Пятница, 29.03.2024, 18:35
Приветствую Вас Гість | RSS

ПОГЛЯД В МИНУЛЕ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 230
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы истории

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Сухорукова
[ Скачать с сервера (26.4 Kb) ] 27.09.2018, 20:34

Аккерманский уездный Комитет о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

(Выдержка из «ТРУДА МЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ О НУЖДАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. БЕССАРАБСКАЯ ГУБЕРНИЯ». 1903 ГОДА ИЗДАНИЯ).

6-я ЧАСТЬ.

 

Доклад Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Сухорукова о необходимости отмены телесного наказания по приговорам судов и усмотрению административных властей для крестьянского населения.

 

Во всех цивилизованных частях света телесные наказания, как карательные и исправительные меры, совершенно не достигающие цели и имеющие лишь одну отрицательную сторону, отошли в область преданий отдалённого прошлого. Наше отечество, особенно в последнее время, идёт быстрыми шагами по пути цивилизации и прогресса и в этом отношении становится видным членом в среде цивилизованных стран старого и нового света. Между тем существование и применение закона о телесных наказаниях среди сельского населения резко выделяют его из этой среды.

Мне неизвестно, насколько применяются телесные наказания в нашем уезде; но раз закон существует, значит он имеет и применение.

Мы стремимся к поднятию умственного и нравственного уровня развития народной массы путём широкого распространения народного образования, как главной основы для улучшения сельскохозяйственной промышленности и экономического благосостояния этой массы, и в то же время применяем в известных случаях к членам той же массы такие меры, которые оскорбляют их нравственное достоинство, уничтожают личность, озлобляют против властей, нередко совращают отбывших наказание на путь пороков и преступлений и задерживают культурное и гражданское развитие крестьянской массы, а следовательно и  всей страны.

Многие учёные общества, общественные учреждения, а также губернские и уездные Комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности высказались за необходимость ходатайства перед высшим Правительством об отмене телесных наказаний в крестьянской среде, заменив их мерами, более соответствующими духу времени и личности человека.

Комитет наш неоднократно высказался за необходимость широкого распространения народного образования, за необходимость введения всеобщего обучения, в целях умственного и нравственного развития народной массы сельского населения, без чего немыслимо развитие сельскохозяйственной промышленности, а, следовательно, и улучшения экономического благосостояния этого населения, являющегося чуть ли не главной опорой благосостояния государственного.

Если крестьянские дети в школе не подвергаются телесным наказаниям, а их недостатки и пороки исправляются путём гуманного с ними обращения учителей и воспитателей и нравственного на них воздействия сих последних, то тем более такие наказания, как суровая и оскорбительная мера, не должны иметь места в среде взрослого крестьянского населения.

А потому, и в связи с высказанным уже по вопросу о народном образовании, я полагал бы, с своей стороны, что нашему Комитету надлежало бы высказаться и за необходимость отмены телесных наказаний по приговору судов и усмотрению административных властей для крестьянского населения и присоединиться в этом смысле к ходатайствам других Комитетов по данному вопросу.

 

Доклад Инспектора народных училищ Бессарабской губернии 2 района Д. Д. Сухорукова о значении народной школы в деле улучшения сельскохозяйственной промышленности.

 

Развитие и процветание всех видов промышленности – добывающей, обрабатывающей и променивающей, а также развитие ремёсел и искусств и, следовательно, экономическое благосостояние населения находится в тесной связи с умственным развитием народной массы. Истина эта для всякого просвещённого человека является аксиомой, и потому доказывать её с фактами, со статистическими данными в руках не приходится; достаточно сослаться, как на наглядные примеры, как очевидную, живую иллюстрацию, с убедительностью подтверждающую эту истину, на Северо-Американские Соединённые Штаты и на цивилизованные страны западной Европы – Англию, Францию, Германию и даже бедную по своей природе, но превосходящую нас по экономическому положению, Швейцарию, Норвегию и др., где народное образование поставлено высоко и где по всем отраслям промышленности имеются низшие специальные школы, применительно к местным условиям, а затем стоит только взглянуть, как на резкую противоположность помянутым странам, на некультурные страны нашего востока, не говоря уже о диких странах Африки.

Умственное развитие, путём сообщения знаний, и надлежащее нравственное направление, путём воспитания, – это задача школы; и то и другое в тесной связи, во взаимодействии являются лучшими и вернейшими средствами борьбы с злейшим нашим врагом – народным невежеством, и подготовления подрастающего молодого поколения, а путём повсеместного устройства публичных народных чтений и бесед для взрослого населения к воспринятию всех полезных знаний и мероприятий, относящихся к улучшению его умственного, нравственного и экономического положения и к разумному применению этих знаний в практической жизни, в деле умственного, нравственного и в связи с этим экономического благосостояния и совершенствования.

