Хэбее.

С ирригацией был связан переход к интенсивной системе земледелия. После осуществления царством Цинь в конце IV – середине III в. до н. э. крупных воднохозяйственных мероприятий орошаемое земледелие стало залогом его процветания. Ирригационные работы производились и в других «сильнейших» царствах, расширявших свои территории до пределов целых речных долин. С этого времени развитие культуры поливного земледелия превращается в важнейший фактор прогресса китайской цивилизации.

В период Чжаньго появляются торгово-ремесленные города с полумиллионным населением. Распространяется монетная форма денег. Создаются крупные частные хозяйства как сельскохозяйственного профиля, так и ремесленно-промысловые, рассчитанные на рынок. Мощный стимул получает частное рабовладение. Патриархально-рабовладельческая эксплуатация проникает в общину, разъедает её изнутри. В ряде царств была официально разрешена купля-продажа земли.

В середине IVв. до н. э. министр Шан Ян в царстве Цинь провёл реформы, которые имели целью политическую централизацию, административно-территориальное переустройство, подрыв могущества аристократических родов, изменение системы налогообложения с учётом трансформации общины. Шан Ян ввёл единое законодательство и судопроизводство, узаконил залог и скупку земли, отменил ограничение размера наделов, вмешивался в землевладение большесемейных объединений, требуя раздела патриархальных хозяйств. Стоял за порабощение бедняков. Отменялись все прежние наследственные титулы. Новые ранги знатности жаловались за личные, в первую очередь военные, заслуги, и только они давали право на занятие административных постов. Их обладатели получали, в соответствии со статусом, льготные регламентированные права на владение землёй, рабами и другим имуществом.

Боевая секира. Бронза. Из раскопок столицы царства Чжуншань.  IV в. до н. э. 

Вскоре ранги стали продаваться, что открыло доступ к власти имущественной знати. В войске Шан Ян заменил колесницы – основу военной мощи аристократии – маневренной конницей, бронзовое оружие – железным. Правом изготовления вооружения располагало только государство. Циньская армия стала одной из самых боеспособных. После проведения реформ Шан Яна царство Цинь превратилось по типу государственного строя в военно-бюрократическую деспотию. В его политике и идеологии уже намечаются контуры будущей империи.

Бронзовый шлем. Из раскопок в Ляонине. Середина I тыс. до н. э. 

Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была в известном смысле неповторимой эпохой широкой и открытой борьбы идей, фактически не стесняемой никакой официальной идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряжённости интеллектуальной жизни, такой распространённости гуманитарных учений. На городских площадях, на улицах и в переулках, во дворцах правителей и домах знати происходили идейные диспуты. В знаменитой на весь чжаньгоский Китай «академии» Цзися («У ворот Цзи») в циской столице Линьцзы одновременно сходилось до тысячи «мужей, искусных в споре», состязавшихся в красноречии.

Крылатый дракон. Бронза, инкрустированная серебром. IV в. до н. э. Из раскопок столицы царства Чжуншань в Хэбее.

В эту эпоху «соперничества ста школ», как её называют источники, складывались основные направления  философской мысли Древнего Китая: конфуцианство, даосизм и др., создавались авторские художественные произведения. Именно тогда как результат длительного процесса преодоления архаических форм общественного сознания и трансформации мифологического мышления в древнекитайском обществе сформировался новый социально-психологический тип личности, вырвавшейся из оков традиционного мировосприятия. Вместе с ней возникает критическая философия и теоретическая научная мысль.

Однако на глубинном уровне массового сознания продолжало господствовать нерасчленённое народно-мифологическое мышление. Культы общинных богов продолжали играть огромную роль. Кроме повсеместно распространённого культа предков семейной общины широко практиковались общинно-территориальные культы, связанные с магией плодородия, в частности весенней обрядностью. Ещё с иньской эпохи существовали культы сил природы. Одним из наиболее стойких оставался сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Ритуал жертвоприношений пяти горным пикам возглавлял чжоуский ван. Когда стали возникать крупные политические образования, общинные верования должны были уступить место общегосударственным. Там, где местные культуры упорно противостояли официальным, государство вело с ними борьбу. Так, в 227 г. до н. э. на захваченной царством Цинь чуской территории было предписано «искоренить местные обычаи», а после образования империи – вырубить священные рощи, где располагались капища местных божеств.

В процессе приспособления мифопоэтической традиции к идеологии господствующего класса из мифов изымался мотив бунтарства героев. Но искоренить из народной памяти титанический образ борца с наводнениями – самой грозной природной стихией Китая – мифического героя Гуня, восставшего против Небесного Владыки и во имя блага людей укравшего у него живую саморастущую землю, не удалось. Согласно легенде, за эту дерзость боги казнили Гуня, но тело героя оказалось нетленным, его рвали совы и черепахи и не могли растерзать. Через три года пыток Небесный Владыка повелел рассечь Гуня волшебным мечом. И тогда из его чрева вышел сын Юй, победивший вселенский потоп.

Ритуальная бронза из царского погребения с человеческими жертвоприношениями. Хубэй. V в. до н. э. 

С ростом научных знаний пробивала себе дорогу критика мифологического мировоззрения, что нашло отражение в идеологии эпохи Чжаньго. В конфуцианской школе она велась с позиций историзации и рационализации, в даоской, близкой к народному творчеству, использование мифологических сюжетов превращалось в литературный приём. Наивно-реалистическая критика мифологических представлений звучит в «Вопросах Небу» – памятнике середины I тыс. до н. э., где она уже приобретает черты религиозного скептицизма.

Ещё в эпоху Шан предки древних китайцев знали счёт до 30 тысяч. Раннее развитие получила астрономия, вероятно, в связи с существованием лунного года, который необходимо было согласовывать с природными сезонами, связанными с годом солнечным, продолжительность которого была вычислена весьма точно. В 613 г. до н. э. древнекитайские астрономы впервые зарегистрировали появление кометы Галлея. В V в. до н. э. Гань Дэ и Ги Шэном был составлен звёздный каталог. Астрономы умели вычислить лунные затмения и заранее предвидеть возможность солнечных. Установленная древнекитайскими астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в возникновении одного из основных мировоззренческих понятий древнекитайской философии – дао (пути).                

ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Просмотров: 356 | Добавил: flirt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031