По статистическим данным и по сведениям из компетентных источников по вопросу о тесной причинной зависимости производительности труда даже от простой грамотности оказывается, что между преступниками попадается гораздо меньше людей грамотных, особенно побывавших в школе, а между рабочими разных профессий грамотные, даже пробывшие один год обучения в элементарной школе, не говоря о прошедших полный курс этой и другой, высшей народной школы, являются лучшими и более продуктивными в своей работе тружениками и зарабатывают больше, чем совсем нигде не учившиеся их сотрудники, и в развитии духа энергии, духа предприимчивости первые далеко превосходят последних.

Хотя главная задача начальной образовательной школы – распространение грамотности и умственное и нравственное развитие подрастающего поколения, но на ряду с этим она, особенно школы высшего типа, так называемые двухклассные с пятилетним курсом, может с успехом, как опыт показал, действовать и в деле распространения между детьми и взрослым сельским населением прикладных знаний. сообразно требований местных условий, как путём теоретическим в деле распространения мер и средств технического характера для улучшения отраслей сельскохозяйственной промышленности, и вообще во всём том, что может сделать сельское население более культурным и потому более способным воспринять те мероприятия, которые направляются к улучшению его экономического положения.

Министерством Народного Просвещения разрешено введение преподавания популярной медицины и гигиены в старших классах городских, пригородских и сельских двухклассных училищ, а съезд учителей народных училищ Аккерманского уезда, в Сарате, в мае сего года, высказал желание в интересах сохранения народного здравия, внесения в невежественную народную массу, через посредство их детей, здоровых понятий и взгляда на медицину, искоренение суеверий, предрассудков, знахарства, колдовства, а равно в интересах охранения от болезней и врачевание домашнего скота, – этого главнейшего средства экономического благосостояния сельского земледельческого населения, о сообщении главнейших сведений по тем же предметам и по ветеринарии и учащимся в одноклассных училищах, а также и взрослому сельскому населению, путём бесед и публичных народных чтений. С этим же согласился и съезд врачей Аккерманского уезда, и большинство членов съезда приняло на себя обязанности преподавателей названного предмета в двухклассных училищах уезда.

Тем же Министерством предположено введение преподавания в тех же двухклассных училищах различных отраслей сельского хозяйства отдельными преподавателями-специалистами по этим отраслям, по местным условиям, с чем вполне согласился и помянутый съезд учителей, который при этом высказался за желательность увеличения курса этих училищ с 5 на 6 лет обучения в них и расширения программы естествознания.

Всё сельское население нашего уезда с большим увлечением отдаётся главным образом хлебопашеству, стремясь, при плохой, примитивной обработке полей, в погоне за наживой, к засеванию возможно больших площадей, игнорируя совершенно скотоводство, травосеяние, лесоразведение и кустарные промыслы и не изыскивая лучших и наиболее выгодных способов сбыта своих произведений, а также не заботясь об улучшении сих последних, в том числе и плодоводства и виноделия, в качественном отношении.

Кроме полевых и отчасти садовых работ поселянин наш ничего не знает, и во всём, кроме хлеба и отчасти вина и молочных продуктов, живёт с копейки, проводя всю зиму и значительную часть весны и осени в промежутках между полевыми работами в праздности и разгуле, ведущих к постепенному их разорению, к постепенному упадку их хозяйства вместо того, чтобы оно наоборот с каждым годом прогрессировало.

Между тем в нашем уезде имеются во множестве каменоломни, из которых добывается хорошего качества камень, пригодный не только как строительный материал для построек храмов, общественных и частных зданий, оград и т. п., но и для изделия предметов скульптурного характера, как например колон, крестов, статуй, перил, надмогильных памятников и пр.

Во многих пунктах уезда имеется разных сортов по цвету и свойству, хорошего качества глина, весьма пригодная для гончарных изделий, для изготовления хорошего качества кирпича, черепицы, изразцов, статуй, посуды и вообще для керамических изделий.

По берегам реки Днестра и его лимана имеется во множестве материал для мебельно-корзиночного производства и других плетённых изделий, – как верба, корзиночная ива, куга, папорга и проч., материал этот легко разводить во всех сырых пунктах уезда – около прудов, ставков, ручьев, по берегам речек и проч., что способствует сохранению этих вод от высыхания, а изделия из этого материала, как и из глины и камня, в свободное от полевых работ время, не отрывая работника от земли, могут давать побочный и вместе с тем постоянный и надёжный заработок; наиболее всякого другого промысла соответствуя характеру сельского жителя и состоянию самых бедных людей, так как ни требуют материальных затрат, ни особенных физических труда и усилий, производства эти имеют серьёзное и высокое культурно-нравственное значение в деле умственного и нравственного развития, отвлечения взрослого населения от праздности и увлечения вредными удовольствиями, ведущими нередко к безнравственным поступкам, к преступлениям.

Помимо своего утилитарного значения и развития профессионального и технического знаний среди населения данной местности, мебельно-корзиночное производство и вообще всякого рода плетение из растительных продуктов, как и изделия из камня и глины, являются весьма важным воспитательным средством в деле развития самодеятельности, сообразительности, точности и аккуратности, глазомера, чувства изящного, художественного вкуса, фантазии, изобретательности и ловкости рук.           

В уезде нашем имеются удобные места для садоводства и лесоразведения; помимо утилитарного значения, эти две отрасли сельского хозяйства играют весьма важную роль в климатическом отношении для известной местности, особенно для нашего южного, степного, безводного края, где частое отсутствие атмосферических осадков в виде снега и дождя порождает засухи и вследствие этого – полный недород хлебов, кормовых трав и прочих продуктов сельского хозяйства, как в печальный 1899 год, со всеми последствиями голода; а распространяя в связи с садоводством и лесоразведением медоносные и шелковичные породы дерев и трав, можно вызвать другие весьма полезные и прибыльные отрасли сельского хозяйства – пчеловодство и шелководство, которые так же, как и мебельно-корзиночное производство и изделия из камня и глины, не требуя никаких материальных затрат и не отрывая работника от земли, при соответствии характеру сельского жителя, могут явиться весьма важным подспорьем в поддержании его хозяйства, тем более, что занятия последними отраслями могут свободно вести дети и старики.

Представляя вышеизложенное на благоусмотрение Комитета, в целях разрешения возложенной на него задачи, и в интересах улучшения экономического положения сельского населения нашего уезда, я полагал бы с своей стороны предпринять следующие меры:

1) Предпринять ходатайство об открытии в сёлах на совместные средства местных обществ, земства и Правительства, возможно большего числа двухклассных училищ, с увеличением продолжительности обучения в них до шести и семи лет и с введением в программу этих училищ преподавания отдельными учителями-специалистами различных отраслей сельского хозяйства, по местным условиям, а также курса популярной медицины, гигиены и ветеринарии и с расширением программы естествознания в этих училищах, особенно по местной флоре, и фауне и почвоведению.

2) О снабжении училищ участками земли, необходимыми для устройства при каждой школе если не опытных, дорого стоящих и требующих больших земельных участков, то по крайней мере показательных полей и станций по землепашеству, садоводству, виноградарству и виноделию, огородничеству, пчеловодству и шелководству и проч., сообразно требованиям местных условий.

3) Об учреждении на уезде несколько должностей инструкторов по различным отраслям сельского хозяйства и другим специальностям кустарной промышленности, для общего руководительства занятиями и направления действий школ и населений по этой части.

4) Необходимо исследовать в отношении внутреннего богатства и учредить или отдельные школы, или же отделения при существующих училищах каменотёсов и скульптурных изделий, керамических, – кирпичного, черепичного, изразцового, а также мебельно-корзиночного производств.

5) Необходимо заняться во всех сёлах уезда лесоразведением, путём устройства школьных празднеств «древонасаждения», с привлечением к участию в этих празднествах и взрослого сельского населения; насаждения следует производить на особо отведённых участках земли, по сторонам улиц, площадей, дорог, вокруг церквей, школьных и общественных зданий и дворов; помимо лесных пород посадочным материалом могут служить – плодовые и шелковичные деревья, медоносные растения, корзиночная ива и другой материал для плетения и мебельно-корзиночного производства.

6) Следует во всех сёлах при местных училищах устраивать возможно чаще публичные народные чтения с теневыми картинами по всем отраслям знания сельскохозяйственной промышленности, в том числе и по кустарному производству.

7) Необходимо снабдить возможно полно существующие при сельских школах публичные народные библиотеки и читальни книгами и популярными сочинениями, и периодическими изданиями по всем отраслям сельскохозяйственной промышленности, кустарному производству и популярной медицине, гигиене и ветеринарии.

и 8) Желательно поднять вопрос о введении во всём нашем обширном, изобилующем далеко ещё не тронутыми естественными богатствами, отечестве всеобщего обучения.

Все вышеизложенные мероприятия, имеющие целью улучшение экономического быта сельского населения нашего уезда, вполне применимы и без особых материальных затрат осуществимы на практике, по местным условиям нашего уезда.  

 

Категория: Мои файлы | Добавил: flirt
Просмотров: 408 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Поиск видео